Открыты новые нейроны в головном мозге, отвечающие за потерю памяти

© Shutterstock

Ученые из Седарс-Синайского медицинского центра (США) открыли новый тип клеток мозга, который участвует в формировании памяти и отмечает границу между отдельными событиями, которые мы переживаем.

Благодаря этому механизму данные нейроны были названы пограничными клетками, которые возбуждаются, когда происходят новые события, и предположительно участвуют в развитии болезни Альцгеймера.

Изначально пограничные клетки были обнаружены у людей с эпилепсией, которым перед операцией в гиппокамп ввели электроды и попросили посмотреть разные изображения.

Как пояснил доктор Ули Рутисхаузер, его целью было доказать, что память не является непрерывной и формируется отдельными кластерами. Для этого он попросил 19 пациентов с электродами тщательно посмотреть разные эпизоды отдельных фильмов.

Клетки гиппокампа, которые отвечают за сохранение информации.

Гиппокамп, который отвечает за сохранение информации.

© Istockphoto

Около 7% нейронов у этих людей оказались пограничными клетками, чья активность достигала пика, когда на экране происходило что-то новое. Активность этих клеток сигнализирует о том, что мозг должен сформировать новую память, подобно тому, как на компьютере мы создаём новую папку для файлов.

Пограничные клетки отмечали начало и конец каждой сцены, а затем помещали память об этом в специальные «файлы» в головном мозге. Таким образом мозг собирал в цепочку разрозненные кусочки воспоминаний, создавая отдельную историю. В качестве аналогии доктор Рутисхаузер привёл фотографии на смартфоне, которые группируются в отдельные папки, а одна ключевая фотография становится заголовком всего события.

Весь этот процесс связан с возбуждением пограничных и событийных клеток. Ученые предположили, что мозг использует пограничные клетки в качестве маркеров для «беглого просмотра» прошлых воспоминаний. Когда мозг находит знакомый паттерн срабатывания, он «открывает» это событие.

Клетки гиппокампа.