+0
Сохранить Сохранено 7
×

ОДКБ и мир: кто остановит конфликты на границах Центральной Азии


ОДКБ и мир: кто остановит конфликты на границах Центральной Азии

© Вадим Савицкий / ТАСС

Какова природа современных пограничных конфликтов в Центральной Азии? Как будут развиваться напряженные отношения между государствами региона? Какими реальными возможностями обладает Организация Договора о коллективной безопасности для умиротворения сторон и предотвращению конфликтов?

На эти и другие вопросы искали ответы участники международного круглого стола «Конфликты на границах Центральной Азии: восстановит ли мир ОДКБ?», прошедшего на площадке дискуссионного клуба «Пикир» при поддержке Фонда «Евразийцы — новая волна», информационного портала «Кундеми» и «Ридуса».

Нерешенные вопросы

Секретарь Совета безопасности Киргизии Марат Иманкулов в ходе круглого стола рассказал о способах преодоления нерешенных приграничных проблем с Таджикистаном. Эксперт убежден, что вопрос решится в будущем политическими и дипломатическими путями, но чего уж точно не стоит делать, так это доводить ситуацию до вооруженных конфликтов.

«Там очень сложная линия границы, проведенной еще во времена Союза и считавшейся административной границей, — по огородам, по дворам. Поэтому вопрос действительно сложно решается. Но считаю, что если будет политическая воля, правительства двух стран этот вопрос смогут решить».

Иманкулов подчеркивает: Таджикистан не является враждебной страной для Киргизии: «Мы тысячелетиями живем здесь, в этом пространстве, мы соседи, братские страны. Проблема не в народах Кыргызстана и Таджикистана. Просто есть, мне кажется, заинтересованные силы, которые не хотели бы сейчас этот вопрос быстро решить».

Затягивание нерешенных вопросов может быть использовано внешними силами для нагнетания ситуации на границе, признает эксперт. Тем не менее, государства сохраняют диалог и смогут найти мирный выход из любой ситуации.

«Сейчас необходимости подключать ОДКБ и другие межправительственные организации к переговорам по делимитации и демаркации госграницы я не вижу! Мы можем самостоятельно это решать, межправительственная комиссия работает. Надеюсь, сделаем так, чтобы конфликтов больше не было».

Точку зрения о внешнем влиянии на пограничные процессы разделили многие участники дискуссии. Эксперт по вопросам национальной безопасности Таалайбек Джумадылов настаивает на необходимости проведения глубокого анализа причин и условий, порождающих подобные конфликты.

«Исторически на этой территории киргызы, узбеки и таджики проживали в мире, все вопросы всегда решались. Это говорит о том, что сегодняшние проблемы носят больше искусственный характер. Не секрет, что на стыке этих границ имеют свои интересы „акулы“ организованной транснациональной преступности».

С этим тезисом согласен и эксперт по вопросам региональной безопасности Нурлан Досалиев. Он подчеркивает: приграничные конфликты во многом инспирированы извне. Чтобы пресечь любые внешние попытки раскачать ситуацию, необходимо направить в регион специальные мониторинговые группы Российской Федерации, полагает эксперт.

«Мы должны угрозы заранее купировать, должны опережать противника. Не дай бог, он нам готовит еще какую-то провокацию».

Миротворческая роль России

Руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович полагает, что направить мониторинговую миссию российских пограничников в конфликтную зону не так-то просто. По мнению эксперта, власти Киргизии и Таджикистана «находятся под давлением криминального лобби»:

«Появление пограничников РФ в районе границы ограничит возможности не только для стрельбы, но и для контрабанды. Криминальные группировки не заинтересованы в разрешении конфликта — во всяком случае в появлении третейских наблюдателей».

Мендкович напомнил, что Россия может вмешаться в спор республик только с прямого разрешения и по запросу Киргизии и Таджикистана. «И Россия, и ОДКБ предлагали посредничество и другие услуги по модерированию и предотвращению конфликтов много раз. Последнее заявление ОДКБ по данному вопросу было опубликовано 27 января текущего года. Официального согласия и какой-либо реакции сторон не последовало», — подчеркнул эксперт.

Россия может выступить модератором при решении конфликта в юридическом русле, продолжает Мендкович: в Москве находится база архивных документов, которые помогут разобраться в вопросе. Но в таком варианте почему-то не заинтересованы внешнеполитические ведомства как Киргизии, так и Таджикистана.

«Третейского разбирательства каждая из сторон не хочет, а хочет предоставления ей оружия для абсолютного решения конфликта в свою пользу. Россия в эти игры не играет», — резюмировал Мендкович.

Идею о юридическом решении пограничного конфликта при помощи Москвы поддержал и чрезвычайный и полномочный посол Киргизии Мирослав Ниязов:

«Участие России в этом сложном вопросе считаю неизбежным. Без предоставления различных материалов из архивов в Москве две страны не смогут решить свои пограничные проблемы. Проблем, помимо границы, полно как в Таджикистане, так и в самом Кыргызстане. Поэтому лучше сохранять пусть худой, но мир. Иначе нельзя будет избежать альтернативы переговорным процессам — вооруженной оккупации с той или иной стороны», — подчеркнул эксперт.

Политика и экономика

По мнению участников международного круглого стола, первоочередной задачей является определить истинную природу пограничных конфликтов в центральном азиатском регионе. И здесь мнения экспертов разделились.

Директор Института стратегического анализа и прогноза при Киргизско-российском славянском университете Аман Салиев убежден, что конфликты на границе имеют главным образом экономические причины. Речь идет о контрабанде, являющейся одним из факторов дестабилизации в регионе.

«В нашу эпоху, когда рушится существующий порядок вещей, огромное количество международных договоров, соглашений теряют силу и актуальность. Ситуация подталкивает нас к тому, чтобы мы повышали эффективность тех объединений, в которых мы состоим. С одной стороны, ситуация сложная, но с другой стороны — открывается огромное количество возможностей для того, чтобы мы, наконец, начали решать те вопросы, которые долгое время оставались нерешенными».

По мнению эксперта, страны ЕАЭС со своими растущими рынками создают неудобства для уже состоявшихся крупных игроков, мировых экономических гигантов. «Поэтому организации, которые появились на обломках Советского Союза, пытаются воссоздать свой экономический потенциал через неизбежное сотрудничество, продиктованное географическим положением и объективной реальностью».

«Конфликты на границе с Таджикистаном военным путем в принципе решить невозможно вообще. Даже если гипотетически предположить, что Кыргызстану или Таджикистану удастся захватить какую-нибудь территорию, это не решит проблему, она лишь выйдет на совершенно другой уровень. Поэтому искать пути решения необходимо. Даже если предположить, что вопрос окончательно решен не будет, механизмы недопущения насилия и вооруженных столкновений выработать, считаю, не сложно. Во многом этому мешает коммерческий интерес определенных людей и групп, и задача государства состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих интересов на политику наших государств, потому что это несет вред и прямую угрозу безопасности нашим республикам и всему региону», — подчеркнул Салиев.

В свою очередь политический аналитик Кубанычбек Таабалдиев высказал мнение, что причина конфликтов кроется именно в политике — в отсутствии доброй воли у руководства некоторых стран центрального азиатского региона.

«Попытки рассмотреть пограничные вопросы на основе архивных документов упираются в одно — исторические данные не стыкуются с нынешним видением руководства этих стран. И это показывает практика переговоров Кыргызстана с Узбекистаном».

Эксперт предупреждает: политическая ситуация в Таджикистане обостряется, в скором времени эти процессы смогут оказать влияние на обстановку во всем регионе.

«Погранвопросы в Центральной Азии становятся очень актуальными. И решение спора между КР и РТ мне видится лишь одно — проявить добрую волю и найти золотую середину. Для этого необходимо подтолкнуть обе стороны к проявлению этой доброй воли. На это, как мне видится, способны лишь две страны. Первая — Узбекистан, который уже имеет опыт решения таких вопросов с соседями и пользуется уважением как у Таджикистана, так и у Кыргызстана. Вторая страна — Россия со своими возможностями и авторитетом в Центральной Азии», — заключил аналитик.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)