+30
Сохранить Сохранено 7
×

От «Тайфуна» до «Ахмата»: как производятся российские бронеавтомобили


От «Тайфуна» до «Ахмата»: как производятся российские бронеавтомобили

Прошедший год обернулся невиданными ранее испытаниями для отечественной промышленности и в первую очередь для машиностроения. О том, что на протяжении всего этого времени происходило в отрасли, с какими переменами столкнулись предприятия ОПК и что они вынесли из происходящего, «Ридус» поговорил с генеральным директором АО «Ремдизель» Александром Захаровым.

«Ридус»: Александр Владимирович, расскажите, что изменилось в вашей производственной деятельности за прошедший год?

Александр Захаров: Год был достаточно сложный. Как и у всех предприятий ОПК, наша задача заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки нарастить программу выпуска техники. Как и все предприятия, опять же, мы столкнулись с колоссальными проблемами логистики.

Перед нами стояла многоуровневая задача: с одной стороны, мы должны были в кратчайшие сроки освоить выпуск повышенного объема продукции, с другой — в этот самый момент у нас рушилась вся логистика. В итоге нам пришлось заново выстраивать логистические цепочки по многим направлениям.

Также пришлось пересмотреть свои технологии. В этой части мы перешли на конвейерный тип сборки машин. Если раньше мы вполне могли обходиться сборкой машин на постах, то в прошлом году, учитывая возросший объем заказов, нам пришлось полностью эту технологию пересмотреть.

В принципе, мы добились хороших результатов, стали темпово собирать машины. Это как раз и позволило нам выполнить гособоронзаказ в полном объеме, несмотря на то, что его увеличение было колоссальное. По-хорошему, только для того, чтобы раскрутить логистику и подготовить производство, в нормальном режиме нужно по крайней мере месяца два. Мы же все делали параллельно.

«Ридус»: Я так понимаю, сильно возросла доля продукции для федерального заказчика?

Александр Захаров: Мы — предприятие, которое по большей части имеет госконтракты, то есть мы изначально не заточены под коммерческую деятельность. Заказы возросли, но при этом задача была не упустить и коммерческое направление, потому что в свое время министр промышленности ставил задачу по диверсификации, и мы эту задачу начали активно решать в 2021 году. Даже несмотря на увеличение гособоронзаказа, мы не упустили коммерческое направление и продолжили его развивать.

«Ридус»: С какими трудностями вам пришлось столкнуться в это время?

Александр Захаров: У нас в прошлом году была задача в кратчайшие сроки обеспечить армию необходимой техникой. Нами была спроектирована абсолютно новая машина, в народе ее называют «Ахмат». Машина была создана за 25 дней, и еще через 15 дней мы поставили первую партию из десяти штук заказчику.

Бронемашина «Ахмат».  © Ремдизель
Бронемашина «Ахмат». © «Ремдизель»

«Ридус»: А что она из себя представляет?

Александр Захаров: «Ахмат» — это машина с колесной формулой 6 × 6, имеет под собой базовое шасси «КамАЗ», на нем установлена бронекапсула нашего производства. На сегодняшний день это одна из самых защищенных машин.

Сразу замечу, это не боевая машина, а транспортная, но в любом случае она имеет турель и ее можно оснастить каким-либо вооружением, например в виде пулемета. Машина рассчитана на десять посадочных мест.

На сегодняшний день мы имеем уже обратную связь от армии, их наша техника более чем устраивает. Крайне важно, что конструкция машины позволила нам выпускать ее в массовом порядке. Мы за прошлый год выпустили их столько, сколько было произведено заводом с момента его основания.

«Ридус»: Возможно, это следствие перехода на конвейерную систему?

Александр Захаров: Да. Мы запустили конвейер, мы используем современные технологии, такие как канбан (система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»), был выстроен четкий такт, под который работают люди на всех участках.

Тут, конечно, нельзя не отметить и людей, потому что с июня мы работали в режиме двух смен, которые покрывали две полноценные 12-часовые смены, без выходных. У производственников первый выходной случился 31 декабря в четыре часа вечера, а закончился 1 января в 12 дня. На самом деле люди очень мотивированы, они понимают задачу, уговаривать нам никого не приходилось, мы просто говорили, какие задачи перед нами стоят, и коллектив самоотверженно их выполнял.

«Ридус»: Возникали какие-то проблемы со смежниками, с поставщиками?

Александр Захаров: Конечно. Логистическая цепочка начала рушиться, с момента начала СВО многие поставщики потеряли кооперацию второго-третьего уровня, у кого-то, возможно, были и зарубежные поставщики, поэтому кооперация нарушилась. Но мы совместно с нашими поставщиками отработали импортозамещение, быстро нашли российские аналоги.

В принципе, задача была такая, что, помимо сборки машин в прошлом году, у нас стояла достаточно амбициозная цель по полному импортозамещению в автомобиле. Весь тот модельный ряд, который мы производили в прошлом году, мы полностью переработали на новом шасси, то есть на сегодняшний день машина, можно сказать, импортозамещенная практически на сто процентов.

«Ридус»: Сейчас все на отечественной базе?

Александр Захаров: Все основные машины, которые мы производили в прошлом году, они все на отечественном шасси, на отечественных материалах.

«Ридус»: Испытываете ли вы сегодня какой-то дефицит комплектующих?

Александр Захаров: По сути, нет. Кооперация выстроена, напряженно работаем, причем с колес, но каких-то глобальных проблем у нас на сегодняшний день нет.

«Ридус»: Как вы думаете, будет ли нынешняя ситуация способствовать ускоренному развитию собственных технологий?

Александр Захаров: Однозначно да. Мы это увидели еще в прошлом году. Поначалу, когда все это началось, у нас был первый шок или испуг. Мы понимали, что применяется в наших машинах, и не знали, есть ли этому аналоги на российском рынке. В частности, с точки зрения керамической защиты. Но, когда начали работать с предприятиями, с Минпромторгом республики и Российской Федерации, нашлось достаточно много российских аналогов. Единственное, в тот момент предприятия не были готовы к таким объемам. Но до конца прошлого года, в принципе, все российские заводы вышли на необходимые мощности. Сейчас критической ситуации с поставками нет.

«Ридус»: Где компания намерена брать технологии сейчас?

Александр Захаров: У нас достаточно опытное конструкторское бюро. Мы знакомим ребят с зарубежными аналогами, к которым имеем доступ, которые вывозятся из зоны СВО. Да и ребята тоже достаточно активные, они много читают, ищут в интернете. Мы сравнивали наши машины с зарубежными аналогами, по некоторым параметрам мы намного их выше.

«Ридус»: Вы сказали, из зоны СВО вам поставляются образцы. Это какая-то зарубежная техника? Как это вообще происходит?

Александр Захаров: Есть закрытые мероприятия, куда приглашают конструкторов, они выезжают на площадки и изучают технику, которую вывезли.

В любом случае у нас есть доступ к некоторым компаниям в дружественных нам странах, которые тоже производят защищенную технику, которые имеют иные технологии, иные материалы, конструкции. Мы в эти компании стараемся выезжать, поддерживать какие-то контакты, делимся знаниями.

«Ридус»: Проявляет ли «Ремдизель» интерес к небольшим частным стартапам, которые сейчас появляются в сфере его компетенций?

Александр Захаров: Мы в любом случае смотрим на все компании, которые так или иначе появляются в зоне наших компетенций. В прошлом году мы процентов на 30 расширили нашу кооперацию, в которую как раз вошли очень небольшие компании. Максимально пытаемся привлекать всех, кто может нам помочь в производстве наших машин.

По большому счету нам неважно, большое это предприятие или среднее. Если у него есть необходимые компетенции, необходимые знания и технологии, мы с удовольствием включаем его в кооперацию и работаем с ним.

«Ридус»: Как вы думаете, сторонние отечественные компании, включая именно маленькие стартапы, способны полностью компенсировать зависимость от импорта? Если да, то что для этого нужно?

Александр Захаров: Конечно, вопрос только в их финансировании. По большому счету у компаний знания есть, потребность в денежных средствах, которые им необходимы на развитие. Вопрос в стабильном заказе, который компания должна понимать. Если маленькое предприятие не понимает и не просчитывает перспективу двух-трех лет, вкладываться в него никто не будет.

Даже для тех партнеров, которых мы привлекали в прошлом году, мы должны были со своей стороны обозначить, что «ребята, заказ растет, мы вас однозначно будем обеспечивать заказами». Со многими из них мы заключили стратегические соглашения по кооперации. Они со своей стороны должны знать, какой объем заказа их ждет, а нам нужно понимать, что у нас есть поставщик, который нас обеспечит вовремя, качественно и по приемлемой цене.

«Ридус»: Что ждет «Ремдизель» от наступившего года?

Александр Захаров: В наступившем году у нас в любом случае сохраняются повышенные планы по гособоронзаказу, это, конечно, основная задача, по крайней мере в этом году. Мы провели стратегическую сессию, у нас фокус остается на диверсификации.

Сейчас мы обкатываем новые технологии, наша задача — увеличивать темп производства машин. Причем не только тех, которые базируются на серийном шасси и которые являются, скажем так, темповой продукцией, но и машин, имеющих более сложную конструкцию, и тоже выводить их на конвейерную сборку.

Наша задача — наращивать производственные мощности, расширять свои компетенции.

«Ридус»: Рано или поздно ситуация, в которой мы все находимся сейчас, закончится. Что к моменту ее окончания приобретет компания? Будет ли это какой-то весомый технологический и производственный опыт? Есть ли сейчас какое-то перспективное видение, какой станет компания к тому времени?

Александр Захаров: Компания однозначно повысит свою эффективность, потому что все-таки конвейерная сборка подразумевает под собой повышение эффективности сборочного производства, логистики, работы складского хозяйства, выстраивания системы планирования, системы кооперации. Это уже совершенно другой уровень.

«Ридус»: То есть к «постовой» системе вы уже возвращаться не будете?

Александр Захаров: Только по машинам мелкой серии. Есть очень тяжелые изделия, на которые заказ не слишком большой, их нецелесообразно собирать на конвейере, потому что они, в принципе, не темповые машины. Все остальное мы намерены перевести на конвейерную сборку.

«Ридус»: Можете что-то рассказать о машинах, которые сейчас у вас в работе?

Защищенный автомобиль специального назначения десантируемый «Тайфун-ВДВ». © «Ремдизель»
Защищенный автомобиль специального назначения десантируемый «Тайфун-ВДВ». © «Ремдизель»

Александр Захаров: Самая интересная машина — это, наверное, «Тайфун-ВДВ». Это как раз один из передовых аналогов, если смотреть вообще с точки зрения мирового производства автомобилей MRAP. Насколько я знаю, десантируемой версии защищенных автомобилей среди зарубежных аналогов нет. Наш автомобиль десантируемый, то есть его можно очень быстро доставить до необходимой точки по воздуху, произвести выброс и приступить к выполнению задач.

У нас вообще очень большое семейство машин, которые мы делаем практически для всех родов войск. Для этого у нас есть два базовых шасси. Например, безрамная машина 4386, состоящая из несущего корпуса, на который крепятся все элементы: трансмиссия, управление и тому подобное.

Российский бронеавтомобиль «Тайфун» К53949 «Феникс».© Соцсети
Российский бронеавтомобиль «Тайфун» К53949. © «Ремдизель»

И есть рамная, это машина 53949 «Феникс». Она строится на базовом шасси, на которое ставится бронекапсула. Как я уже говорил, все наши машины полностью переработаны, проведено импортозамещение, упрощение конструкции, потому что в войсках нужны простые и надежные машины по большому счету.

«Ридус»: Боевые модули могут ставиться на все ваши машины?

Александр Захаров: Не на все. Они оснащаются либо турелью, где это необходимо, либо боевым модулем. У нас разные боевые модули. Есть модуль с 30-миллиметровой пушкой, есть с пулеметами. Все выбирается в зависимости от технического задания заказчика.

«Ридус»: Сегодня очевидно, что будущее специальной (и не только) техники будет формироваться вокруг беспилотных и роботизированных машин. Рассматривает ли ваше предприятие это направление?

Александр Захаров: Да. Мы уже ведем ОКР, я, к сожалению, не могу о нем много говорить. Это машина, которая управляется дистанционно, она вообще не имеет места для пилота. При этом машина также может оснащаться вооружением. В принципе, человек дистанционно может подвести машину туда, куда необходимо в ходе операции.

Материал подготовили Максим Легуенко и Андрей Гулютин


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (0)