П.В.Миков: "Любое решение касается детей"
- 26 мая 2012 04:37
- HilgaEtiainen
С 2010 года город Пермь является участником глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям». За то время реализации инициативы городу удалось достичь определенных результатов в решении проблем детства. Однако все еще существуют вопросы, которые требуют пристального внимания со стороны городских властей.
Об этих проблемах, а также о возможностях их преодоления в Перми мы поговорили с Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае Павлом Владимировичем Миковым
-Какие, на Ваш взгляд, в Перми существуют проблемы, связанные с
детством?
Если говорить об итогах 2011 года, то должен отметить, что из 2х тысяч обращений по краю, из города Перми от детей, от законных представителей и т. д. поступило 1021 обращение.
Статистика говорит, что по сравнению с 2010 годом, Количество обращений гражданам именно из города Перми увеличилось на 68%. При этом большинство из них (632) – ходатайства об оказании консультативной помощи по защите ребенка, что говорит о том, что не хватает бесплатной юридической помощи, что не хватает институтов, механизмов, в которых могли бы люди, в том числе и дети, получить некоторые правовые консультации в отношении защиты прав детей.
То, что касается жалоб. Ведь именно по жалобам мы и определяем остроту тех или иных проблем, и соответственно, остроту тех или иных прав. На 1м месте стоят обращения, жалобы, связанные с нарушением права на жилище несовершеннолетних жителей города Перми (25%). Картина достаточно типична не только для Перми, но и для других территорий, поскольку, на данный момент, Жилищный кодекс РФ стоит на защите прав собственников. А дети, после развода родителей, приобретая статус бывшего члена семьи, оказываются без жилья. Затем, каждая пятая жалоба – это жалобы на нарушение статьи 38 Конституции РФ «Защита материнства, семьи и детства». Также, продолжает остро оставаться тематика права на образование – 14 % обращений от общего количества, право на социальное обеспечение детей – 12% жалоб и право на охрану здоровья – 4%. То есть, сами обращения свидетельствуют о наиболее часто нарушаемых правах детей в городе Перми.
Помимо жалоб мы выделяем несколько проблем, а это:
• Все, что связано с несовершеннолетними, которые обучаются в учреждениях начального, среднего профессионального образования и проживают в общежитиях. Эту проблему мы видим с нескольких сторон: начиная от неудовлетворительных условий проживания, и заканчивая отсутствием системы воспитательной деятельности, отсутствием системы профилактики правонарушений этими несовершеннолетними обучающимися и т.д.
• Проблема, связанная с тем, что детские учреждения, которые по подведомственности не относятся к муниципалитету, например, детские дома, учреждения дополнительного образования и т. д. Тут они просто выпадают из общего пространства детства городской подведомственности. Это ведет к таким проблемам, что дети не воспринимаются как городские жители, а это, в свою очередь, создает определенные трудности.
• Кроме того, не будем забывать, что на территории города Перми находятся два учреждения закрытого типа. Это следственный изолятор №5, где содержатся несовершеннолетние, и Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Отсюда, у комиссии по делам несовершеннолетних этих районов, где располагаются данные учреждения, должна быть выделена отдельная функция по проверке этих учреждений. Хотя формально, эти дети не городские, но тем не менее администрация должна вести контроль.
-Какие Вы видите пути решения этих проблем?
Исходя из конкретной проблемы, можно провести разные мероприятия. Если говорить о жилье, то здесь важно, чтобы город строил или приобретал жилье за счет бюджета города для того, чтобы можно было бы в кризисной ситуации туда поселить семью с детьми. Если речь идет о праве получения информации, о механизме реализации прав и так далее, то, следовательно, необходимо стимулировать появление некоммерческих, общественных организаций, которые оказывали бы бесплатные юридические консультации жителям города по вопросам защиты прав. Все зависит от каждой проблемы отдельно. Если речь идет о защите прав детей в закрытых учреждениях, то ясно, что здесь должна система работы территориальных комиссий, которые планово должны эти учреждения посещать, проводить мониторинги, своевременно выявлять, предупреждать факты возможного нарушения прав детей в закрытых учреждениях.
- Одним из положений инициативы ЮНИСЕФ является участие детей в решении вопросов, которые затрагивают их интересы. Каким Вы видите механизм учета детского мнения?
С учетом особенностей географических города, конечно, мы должны подумать, что будет наиболее реальным, по участию детей в жизни города. Например, я вижу особенности какие. Дело в том, что сейчас в городе Перми механизм участия идет по нескольким направлениям. Первое, это через участие детей в детских общественных объединениях, организациях, в том числе сетевых на уровне города. Это первый реальный путь, через который дети реально могут участвовать в жизни города. Второй путь связан с созданием и функционированием на уровне районов при администрациях, как это есть в Дзержинском районе, таких советов, коллегиальных органов, в которые входят и старшеклассники школ города. Затем, у нас пока еще не очень хорошо используется такой механизм как Территориальный орган самоуправления (ТОСы) для участия детей в жизни города. Они пока ассоциируются как клубы людей пожилого возраста. На самом деле, это орган где дети могли бы быть реально включены в работу. Ясно, что нужно помимо районов, создавать общегородские площадки для встречи с чиновниками. Затем, конечно это должен быть общегородской детский форум с различными дискуссионными переговорными площадками. То есть форматы нужно максимально разнообразить, но для этого надо, чтобы у взрослых было желание не проводить игру в «управление», а воспринимать детей как серьезных партнеров.
-Если бы Вы были Главой города, то какие шаги по решению проблем в
сфере детства предприняли в первую очередь?
Ну, у мэра есть определенная функция. Я бы, во-первых, инициировал, создание единой городской программы развития детства, которая включала бы в себя все аспекты. Сейчас получается, что каждое ведомство создает свои ведомственные программы, которые отражают одно направление, один аспект жизни ребенка. А общего, комплексного подхода, где бы была видна взаимосвязь между, например, улучшением инфраструктуры в городе и улучшением качества жизни детей нет. И собрав чиновников, руководителю каждого ведомства я бы задал один простой вопрос « Что ваш департамент делает для того, чтобы ваш город был доброжелателен к детям?». И те же самые люди, которые далеки от детства, тоже ответили на этот вопрос и отметили для себя проблему. И, как я уже говорил, необходимо инициировать общую комплексную программу «Дети города Перми», для того, чтобы можно было бы политику выстраивать не на уровне ведомств, а исходя из интересов детей.
Также, очень важно проанализировать городской бюджет с точки зрения его целевого назначения на детей. Ведь каждый раз, когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией, нам говорят, что денег нет, хотя и денег в бюджете много. Так, нужна серьезная экспертиза бюджета города на предмет комплексной детской политики, чтобы мы понимали, где сегодня «дыры», где «провалы», а где «трещины». Ну и последнее, это обязательные регулярные встречи с детьми на уровне серьезного детского экспертного мнения при принятии судьбоносного решения в жизни города. Поскольку хоть и говорят, что дети не могут ничего сказать, но любое решение, принимаемое городской властью, касается не сегодняшних взрослых, а завтрашних взрослых - сегодняшних детей. И нужно, конечно же, на это обращать внимание.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: