+11
Сохранить Сохранено 7
×

Паразиты: кто погубит компании в новую эпоху


Татьяна Рыбакова

Более 20 лет пишет об экономике и ее роли в жизни общества для ведущих деловых и общеполитических изданий. Автор книг о Сербии, ставших открытием на российском рынке. Лауреат премии «Золотое перо» за книгу «Вкусная Сербия», неоднократно награждалась за публикации по экономике в российских СМИ. Имеет экономическое, литературное и психологическое образование. В настоящее время живет в Сербии.

Все статьи автора

Паразиты: кто погубит компании в новую эпоху

Недавно подруга поделилась историей. Бренд-менеджер крупной компании, известной на рынке, попросила ее найти корректора для срочной работы. Корректора подруга нашла, одного из лучших на рынке, работа была выполнена, денег не заплатили. После гневного поста в соцсети, написанного подругой, деньги выплатило пиар-агентство, работающее на эту компанию – во избежание потери репутации. Бренд-менеджер, похоже, до сих пор не понимает, что, собственно, тут такого. А в комментариях под постом разверзся ад. Множество людей стало вспоминать не столько работодателей, «забывших» об оплате, сколько вот таких менеджеров, нанимающих людей делать их работу. Причем, за ничтожные доли процента от получаемых ими зарплат.

Говорят, впервые услугами «литературных негров» начал пользоваться Александр Дюма. Впрочем, художники еще в эпоху Возрождения оставляли ученикам дописывать детали своих картин. Однако в те времена речь шла о вспомогательных работах - процесс творчества оставался за автором. Сегодня же огромная армия высокооплачиваемых менеджеров занята лишь тем, что «коммуницирует», «организует процесс» и «презентует». Говоря прямо: льстит начальству, гнобит подчиненных и заставляет их делать свою работу, присваивая результаты чужого труда на презентации продукта.

Впрочем, прогресс не стоит на месте – сегодня модно все отдавать на аутсорсинг – в том числе, и выполнение собственных обязанностей. Мне приходилось встречать удивительные примеры. Целый отдел пресс-службы Очень Важной Организации, в котором никто не умел писать – даже простейшие пресс-релизы. Релизы и новости писали за них нанятые на стороне журналисты – им, кстати, тоже «забывали» заплатить. Креативного директора одной из крупнейших российских компаний, который любил объявить тендер на разработку концепции продвижения продуктов компании – и потом всем отказать, отдав подчиненным чужие идеи для компиляции якобы собственной концепции. Топ-менеджеров, ведущих (и приводящих) компании к краху, потому что все, что они умели – красиво пускать пыль в глаза.

Все они, как в нашумевшем корейском фильме «Паразиты» выдавали себя не за того, кем являлись. Только, в отличие от героев фильма, жили они весьма и весьма неплохо.

Такие паразиты за десятилетие легких денег расплодились по всему миру и заняли места топов самых успешных компаний. Более того – на этом явлении возник целый бизнес, занимающийся их обслуживанием. Зачастую, и в этом бизнесе окапывались паразиты. Знакомый программист несколько лет зарабатывал тем, что выполнял работу целой компании, которая на аутсорсинге взялась выполнять исследования для одного из крупнейших ИТ-гигантов мира. С него эти паразиты даже подписку взяли о неразглашении. На заработки он не жаловался, вот только сожалел, что не может упоминать эту работу в своем портфолио: все же в одиночку проводил работу семи человек.

Но эпоха легких денег заканчивается. Центробанки всего мира, вливавшие в финансовую систему ликвидность после кризиса 2008 года, начинают сворачивать свои программы стимулирования. Ковид тоже заставил многие компании затянуть пояса. И акционеры компаний все чаще начинают спрашивать у топ-менеджеров сакраментальное: где деньги, Зин? То бишь, где прибыль и почему так велики расходы?

Выясняется удивительное. Вот уважаемый швейцарский банк Credit Suisse. Еще в начале 2020 года его потряс скандал с дракой топ-менеджеров и слежкой за уволенными сотрудниками. Затем банкротство крупного кредитора Greensill Capital – на ликвидацию последствий, как признал сам банк, потребуется несколько лет. Затем – рухнул хедж-фонд Archegos Capital Management, которому банк предоставлял миллиарды на рискованные биржевые операции. Сколько времени уйдет на покрытие этих убытков, еще не подсчитано. Все эти убытки – «заслуга» топ-менеджмента банка, представлявшего блестящие отчеты и не замечающего, как деньги банка и его акционеров профукиваются азартными игроками.

Банк сменил несколько генеральных директоров, но лишь предпоследний из них начал решительные кадровые перестановки – похоже, приехавший из Португалии CEO просто пришел в ужас, увидев, кто руководит большими деньгами. Но знаете, почему этот гендиректор стал предпоследним? Его уволили. За то, что прилетев в Англию, пошел на спортивный турнир во время карантина. На фоне “достижений” предшественников – мелочь, а ведь прежде совет директоров до последнего цеплялся за проштрафившихся топов. А в этот раз даже солидные деловые издания, обычно ратующие за высокие моральные качества, вакцинацию и прочие ESG не скрывали удивления ничтожностью повода. Возможно, ответ в том, что паразиты нанесли ответный удар?

Будет ли новый гендиректор Credit Suisse избавляться от паразитов в банке, покажет время. Если нет – что ж, банк давно готов поглотить его давний конкурент UBS. Ровно это и будет в ближайшее время происходить с компаниями, не сумевшими избавиться от паразитов: их будут поглощать конкуренты или они обанкротятся. Как говорил Уоррен Баффет: «Во время отлива становится видно, кто купался без плавок». Сейчас в финансовом мире начинает «отлив» – легких денег, легкой работы, легких карьер. Тут-то тех, кто не умеет отличать работников от льстецов-паразитов, и возьмут голенькими.

Кстати, недавно узнала, что мой знакомый-программист теперь работает в той самой корпорации, на которую несколько лет трудился через паразита-посредника. Оказывается, там решили, что аутсорсинг слишком дорог и объявили тендер на выполнение работ. Знакомый выиграл его легко – благо, задания знакомые. Правда, работодателю так и не признался, что выполнял эту работу и раньше в качестве “негра”. Знаковая история. Мне кажется, вскоре будет много подобных. И не исключено, что вышеописанного бренд-менеджера тоже заменят на того, кто умеет делать свою работу. Кстати, ту пресс-службу в Очень Важной Организации тоже разогнали. И креативный директор – любитель фальшивых тендеров, слетел со своего поста. Отлив начинается, и паразитам поздно прикрывать причинные места.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+11

 

   

Комментарии (0)