Почему так сложно создать надежный беспилотный автомобиль
- 04 июня 2025 18:28
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Два десятилетия назад американские военные начали гонку по созданию самоуправляемых автомобилей, отправив флот начинающих роботов-транспортников через пустыню Мохаве в рамках своего основополагающего проекта Darpa challenge. К 2015 году технологии автономных транспортных средств получили широкое распространение, и индустрия была переполнена прогнозами о том, что беспилотные автомобили скоро появятся повсюду.
Этого не произошло. Bloomberg объясняет, в чем причина, и предлагает подробный обзор текущей ситуации с развитием беспилотных технологий.
Некоторые старые автопроизводители и стартапы отказались от своих усилий, сославшись на чрезмерные затраты и сложность, пишет агентство. Регулирующие органы усилили контроль над новой технологией после аварий с участием автомобилей, оснащенных системами частичной автоматизации.
Компании, которые все еще добиваются прогресса, действуют осторожно, осознавая серьезный репутационный ущерб, когда кто-то получает травмы или погибает в результате столкновения с самоуправляемым автомобилем. Компания Waymo, дочернее предприятие Google Alphabet, в марте представила свой сервис беспилотного такси в четвертом крупном городе США в партнерстве с Uber.
Компания Tesla планирует в июне запустить сервис роботакси только в Остине, штат Техас. Планируется, что для начала будет выпущено примерно 10-20 автомобилей Model Y, работающих под дистанционным управлением, что очень далеко от того, что обещал генеральный директор Илон Маск в 2019 году, когда сказал, что автопроизводитель через год выпустит на дороги один миллион роботакси.
Кто лидирует в области беспилотных автомобилей?
В конечном итоге Маск хочет предложить полностью автономный сервис по вызову такси, используя специально сконструированный двухместный автомобиль под названием Cybercab. Производство автомобиля, прототип которого не имеет рулевого колеса, может начаться в 2026 году. Но у Tesla есть послужной список невыполненных обещаний, и до сих пор неясно, как компания намерена перейти от продажи расширенных функций помощи водителю к полной автономии. Федеральные регулирующие органы изучают набор функций помощи водителю, которые Tesla позиционирует как полностью автономные после нескольких аварий, одна из которых привела к смертельному исходу.
На данный момент Waymo добивается значительных успехов, ее роботакси хорошо зарекомендовали себя в Финиксе, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Компания планирует привезти их в Атланту этим летом после того, как в марте впервые представила свой сервис в Остине. Waymo планирует внедрить некоторые из своих технологий в легковые автомобили Toyota, которые могли бы сделать автономное вождение более демократичным.
Китай стал центром активности благодаря десяткам стартапов, а несколько компаний расширяют свою деятельность по всему миру. Например, WeRide, которая в мае привлекла еще 100 миллионов долларов инвестиций от своего американского партнера Uber, планирует расширить предложение услуг роботакси в Дубае и Европе. А Baidu планирует протестировать и в конечном итоге запустить свой сервис автономного такси Apollo Go в Европе. Компания располагает одним из крупнейших в Китае парков роботакси, который работает в таких городах, как Пекин и Гуанчжоу.
Как продвигается развитие технологии?
Иногда может показаться, что за каждым достижением стоит серьезная неудача.
Ford Motor и Volkswagen AG закрыли свой бизнес по производству беспилотных автомобилей Argo AI в октябре 2022 года, что стало драматичным поворотом событий для компании, в которой работало более 2000 человек и которая некоторое время рассматривала возможность первичного публичного размещения акций.
Ford, который отказался от своих инвестиций в Argo на сумму 2,7 миллиарда долларов, сформировал новое подразделение, чтобы сосредоточиться на функциях помощи водителю. Генеральный директор VW Оливер Блюм позже отказался от планов Audi по созданию самоуправляемого автомобиля из-за медленного прогресса. Немецкий автопроизводитель все еще предпринимает определенные усилия, в том числе в рамках партнерских отношений с поставщиками Robert Bosch, Mobileye Global и Horizon Robotics.
Apple потратила миллиарды долларов на разработку автомобиля с возможностью автоматизации вождения так называемого четвертого или пятого уровня, прежде чем в феврале 2024 года приняла решение закрыть свой автомобильный проект. Несколько небольших стартапов, занимающихся созданием автомобилей без водителя, отказались от своих усилий.
General Motors закрыла свое предприятие Cruise в прошлом году после того, как в октябре 2023 года ее роботакси сбило пешехода в Сан-Франциско. Компания сосредоточила ресурсы на разработке автономных транспортных средств, которые она могла бы продавать потребителям, и улучшении функций помощи водителю Super Cruise. В мае GM наняла Стерлинга Андерсона, бывшего руководителя отдела автопилотов Tesla.
В мае компания Aurora Innovation объявила, что она возвращает человека за руль беспилотных грузовиков в Техасе, изменив курс менее чем через три недели после запуска там коммерческого сервиса. Компания сообщила, что решение переместить «наблюдателя» из задней части салона на водительское сиденье было принято по просьбе производителя грузовиков Paccar.
Каковы альтернативы полной автономии?
Современные системы помощи водителю, известные как ADAS, помогают водителям парковаться, оставаться на своей полосе и объезжать объекты с помощью камер, радаров и других датчиков. Системы могут предупреждать водителей и в некоторых случаях на короткое время перехватывать управление автомобилем, чтобы избежать столкновений.
Автопроизводители все чаще предлагают ADAS в своих автомобилях. Одним из первых низкоуровневых средств автоматизации стала антиблокировочная тормозная система, которая была внедрена более четырех десятилетий назад и стала стандартным оборудованием. Более современные системы предлагают такие функции, как экстренное торможение и автоматическая парковка.
Насколько интеллектуальны эти системы?
В отрасли системы автоматизации классифицируются от 0 до 5 уровня. Функции нулевого уровня просто передают информацию водителю, например, предупреждающий сигнал, когда вы выезжаете с полосы движения.
Автопилот Tesla относится ко второму уровню, поскольку требует постоянного участия водителя и контроля, во многом похожего на то, как пилот контролирует определенные автоматизированные системы в кабине самолета.
Mercedes-Benz Group предлагает автоматику третьего уровня, которая не требует ни удержания рук на рулевом колесе, ни наблюдения за дорогой, для некоторых автомобилей в определенных условиях в некоторых частях Германии и США.
Роботакси, которые тестируется в США и Китае, можно было бы отнести к категории более продвинутых систем четвертого уровня, но эти транспортные средства ограничены в возможностях передвижения. Вершиной, которой еще предстоит достичь, станут автомобили пятого уровня, способные автономно передвигаться везде и в любых условиях.
Кто внедрил ADAS?
Практически каждый крупный автопроизводитель сделал это, а самые модные системы предназначены для более дорогих автомобилей. Начиная с 2017 года, компания GM представила на Cadillac CT6 систему Super Cruise, которая позволяет водителям ненадолго отрывать руки от руля.
Флагманский электрический седан Mercedes, EQS, оснащен функцией, которая останавливает автомобиль и вызывает службу экстренной помощи, если водитель становится недееспособным. Клиенты в США могут воспользоваться системой Drive Pilot третьего уровня немецкого автопроизводителя, оплатив годовую подписку на 2500 долларов. Но он сертифицирован только для некоторых автострад в Калифорнии и некоторых районов Невады.
Компания Volvo Car разработала лазерные датчики lidar standard для своего флагманского спортивного электромобиля EX90. Дорогостоящее оборудование, с помощью которого астронавты «Аполлона-15» наносили на карту поверхность Луны, способно обнаруживать окружение автомобиля лучше, чем камеры.
Китайские автопроизводители оснащают системами помощи водителю даже бюджетные автомобили. В феврале BYD заявила, что в автомобилях стоимостью от 100 тысяч юаней (12 300 долларов) будут реализованы функции, обозначенные как стандартные для God’s Eye. Компания также планирует интегрировать программное обеспечение от DeepSeek, китайского стартапа в области искусственного интеллекта.
В чем преимущества частичной автоматизации?
Их несколько. Например, американские регуляторы безопасности видят такой большой потенциал в автоматических системах экстренного торможения, что решили ввести их в качестве стандартного оборудования для новых автомобилей начиная с 2029 года.
Присутствие людей имеет свои плюсы. Хорошо, когда есть человек, готовый вмешаться в случае сбоя технологии.
Этика беспилотных автомобилей — сложная тема, учитывая, что в определенных сценариях роботизированным автомобилям придется принимать решения о жизни и смерти.
Внедрять автономное вождение в промышленных масштабах гораздо сложнее и дороже, что требует многомиллиардных инвестиций.
В чем заключаются некоторые проблемы, связанные с ADAS?
Аварии со смертельным исходом, связанные с ADAS, привлекают большое внимание, особенно если в них участвует Tesla. Маск утверждает, что автопилот спасает жизни, но он использовал сомнительные данные, чтобы доказать свою правоту. С 2016 года Национальное управление безопасности дорожного движения США начало десятки расследований аварий с участием ADAS, в большинстве из которых участвовали Tesla.
Еще одна проблема: когда люди все еще принимают большинство решений, может проявиться плохое поведение. Водители злоупотребляют адаптивным круиз-контролем для превышения скорости, что, возможно, подрывает преимущества этой функции в плане безопасности, выяснил Страховой институт безопасности дорожного движения в исследовании, проведенном в 2022 году. Инженеры самих автопроизводителей также задремали во время тестирования — в конце концов, присматривать за роботом в скучных пробках может быть однообразной задачей.
К чему это приведет?
В 2015 году тогдашний генеральный директор Ford Марк Филдс предсказал, что беспилотные автомобили появятся на дорогах через пять лет. Год спустя Маск заявил, что Tesla продемонстрирует полностью автономную поездку из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к концу 2017 года — еще одна цель, которая так и не была достигнута.
Настоящий беспилотный автомобиль пятого уровня появится не ранее 2035 года, скорее, еще чуть позже, заявило агентство S& P Global Mobility в 2023 году. В последнее время появился некоторый оптимизм относительно того, что все может двигаться быстрее, поскольку роль советника Маска в администрации президента Дональда Трампа рассматривается как возможность обновить регулирование в пользу отрасли.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: