+14
Сохранить Сохранено 7
×

Оно выживает: как устроена троллейбусная система в Махачкале


Оно выживает: как устроена троллейбусная система в Махачкале

© griphon.livejournal.com

В России очень много городов с троллейбусом. Но сегодня у нас особо сложный случай — троллейбусная система города Махачкала. Учитывая специфику региона, можно сказать, что уже то, что троллейбус здесь дожил до наших дней — это само по себе хорошая новость! 

В городе, где царят маршрутки и личные тачки, выживать рогатому поголовью очень сложно. И оно именно что выживает.

Специфических проблем более чем хватает. Это и лихачащие маршрутки, дублирующие троллейбусные маршруты практически полностью. Но такое есть во многих городах.

© griphon. livejournal.com

Другая проблема — негабаритные фуры, постоянно рвущие провода. Сеть старая: натянешь сильно — лопнет, натянешь слабо — будет провисать, и кто-нибудь её обязательно заденет (соблюдением габаритов тут не особо заморачиваются, всегда можно договориться с гаишником).

© griphon. livejournal.com

Ещё из характерных особенностей Дагестана — частые отключения электроэнергии. В Махачкале очень много самостороя: каждый подключается к коммуникациям как попало, и периодически так перерубаются ведущие к подстанциям кабели. Пока энергетики найдут место (что не так просто в текущих условиях), пока устранят обрыв, пройдёт куча времени. А троллейбусы тем временем стоят без движения и пассажиров не везут.

© griphon. livejournal.com

Иногда путь «рогатым» преграждают внезапные несогласованные ремонты дорог: прорвало трубу или провалился грунт — так дорожники сразу всё перекрывают. А объехать место ремонта троллейбусы не могут. Ну и, конечно же, ДТП, которые при таком хаотичном движении случаются регулярно.

© griphon. livejournal.com

Махачкалинскому депо бы очень помогли ТУАХи. И они тут есть — пару лет назад сюда пришло 4 «Транс-Альфы». Первое время это очень выручало. Но во всех них уже сломался автономный ход, а специалисты с завода сколько не приезжают, починить не могут.

© griphon. livejournal.com

Сейчас в депо на ходу порядка 30 машин, из которых на линию выходит 16. В основном, это «Тролзы» конца нулевых годов выпуска. Конечно, это не 30-летние ЗиУ, но уже тоже машинки с солидным возрастом.

© griphon. livejournal.com

Есть немного и бывших московских машин. На линию удалось выпустить лишь небольшую их часть. Остальные подпирают забор, либо распилены на запчасти.

© griphon. livejournal.com

Очень высокая нехватка водителей: после ковида и ввода электронной системы оплаты многие уволились.

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

Но из хороших новостей — руководство собирается набирать группу на обучение.

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

Водители работают без кондукторов и сами собирают плату за проезд. Интересно, что эти 16 машин ходят аж по 5 маршрутам, из которых 2 — междугородние!

© griphon. livejournal.com

Проблема и в том, что троллейбус тут по словам работников депо, никому не нужен. Не нужен он властям, не нужен он пассажирам. Нужен ли он самим деповцам при этом — вопрос (ну пока он позволяет им существовать). Депо постоянно в долгах, как в шелках: за электричество, за налоги, за то, за сё… Власти же не спешат нормально вкладываться и как-то компенсировать его расходы: выживайте, как хотите!

© griphon. livejournal.com

Тем не менее, в 2017 году случилось уникальное событие: сеть махачкалинского троллейбуса приросла новой линией. И не просто новой — это междугородняя линия, соединяющая столицу республики с городом-спутником Каспийском. На данный момент, это — самая новая междугородняя линия троллейбуса на территории России (линия Саратов — Энгельс, запущенная в 2021 году, была, всё же, восстановлена). А Каспийск — последний на данный момент город в России, в котором появился троллейбус!

© griphon. livejournal.com

Про линию расскажу отдельно. Скажу лишь тут, что пользуется она бешеной популярностью. Если внутригородские маршруты заполняются средненько так, то «тройка» забита под завязку практически всё время! Действительно, проехать в соседний город за 15 рублей — такое мало где в России сохранилось. Так что это оказалось очень удачным проектом.

© griphon. livejournal.com

Кстати, троллейбус в Махачкале имеет даже свою топонимику! Одно из ключевых колец в городе на пересечении основных магистралей называется Троллейбусным! Здесь маршруты расходятся на все 4 стороны, и всегда можно хотя бы одну машину, но застать на фоне стелы с названием города!

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

Надеюсь, что тяжёлые времена для электротранспорта столицы Дагестана уйдут в прошлое, и троллейбус южного города будет только расцветать. Думаю, что опыт запуска маршрута в Каспийск должен был сказаться благотворно для этого. Если меня, вдруг, читает кто-то из руководства города — прошу вас, не дайте загнуться вашему троллейбусу: он очень красит Махачкалу. Давайте лучше подумаем, как сделать его лучше — купить новые машины, увеличить численность парка, открыть ещё новые маршруты!

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

Источник

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (0)