+7
Сохранить Сохранено 7
×

Обман с доставкой. Как распознать мошенников на «Авито»


Обман с доставкой. Как распознать мошенников на «Авито»

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

По разным данным, за прошедший год на пользователях отечественных платформ с объявлениями мошенники заработали около миллиарда рублей.

Несмотря на то, что эксперты по безопасности и доски объявлений постоянно призывают пользователей быть внимательней, перепроверять тех, с кем они контактируют по вопросам покупки или продажи тех или иных товаров, жертв обмана меньше не становится.

«Ридус» разбирался, как распознать мошенников и максимально обезопасить себя.

«Я не знаю, как это работает»

Пару месяцев назад москвичка Екатерина Зимина выставила на продажу на «Авито» детскую кроватку. Примерно через полчаса ей написала в личные сообщения потенциальная покупательница. Девушка представилась Олесей. Ей все понравилось, и, не задавая уточняющих вопросов, она согласились купить кроватку.

Детская кроватка.

© pixabay.com

— Как только Олеся написала, что готова купить кроватку, переписку она тут же перевела в ватсап. С ходу заявила, что живет в Липецке, но готова оплатить «Авито. Доставку». Для этого мне нужно перейти по ссылке, заполнить форму и отнести товар в один из офисов сервиса отправки грузов, после чего мне на карту придут деньги. Я поверила, ведь я не знаю, как работает доставка и вообще вся эта система. Перешла по ссылке, но никакой формы для заполнения там не было — система выдала ошибку. Ничего не заподозрив, я написала Олесе об этом. Она ответила, что быстро все выяснит и пришлет мне рабочую ссылку. Буквально через минуту девушка прислала мне новую ссылку, перейдя по которой снова никакой формы для заполнения я не увидела. А в эту минуту на телефон стали поступать сообщения о списании с моего счета денег — минус 20 тысяч рублей. Я сначала не поверила в случившееся, еще раз написала этой Олесе, но она, прочитав мое сообщение, заблокировала мой номер и удалила всю переписку, — рассказала свою историю Екатерина Зимина.

Она отметила, что эти 20 тысяч были единственными ее деньгами на предстоящие четыре недели. Девушка была в шоке и не знала, что ей делать: шутка ли — остаться без средств к существованию, понимая, что их никто не вернет.

Конечно, она написала заявление в полицию, но каких-то активных действий по этому делу никто не предпринимал, тем более что и факт мошенничества в ее случае доказать сложно: переписки же нет, а перевод средств как таковой не улика, мало ли что она там в приложении нажимала сама.

© pexels.com

Другая москвичка Анна Миронова — постоянный клиент платформы «Авито», там у нее размещено несколько объявлений о продаже личных вещей. Она, как и многие другие пользователи, регулярно получает сообщения от мошенников, но за три года активного пользования сервисом ее еще ни разу не развели. Все дело в том, что она никогда не соглашается на доставку и не переходит ни по каким ссылкам, присылаемым пользователями сервиса. Девушка продает вещи только по принципу «вот товар — вот купец», соблюдая при этом все правила безопасности: оповещает друзей и знакомых, что к ней должны прийти посторонние, предоставляет их номер, не запирает дверь в квартиру на замок, чтобы можно было или выбежать, или закричать.

«В чем сложность, брат?»

Ветеран органов внутренних дел адвокат Сергей Уточкин рассказал, что преступления, связанные с обманом клиентов досок объявлений, — мошенничество чистой воды, а их расследование целиком и полностью зависит от того, как продавец будет мотивировать свое обращение в полицию. Если в своем объяснении он напишет, что потенциальный покупатель отправил ему ссылку на оплату товара, то здесь уже идет речь о совершении преступления.

«Надо сказать, что уголовные дела по таким случаям возбуждаются, но их расследование — процесс довольно длительный. Поэтому судебной практики в этой части мало. Сложность заключается в том, что часто мошенники действуют из-за границы, поэтому нашим полицейским дотянуться до них довольно трудно. Взаимоотношения между органами правопорядка налажены лишь с Казахстаном и Белоруссией — власти этих стран оказывают содействие нашим правоохранителям. В остальных случаях расследование может тянуться месяцами», — рассказал адвокат.

© pexels.com

Что касается ущерба, то с точки зрения права это понятие субъективное, и каждый потерпевший сам для себя решает, потеря какой суммы для него будет критичной. От этого критерия зависит то, по какой части статьи будет возбуждено уголовное дело, и санкция за совершенное.

— Если вы стали жертвой мошенничества, то в первую очередь вам нужно обращаться в банк — идеально, если есть возможность лично прийти в офис, где нужно написать заявление об отмене операции. Если злоумышленник не удалил вашу переписку в мессенджерах, то нужно сделать скриншоты сообщений — их необходимо предъявить сотрудникам банка. Следующий шаг — заявление в полицию. В обмен на него вам обязаны выдать специальный талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения, — говорит Сергей Уточкин.

А дальше остается только ждать.

Кстати, некоторые банки предлагают своим клиентам услугу по страхованию средств, находящихся на счетах, именно для того, чтобы в случае каких-то мошеннических действий деньги можно было вернуть. У каждой финансовой организации свои правила, но средства возвращаются при условии, что человек обратился в полицию с соответствующим заявлением и у него есть талон-уведомление. Все подробности об этой услуге вы можете узнать в финансовой организации.

Как себя обезопасить

Пользователь «Авито» Анна Миронова за годы присутствия на платформе выработала для себя «технику безопасности», которой она готова поделиться.

  1. Публикуя объявление, уберите галочки возле пунктов о доставке. На первом этапе это поможет отсеять тех, кто настроен разговаривать именно на этих условиях.

  2. Общаясь с потенциальным покупателем, изучите его профиль. Если он зарегистрировался в течение последних шести месяцев и за это время ничего не купил и ничего не продал, то перед вами мошенник. Его лучше заблокировать. Те, с кем можно иметь дело, как правило, активны: в их профиле есть информация о покупках и (или) продажах, отзывы тех, кто имел с ними дело.

  3. Не ведите переписку в сторонних мессенджерах. Те, кому скрывать нечего, не переводят своего собеседника в вайбер или ватсап. Те же, кто настроен вас обмануть, «уведут» ваше общение на сторонние ресурсы. Дело в том, что сервис «Авито» блокирует сообщения со ссылками как раз для того, чтобы неопытный пользователь не попал в руки мошенников. Сторонние мессенджеры никогда этого не делают.
  4. Возьмите себе за правило никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашаться на продажу с доставкой. Вероятность того, что пользователь окажется добросовестным, низка, а вот возможность обмана высока. Как только видите сообщение «давайте я оплачу доставку», прекращайте общение.
  5. Если вы продаете то, что нуждается в проверке или примерке, например технику или личные вещи, а потенциальный покупатель практически сразу пишет, что его все устраивает, хотя он условный телефон или платье в глаза не видел, перед вами мошенник. Вспомните, как вы ходите в магазин и совершаете покупки. Вначале вы внимательно изучаете товар, держите его в руках, задаете вопросы. Точно так же себя ведут и другие люди. Никто с ходу без примерки не купит туфли, даже если размер указан нужный: есть риск, что они не подойдут. Так почему незнакомый вам человек готов заплатить за кота в мешке? Нипочему, он хочет вас обмануть.

© pexels.com

Специалист по безопасности Никита Хромов согласен с Мироновой. Он уточняет важный нюанс, который многих может ввести в заблуждение. Например, человек, получая зарплату, распределяет деньги по разным счетам и копилкам в банковском приложении, оставляя на карте незначительную сумму. Многие думают, что мошенники могут украсть только те деньги, которые находятся именно на текущем счету, а те, которые лежат в копилках, им недоступны. Это не так.

— Получая доступ к банковскому счету, мошенник видит все ваши средства — те, которые есть на карте, различные счета и копилки, и он может опустошить их все. Если у вас на телефоне установлено несколько банковских приложений с доступом к вашим финансам, то злоумышленник может добраться и до них, запустив вирус в ваш телефон. Но это уже совсем другие трудозатраты и квалификация «специалиста», не все обладают этими навыками. Поэтому, если вы пользуетесь сервисами объявлений, то для них лучше завести отдельную карту и не держать на ней значительные суммы денег, — говорит «Ридусу» эксперт.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)