+-2
Сохранить Сохранено 7
×

Почему осушенные болота для планеты страшнее самолетов


Почему осушенные болота для планеты страшнее самолетов

© Соцсети

В разговорах об изменениях климата часто мелькают ископаемое топливо и транспорт, особенно самолеты, но редко кто вспоминает о торфяниках. Между тем они хранят в два раза больше углерода, чем мировые леса, и в текущем состоянии зачастую представляют собой бомбу замедленного действия для планеты.

В здоровом болоте заболоченность препятствует полному разложению растительного материала, поэтому углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а задерживается в земле. Метр торфа, вырастающий примерно на один миллиметр в год, содержит тысячелетнюю историю. В нем можно найти древнюю реликвию — шляпу из конского волоса, бронзовый котел или даже человеческое тело.

Но, к сожалению, люди осушили болота и топи во многих районах, чтобы превратить рыхлую почву во что-то полезное для выпаса скота и выращивания сельскохозяйственных культур. Это имело отрицательные последствия: торф попал в воздух, выбросив тонны углекислого газа в атмосферу, ухудшил качество воды и увеличил риск наводнений.

Страшнее самолетов

© unsplash.com

Около 11% торфяников в мире подверглись модификации и осушению. Эти деградировавшие водно-болотные угодья занимают менее 0,4% площади суши Земли, но на их долю приходится 5% антропогенных выбросов — больше, чем на авиацию. В Великобритании, например, разложившийся торф выделяет больше CO2, чем все деревья в стране.

Восстановление и сохранение осушенных торфяников должно стать главным приоритетом в борьбе с изменением климата, считает обозреватель Bloomberg Лара Уильямс. Хитрость заключается в обеспечении достаточного финансирования.

Реставрация торфяников предполагает восстановление условий для того, чтобы ландшафт снова функционировал как губка. В том числе укрепление крутых берегов оврагов, чтобы остановить эрозию, строительство дамб, чтобы замедлить сток воды со склонов, и покрытие участков голого торфа вереском, чтобы стимулировать рост ключевых болотных видов, таких как сфагновый мох.

Та же Великобритания выделяет государственное финансирование на восстановление торфяников, но этого недостаточно, чтобы покрыть все работы, которые необходимо выполнить. Кроме того, повторное обводнение — это лишь половина задачи. Регулярный мониторинг проектов, наряду с любым техническим обслуживанием, тоже нуждается в финансировании. Но правительство в настоящее время не финансирует такие работы. Следовательно, необходимы частные денежные средства. И с ними все непросто.

Проблема углеродных кредитов

Основной механизм привлечения частных инвестиций к восстановлению и содержанию водно-болотных угодий — кодекс о торфяниках. Он создан Британской программой по торфяникам Международного союза охраны природы (МСОП) и позволяет разработчикам таких проектов количественно оценивать климатическую выгоду от своей работы и продавать углеродные единицы на добровольном углеродном рынке. Запущенные в 2015 году, почти 250 проектов генерируют углеродные кредиты на торфяниках в Великобритании.

Но есть опасения, что стандарты корпоративного использования углеродных компенсаций блокируют жизненно важную частную поддержку. Британская программа по торфяникам МСОП направила письмо, подписанное компаниями, инвесторами и организациями, в адрес Инициативы по научным целям (SBTi). В нем говорится, что руководство глобального органа «значительно ограничивает международные усилия» по устранению последствий деградации торфяников.

SBTi — это результат сотрудничества между CDP Worldwide, Глобальным договором ООН, Институтом мировых ресурсов и Всемирным фондом природы. Программа разрабатывает стандарты, инструменты и рекомендации, которые помогают компаниям устанавливать целевые показатели по сокращению выбросов в соответствии с достижением чистого нуля к 2050 году.

Суть проблемы в том, что SBTi требует использовать для компенсации остаточных выбросов только кредиты на удаление углерода, которые приводят к долгосрочному поглощению углекислого газа. А кредиты на торфяники классифицируются как средства предотвращения выбросов, и их продажи падают, поскольку компании осознают их ограниченную ценность для своих целей в соответствии со стандартами SBTi.

Позиция SBTi логична: чтобы свести на нет попадание тонны CO2 в атмосферу, она должна быть удалена и храниться длительное время. Но, как отмечают специалисты по торфяникам, при этом игнорируется тот факт, что их восстановление активно останавливает выбросы. Что лучше — заплатить за тушение пожара или за обещание предотвратить возгорание, задаются вопросом эксперты.

В SBTi агентству сообщили, что организация открыта для обсуждения этого вопроса. Авторы письма хотели бы, чтобы торфяники были более широко представлены в ее будущих руководствах, учитывая важность этих уникальных ландшафтов для борьбы с изменением климата.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-2

 

   

Комментарии (1)

  • Семён Семёныч
    Семён Семёныч 27 марта

    Спасибо за интересную, познавательную статью! В нашей стране тоже осушали болота. Например, на месте строительства или даже на месте города. Почему так важны болота, я прочитал в одном журнале. Там говорится: «Заболоченные зоны служат не только очагами дикой жизни, но и экосистемами. Они — естественные фильтры для удаления грязи и отравляющих веществ из рек и ручьев и подземных водоносных горизонтов». Научатся ли люди жить в гармонии с Землей? Пока факты не говорят ничего хорошего. Создатель Земли — Иегова Бог — дал Землю людям в подарок. В скором будущем Он научит всех людей заботиться о природе и люди больше не будут наносить вред Земле: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Псалом 113:23, 24).

    Ответить
    0 +