+42
Сохранить Сохранено 7
×

Опять за парту. Корреспонденты «Ридуса» побывали на уроках в трёх различных


Опять за парту. Корреспонденты «Ридуса» побывали на уроках в трёх различных

Пятого октября в России отмечают День учителя. Людей, которые, как ни крути, влияют на всю нашу дальнейшую жизнь. Чтобы познакомиться с современными представителями этой уважаемой профессии, группа корреспондентов "Ридуса" побывала в трех различных столичных школах, где учителя поделились с нами тонкостями мастерства.

Обычная школа для необычных детей.

Ребенок из класса коррекции. © Антон Тушин/Ridus.ru

Эта школа расположена в центре столицы. На вид - обычная "МОУ СОШ", каких сотни, вот только ученики здесь заметно отличаются от своих сверстников. Все школьники - дети "с особыми способностями". Еще 10-15 лет назад обучением в подобных заведениях пугали заядлых двоечников и хулиганов. Некоторые трудно обучаемые подростки и вправду отправлялись в "ссылку" в "школы дураков". Сегодня в таких местах учатся совсем другие дети, которые еще совсем недавно считались необучаемыми. На сегодняшний день даже термин такой исчез - обучаемы все, но каждый на своем уровне. У всех учеников этой школы тяжелый медицинский диагноз, связанный с патологией мозга. Вдобавок, чаще всего идет дополнительный набор "прелестей": психопатоподобное поведение, гиперраздражительность, агрессивность, ДЦП, отсутствие речи и т.д. Учителя здесь тоже непростые, каждый имеет специальность дефектолога.

Елена Погостина - бывший директор коррекционной школы. © Антон Тушин/Ridus.ru

"С 1996 года в нашей школе учатся аутисты, мы были одной из первых школ в Москве, где началось обучение таких детей в условиях класса, - рассказывает бывший директор коррекционной школы Елена Погостина, отработавшая здесь 23 года. - Немцы, когда приезжали в гости, были потрясены. У них в условиях класса аутисты не занимаются. Поначалу было очень сложно. Идешь по коридору, двери открыты, смотришь - кто на столе, кто под столом...Аутисты, они, как инопланетяне: куча страхов, провоцируют друг друга, нельзя до них дотронуться, боятся всего".

Ирина Калинина, учитель-дефектолог. Занятие в классе коррекции. © Антон Тушин/Ridus.ru

Всего здесь учится 124 ребенка, у 90 - инвалидность, с диагнозом аутизм - треть. Интересно, что мальчиков в два раза больше, чем девочек, причем, это общемировая тенденция. "Главная наша цель не дать знания, хотя это мы тоже пытаемся делать, а социализировать. Мы здесь для того, чтобы они хотели учиться, - делится мнением учитель Ирина Калинина. - Конечно, у нас тоже есть дневники-журналы, но четверки-пятерки мы ставим не для того, чтобы оценить знания. Это для мотивации через похвалу. Двойки - это дисциплинарное наказание, ведь их никак по-другому наказать нельзя, даже голос не повысить. Еще одна методика - обучение через игру. У нас есть такой предмет - информатика в играх, на нем они учатся, играя. Тем более, что у многих - нарушения мелкой моторики, им печатать проще, чем писать".

© Антон Тушин/Ridus.ru

По словам учителей этой школы, главное в их специальности - хорошее знание детской психологии и большое доброе сердце. "Если кто-то не понял моего объяснения, надо сформулировать то же самое иначе. Иногда приходится проявлять настоящую изобретательность, повторяя одно и то же несколько раз, но всякий раз по-разному. Кроме того, крайне важно установить контакт, это тяжело, многие наши дети не смотрят в глаза", - продолжила рассказ Елена Погостина.

Эта школа не интернат, и больные детки не заперты в четырех стенах. Как и обычные школьники, с утра они приезжают на занятия, после обеда отправляются домой. Некоторые остаются в группе продленного дня. Часто ездят на экскурсии. Это необходимо для формирования момента узнавания. "Мы это делаем перед изучением каких-то тем. Например, ездили в Питер перед изучением Петровских реформ. Когда потом на занятиях начинаешь что-то рассказывать, они вспоминают, что видели, и лучше усваивают материал", - объяснила Ирина Калинина.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Некоторые дети имеют стойкие интересы. В этих сферах они проявляют потрясающие знания, савантизм. Один из учеников, например, все знает о московском метро: глубину залегания всех станций, кто построил, когда, всевозможные технические тонкости. По словам учителей, лучший подарок для него какой-нибудь спецсправочник для машинистов. Вот только применить свои знания на практике он, к сожалению, никак не может.

Впрочем, ученикам коррекционной школы дают и практические навыки. Они работают по дереву, шьют, лепят и раскрашивают керамику, переплетают книги и занимаются сельским хозяйством. Выбор - по желанию, практика - 6 часов в неделю.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Одна из особенностей работы учителя в такой школе - отсутствие профильной дисциплины. Как в начальной школе, преподаватель работает с классом сразу по всем предметам. Дополнительная нагрузка - работа с родителями, у дефектологов на это уходит намного больше времени и сил, чем у обычных учителей. "Беда в том, что многие родители таких особенных детей считают, что смогут решить все проблемы, отправив их учиться к нам, что мы сможем их "починить", вылечить. Они не хотят принимать своих детей такими, какие они есть, - объяснила Калинина. - Была даже такая мама, скрывала от мужа, что его ребенок в коррекционной школе учится. Боялась развода. Вместо того, чтобы пытаться как-то изменить таких деток, надо их просто любить. Мы никогда не сможем сделать наших учеников такими же, как все, но мы находим подход к каждому и, в зависимости от его способностей, чему-то его обучаем, а главное, учим общаться".

Необычная школа для обычных детей.

Урок литературы. © Антон Тушин/Ridus.ru

От посещения средней школы ничего особенного мы не ждали, поэтому, приехав на Шаболовку, были приятно удивлены вдвойне.

Во-первых, очень понравилось само здание: современное, просторное, с внутренним двориком под стеклянной крышей, спортзалами и кучей всяких других "прибамбасов". Позже нам объяснили, что оно было построено по специальному "лужковскому" проекту. Надо заметить, проект удался.

Во-вторых, ученикам этой школы крайне повезло с учителями, по крайней мере с той, с кем нам посчастливилось общаться. Автору этих строк в жизни не так повезло с преподавателями, впервые удалось понять тех, кто навещает своих "классных" и пару десятков лет после выпускного.

Большакова Тамара Алекссева, учитель русского языка и литературы. © Антон Тушин/Ridus.ru

Пройдя через строгую охрану, мы попали на урок литературы. В преддверие Дня учителя он был необычным. Роль преподавателей исполняли сами школьники. Два подростка бодро пытали своих одноклассников, интересуясь судьбой бедной Лизы. "Так она в пруду утопилась, в озере или реке?" - любопытствовал юный просветитель за кафедрой. Оценки в журнал ставил очень сурово, придираясь к каждому недочету. "На халяву" "пятак" не отхватить. За одной из первых парт - бурный конфликт серьезных мужчин, локтями и коленями воюют за что-то нам неведомое. Тамара Большакова, не повышая голоса, с задней парты двумя короткими меткими фразами устанавливает мир.

Старшеклассники ведут урок литературы. © Антон Тушин/Ridus.ru

"Поначалу думали, что взрослых вообще в классах не будет, полное самоуправление, но потом решили, что не стоит. Мало ли, подерутся или еще что. У нас дети из самых разных семей, многие из асоциальных", - рассказала нам об эксперименте учительница русского языка и литературы Тамара Большакова. Именно учительница, на этом термине настаивает Тамара Алексеевна. В слове "преподаватель", с ее точки зрения, не хватает сердечности. Большинство учителей ученики-оболтусы награждают прозвищами. По словам Большаковой, свою "русичку" школьники зовут Тамара, что "погонялом" в полном смысле слова назвать нельзя. Тамара Алексеевна не против столь уважительного, хотя и несколько фамильярного обращения, тем более, что ее так называют только за глаза.

Раньше и трава была зеленее, и солнце ярче, но вопрос о деградации нации в последнее время поднимается все чаще. С точки зрения одних, это связано с ЕГЭ и прочими нововведениями. У Тамары Большаковой по этому поводу свое мнение: в падении уровня образования она винит смену приоритетов в обществе. Раньше было престижно быть умным и образованным, сегодня - богатым и успешным. В качестве примера учительница привела "Кавказскую пленницу": "Если бы ее снимали сегодня, то перечисление достоинств героини пошло бы в другом порядке. Раньше: студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица. Сегодня красавица была бы на первом месте".

Тамара Алексеевна. © Антон Тушин/Ridus.ru

К единому госэкзамену Тамара Большакова относится неоднозначно: "С одной стороны, ЕГЭ так или иначе заставляет школьников работать, учить, читать, волноваться, поднимает мотивацию. С другой, всех гребут под одну гребенку: и больных, и здоровых, и выпускников спецшкол. Плюс человеческий фактор, покупают ответы. Мне очень нравится практика МГУ, который ввел собственный внутренний ЕГЭ".

Привлечь школьника к изучению литературы дело не простое, многие преподаватели умудряются на годы, а некоторые и на всю жизнь, привить отвращение к Толстому или Достоевскому. Тамара Большакова в их число не входит, ее ученики читают с удовольствием. Игровая форма обучения этому весьма способствует: "Вот, например, одна из моих любимых методик, погружение. Я не спрашиваю: расскажи образ Лизы. Выходит, например, мальчик. Говорит: я Лиза. Мне столько-то лет, я живу в избушке, папа мой умер. Он как бы перемещается, и вот у него можно спросить: Лиза, а за что же ты полюбила Эраста? С одной стороны, они смеются, играют, а с другой - мыслят, хотя сами не понимают, что глубоко анализируют. Литература - это умение мыслить".

На уроке Тамары Алексеевны. © Антон Тушин/Ridus.ru

Строгим спросом по своему предмету Тамара Алексеевна напомнила мне мою любимую учительницу. За каждый "банан" придется ответить, и никуда ты из подводной лодки не денешься. Впрочем, подход у Большаковой весьма либеральный: двойка ставится не в дневник и журнал, а в специальную тетрадь. "Смысл мне эту двойку лепить? Мне важно, чтоб он выучил. Например, "Подражание Корану" Пушкина. Хотя бы 15 строк, но он знает, что это такое, почему подражание Корану, почему Пушкин написал, и почему русский выбрал Коран. В течение недели должен пересдать".

Специальная школа для особенных детей.

Благодаря гению Льва Выготского, советская дефектология совершила настоящий прорыв, оставив своих западных коллег далеко позади. С больными детьми наши психологи умеют работать, как никто другой. Что там говорить, в Сергиев-Посаде даже слепо-глухих детей учат говорить. К сожалению, палочка Коха убила Льва Семеновича, когда он только приступил к изучению одаренных. Великому психологу на тот момент было 34 года. В результате, с вундеркиндами в нашей стране умеют работать хуже, чем с больными детьми. Сегодня мировыми лидерами в этой сфере можно назвать японцев. Наша страна таким похвастаться не может, а в обучении одаренных детей, в первую очередь, важна именно система. Необходимо установить одаренность как можно в более раннем возрасте, впрочем, об этом речь будет идти ниже.

Наше государство весьма неохотно выделяет деньги на вундеркиндов. Относительно недавно, школу для одаренных детей собирались закрыть в Новосибирском Академгородке. Хорошо, местные жители сумели отстоять учебное заведение. Школе, в которой мы побывали, повезло меньше. Недавно прекратилось госфинансирование, и учебному заведению пришлось встать на коммерческие рельсы. Финансовое бремя выдержали не все родители, половина вундеркиндов перешла в специнтернат. Как ситуация будет развиваться в дальнейшем, покажет время, по этой причине работники попросили нас не фотографировать и не упоминать название учебного заведения. Не хотят огласки. Причина - в последнее время звучало много обвинений, что большая нагрузка на детей вредна.

Здесь учатся настоящие вундеркинды. Различные дисциплины им читают профессоры лучших столичных ВУЗов. Некоторым этого недостаточно. Например, один четвероклассник ходит заниматься физикой и математикой в "Бауманку". Как и в коррекционных школах, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Еще одно сходство - важность работы психологов. Многие из одаренных детей несчастны, переживают глубокую депрессию, или, наоборот, гиперактивны. "Гениальность объяснить невозможно. Что это такое? По-любому, не норма, - рассказала нам школьный психолог Любовь Шевченко. - Мне довелось работать в одном из столичных театров и посчастливилось общаться со многими великими актерами. Большинство из них были абсолютно неадекватны в обычной жизни".

Если недоразвитых детей родители часто не принимают, то одаренных обычно просто не могут понять, к тому же не хватает терпения отвечать на многочисленные вопросы. Мозг требует новой информации, а от детей просто отмахиваются, не занимаются ими. Видимо, по этой причине у многих вундеркиндов серьезный дефицит внимания. "Их надо очень сильно любить, - продолжила Любовь Ивановна, - постоянно проявлять заботу, давать тактильный контакт, говорить им, какие умные, какие хорошие и замечательные". Интересно, что в этой школе положительное влияние на психологическое состояние учеников оказывает вера. Практически у каждого ученика на столе стоит икона. По мнению психолога, дети пришли к Богу неосознанно, не вследствие размышлений. Они чувствуют, что вера им помогает, успокаивает. Икона здесь уже играет роль не предмета культа, но некоего талисмана. История святых покровителей автору этих строк незнакома. По этой причине некоторые сюжеты на иконах показались очень любопытными. У одной девочки, например, Богоматерь Голубицкая. Одна птица возле младенца, еще несколько голубков летают на киноварном фоне. "Голубь напоминает о преобразовательной связи Ветхого и Нового Заветов и соотношении соответствующих им жертв", - пояснила юная владелица.

Между тем, общаться с такими детьми очень сложно. В большинстве своем они замкнуты, их регулярно мучает кровяное давление, головные боли, у них много комплексов. По мнению специалистов, таких неприятных последствий можно было бы избежать. Главное - определить одаренность как можно раньше: в два - в три года. Поставить "диагноз" гениальности несложно, для этого существуют тесты на креативность - способность рождать новое, придумывать новые закономерности, глядя на самые простые вещи, которые обычные люди не способны увидеть. Сложнее другое. Мозг у таких детей испытывает больше потребностей в получении информации. Главное здесь - семья и система. Для этого нужны специализированные детские сады, которых в нашей стране, можно сказать, что нет. Так что, если ваш ребенок чрезмерно активен, хулиганит и балуется сверх меры, не ленитесь, сходите на прием к психологу. Может быть, он станет новым Выготским или Грибоедовым.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+42

 

   

Комментарии (13)

  • Юный слесарь
    Юный слесарь 05 октября 2013

    Всех учителей с праздником!
    Спасибо за науку о добре.

    Ответить
    30 +
  • Lialia new
    Lialia new 05 октября 2013

    Когда я училась, у нас были недели самоуправления - полезная практика.
    Раньше тоже было престижно быть "богатым и успешным", но достигалось это через быть "быть умным и образованным". И ещё честным и уважаемым в обществе.

    Нашим Учителям здоровья, терпения и успехов!

    Ответить
    14 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 05 октября 2013

    У сына второклассника учительницу выгоняют старпёры
    Её первый класс а эти навалились
    вот так день учителя
    Самые циничные равнодушные и жестокие люди - это тётки климаксического возраста
    сколько их

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 октября 2013

    Одна из самых благородных профессий на Земле.
    Низкий поклон Вам, люди, которые учат уму разуму маленьких человечков.

    Ни одно Ваше зернышко добра, посеянное в душе растущих человечков, никогда не забывается. Вас помнят и любят всю жизнь. Ну и обиды тоже. Поэтому будьте всегда на высоте. Поздравляем всех учителей с Праздником.

    Ответить
    20 +
  • Андреич™
    Андреич™ 06 октября 2013

    Можете ведь, когда хотите.

    Ответить
    3 +
  • Андреич™
    Андреич™ 06 октября 2013

    Кстати, спасибо за поздравление. Я преподаватель начальных классов.

    Ответить
    3 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 06 октября 2013

    Пожалуйста. Желаем успехов. Учение детей, как Нам кажется, вообще нельзя называть работой. Скорее это культурное служение людям, чем обычная работа по найму. Да.

    Грибы.

    Ответить
    5 +
  • Андреич™
    Андреич™ 06 октября 2013

    Солидарен. Оставайтесь таким всегда, благоразумие вам более к лицу, чем ваш привычный стиль, ну правда.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 06 октября 2013

    Это будет скучно и серо. Главное, что Мы внутри хорошие.

    А если что пишем, так это эксперименты. Всякие. Мы ж Грибы-исследователи, Нам тут, на Земле, прохлаждаться некогда. Надо каждый день испытывать испытуемых. Нарабатывать материал для последующего анализа. Да.

    Грибы с Альфа Центавра.

    Ответить
    5 +
  • Андреич™
    Андреич™ 06 октября 2013

    Ох, как сложно всё у вас. Ну, не будем дискутировать, а то я ещё хочу сохранить подольше послевкусие. :) Мне Грибы под таким соусом не часто попадаются здесь.

    Ответить
    0 +
  • Пришли...
    Пришли... 05 октября 2013

    Товарищи,я,в своём роде,тоже наставник молодёжи.Некоторым образом.

    Ответить
    14 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 06 октября 2013

    Поздравляем. Чо то на память приходит один эпизод из произведения известного борматолога под названьем "Москва-Петушки". Как там Венечка был бригадиром и отображал на графике интенсивность наставнической работы. То ли в граммах, то ли в литрах. Точно не помним. Желаем всех благ.

    Грибы.

    Ответить
    0 +
  • комбустиолог-4793
    комбустиолог-4793 06 октября 2013

    Спасибо Вам, учителя. Спасибо великому учителю по имени "ЖИЗНЬ". "Спасибо, что конца урокам нет."

    Ответить
    6 +