Почему пикапы становятся хитом продаж в России

- 17 июня 2025 01:06
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена — после небывалого взлета в 2023–2024 гг. сегодня продажи резко сократились практически во всех сегментах. Лишь относительно недавно на рынке начали появляться признаки стабилизации, хотя делать выводы пока рано. И все же на общем безрадостном фоне наблюдатели отмечают довольно удивительный феномен — параллельно с падением и стагнацией в легковом и грузовом сегментах наблюдается резкий рост продаж в секторе пикапов. Это вызывает нескрываемое удивление, учитывая тот факт, что в России и СССР такой тип кузова никогда не пользовался особой популярностью.
То, что приход на российский рынок пикапов превращается в полноценный тренд, стало окончательно ясно по итогам крупнейшей выставки коммерческого транспорта COMvex 2025.
О причинах таких изменений и об общей ситуации на рынке грузовой техники журналисту издания «Ридус» рассказала Наталья Королева, заместитель генерального директора АО «МБ РУС» — эксклюзивного дистрибьютора пикапов и фургонов Foton в России.

«Ридус»: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на автомобильном рынке? Можно ли считать происходящее полноценным кризисом? И если да, то когда всё закончится?
Наталья Королева: К сожалению, никто не может точно предсказать, когда ситуация на автомобильном рынке стабилизируется. Продолжительность и последствия текущей ситуации будут зависеть от многих факторов, включая:
- геополитическую обстановку;
- экономическую ситуацию в России и мире;
- способность автопроизводителей адаптироваться к новым условиям;
- государственную политику в отношении автомобильной промышленности и т. д.
В целом на российском автомобильном рынке сохраняются ожидания стабилизации на уровне 80 — 100 тысяч проданных автомобилей в месяц. При сегментированном анализе наибольшую устойчивость демонстрирует рынок лёгких коммерческих автомобилей (LCV). Так, по итогам апреля 2025 года снижение объёмов продаж в этом сегменте составило порядка 16%, что является относительно незначительным показателем на фоне более глубокого падения в других категориях.
«Ридус»: Почему так происходит?
Наталья Королева: Сегмент LCV демонстрирует более устойчивые перспективы на фоне общего спада. На рынке в целом присутствует умеренный оптимизм, связанный с ожиданиями экономического оживления. Буквально накануне министр финансов РФ заявил, что фаза замедления экономики, по его мнению, достигла предела, и настало время рассматривать меры по её стимулированию. Во втором полугодии участники рынка ожидают позитивной динамики.
Тем не менее текущая ситуация остаётся сложной — речь идёт как о возвратах техники в лизинговые компании, так и о значительных объемах ТС на складах. По состоянию на конец апреля на складах числилось сотни тысяч единиц автотехники, и этот объём продолжает увеличиваться за счёт техники, изымаемой у владельцев.
«Ридус»: Вы имеете в виду «отказников»?
Наталья Королева: Значительная часть компаний сегодня сталкивается с высокой финансовой нагрузкой и неспособностью своевременно исполнять обязательства по лизинговым платежам. В результате техника возвращается лизинговым компаниям, и это становится дополнительным источником насыщения рынка — наряду с переполненными складами дилеров и дистрибьюторов.
Ситуация остаётся непростой и в ближайшие месяцы — в частности, в течение лета кардинальных изменений не ожидается. Определённые позитивные сдвиги возможны ближе к середине или концу третьего квартала, а в четвёртом квартале можно будет говорить о начале стабилизации. Прежде всего, по официальным продажам, когда будет пройден пик перенасыщения, начнётся постепенное снижение процентной ставки, и участники рынка адаптируются к новым условиям.
Пока же наблюдается замедление в сегменте грузоперевозок — упали тарифы, активность снизилась, рынок выжидает.
Тем не менее, в России сохраняются устойчивые долгосрочные перспективы для развития коммерческого транспорта и логистики. Экономика остаётся ориентированной на развитие инфраструктуры, особенно в регионах. Восточные и северные территории страны, включая Дальний Восток, обладают высоким потенциалом спроса на коммерческую технику. Этот спрос сейчас временно отложен, но он обязательно проявится. Сектор LCV и грузового транспорта имеет все шансы на восстановление и возвращение к объёмам продаж, характерным для 2023–2024 годов.
«Ридус»: Раз уж заговорили о прогнозах и горизонтах… Сегодня многие ваши коллеги высказали мнение, что на стабилизацию рынка уйдёт год-полтора. Вы согласны с этим?
Наталья Королева: Как правило, именно так и происходит: по мере приближения к концу 2025 года мы начнём наблюдать положительную динамику, свидетельствующую о переходе к этапу стабилизации. Экономические процессы, как и природные или эволюционные, носят циклический характер — после резкого спада неизбежно наступает фаза восстановления.
Когда в третьем — четвёртом квартале станет очевидным разворот экономических тенденций, можно будет говорить о формировании устойчивых перспектив. При этом речь, скорее всего, не идёт о стремительном росте — скорее о плавном, сбалансированном и поступательном развитии.
Мы уже вышли из состояния ажиотажного спроса, когда покупатели стремились приобрести любую технику в условиях неопределённости. Сегодня рынок более зрелый, и потребители подходят к выбору взвешенно. Это создаёт благоприятную среду для компаний, ориентированных на стратегическое планирование и устойчивое развитие.
Пока что рынок живёт в условиях краткосрочного горизонта планирования, однако предпосылки для перехода к более долгосрочной модели постепенно формируются.
«Ридус»: Более практический вопрос. Сейчас вы активно делаете акцент на пикапах. Чем объясняется именно такой выбор? Долгое время это был далеко не самый популярный тип кузова в России. Вы видите особые перспективы такого рынка?
Наталья Королева: Выбор в пользу пикапов был вполне осознанным шагом. Мы наблюдаем устойчивый рост этого сегмента, который за последние три года увеличился в три раза. Это нетипичная динамика для текущего состояния российского авторынка, и именно она сигнализирует о значительном потенциале данного направления.
Начиная с 2023 года, российские потребители стали воспринимать пикапы не просто как утилитарный транспорт для малого бизнеса, а как многофункциональные автомобили, сочетающие возможности внедорожника с комфортом для повседневного и семейного использования. Это изменение в восприятии и стало драйвером спроса.

Мы решили войти в этот сегмент, предложив доступный и функциональный продукт — Foton Tunland G7, а в 2025 году представим его более современную и технологичную версию — Tunland G9. Она отличается обновлённым экстерьером и интерьером.
Вторым шагом стала презентация пикапов нового уровня — полноразмерных и премиальных Tunland V7 и V9 на платформе P4. Это решение для аудитории, ориентированной на технологичность, индивидуальность и активный образ жизни. Такие автомобили становятся инструментом самовыражения, а не просто средством передвижения.
Сегодня на рынке ощущается нехватка доступных полноразмерных пикапов — официально кроме FOTON никто из зарубежных брендов не представлен, а аналоги имеют высокую стоимость и ограниченную доступность. Мы же предлагаем полноценную альтернативу с современными характеристиками и возможностью официального обслуживания. Это и делает сегмент пикапов одной из наиболее перспективных ниш в текущих рыночных условиях.
«Ридус»: В своё время поклонники американских пикапов представляли собой довольно узкий и специфический сегмент — это был, скорее, имиджевый автомобиль, а не рабочая лошадка. Естественно, никто не использовал его для перевозки сена. Аналогичная ситуация была и с пикапом X от Mercedes: высокая цена и акцент на статус. Поэтому не совсем ясно, на кого ориентирована ваша премиальная модель сейчас. Кто ваша целевая аудитория?
Наталья Королёва: Отличие в том, что несмотря на премиальный статус, наш пикап остаётся заметно более доступным. Мы сознательно не уходим в сегмент с чрезмерно высокой стоимостью, а предлагаем клиенту продукт, в котором чётко прослеживается соотношение цены и качества.
Безусловно, это не утилитарный транспорт. Но если клиент соберётся в длительное путешествие, он сможет без труда загрузить в кузов запасные колёса, дополнительное оборудование или багаж. Более того, у нас предусмотрена версия с возможностью установки второго уровня багажника, что расширяет функциональность.
Мы ориентируемся на аудиторию, для которой модели уровня G7 или G9 могут казаться простыми. Это покупатели, привыкшие к иному уровню комфорта, эстетики и оснащения, но при этом ищущие разумную альтернативу привычным внедорожникам. Расширяя линейку, мы стремимся охватить как можно более широкую аудиторию — от рациональных предпринимателей до тех, кто выбирает автомобиль по уровню стиля и индивидуальности.
«Ридус»: То есть вы нацелены на ту аудиторию, которая ранее отдавала предпочтение премиальным внедорожникам?
Наталья Королёва: Именно так. По уровню комфорта, в том числе на заднем ряду в условиях длительных поездок, модель на платформе P4 — это уже не утилитарный пикап, а полноценный внедорожник. В ней отсутствует то ощущение «рабочей машины», которое обычно ассоциируется с коммерческим транспортом. Это совершенно иное качество восприятия.
«Ридус»: А каковы ваши прогнозы по сегменту LCV на ближайшее время, особенно в контексте выхода из текущего кризиса?
Наталья Королёва: Мы уже наблюдаем оживление интереса к цельнометаллическим фургонам — спрос начал постепенно восстанавливаться. Со своей стороны, мы активно стимулируем продажи, предлагая клиентам разнообразные инструменты: финансовые программы, сервисные пакеты, сертификаты и другие формы поддержки. Наша задача — сформировать максимально сбалансированное предложение, привлекательное как по стоимости, так и по качеству.
Дополнительно мы готовим к выводу новую модель — компактный городской фургон View, ориентированный на так называемое «последнее плечо» в логистике. Это особенно актуально в городской среде, где растёт спрос на мобильные и экономичные решения. При этом на сегодняшний день в этом сегменте практически отсутствует конкуренция, что открывает перед нами значительные рыночные возможности.
«Ридус»: В последнее время на разных уровнях идут разговоры о возможном возвращении в Россию ранее ушедших автомобильных брендов. Понятно, что пока это предположения. Но если они действительно вернутся, будет ли готов к этому наш рынок? Как будут складываться их взаимоотношения с теми, кто сейчас находится на рынке?
Наталья Королева: Прогнозировать, как будет складываться ситуация на российском автомобильном рынке с точностью невозможно, особенно в условиях такой высокой степени неопределённости. Однако если гипотетически предположить, что на рынок вернутся сразу несколько иностранных брендов — европейских, японских, корейских — при уже сложившемся присутствии китайских производителей, им всем придётся сосуществовать и конкурировать в одном пространстве.
Следует учитывать, что за последние несколько лет китайские автопроизводители продвинулись далеко вперёд — как в плане технологического уровня, так и в вопросах ценообразования. Если европейские компании захотят вернуться, им придётся либо предложить аналогичное качество, либо скорректировать ценовую политику, чтобы соответствовать новой рыночной реальности. В противном случае конкуренция будет для них крайне непростой.
«Ридус»: А корейские и японские бренды?
Наталья Королева: Что касается корейских и японских брендов — безусловно, у них есть сильные продукты, и они также адаптируются к новым условиям. Но реалии таковы, что сегодняшние игроки рынка, работающие с текущими брендами, вряд ли откажутся от выстроенных за последние годы бизнес-моделей ради возвращения прежних производителей. Скорее всего, речь пойдёт о параллельном развитии, при котором вновь пришедшие бренды будут искать свою нишу.
«Ридус»: То есть вы не думаете, что они сразу придут к вам?
Наталья Королева: Чтобы вернуть доверие, новым игрокам потребуется серьёзная инвестиция в лояльность — в том числе и через длительные пробные программы, бесплатные тест-драйвы, расширенные гарантии. Однако компании, которые за последние три года смогли выстроить устойчивый бизнес и укрепиться на рынке, не отдадут позиции без борьбы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: