+35
Сохранить Сохранено 7
×

Новейшая аэрокосмическая техника России будет создаваться в «долинах»


Новейшая аэрокосмическая техника России будет создаваться в «долинах»

Инновации.

Башкирия может стать одним из ключевых регионов для развития беспилотного транспорта в России. В республике создается кластер беспилотной авиации, а на 2023 год здесь намечен запуск трехлетнего экспериментального правового режима (ЭПР) для первых полетов беспилотных авиационных систем. Перспективы этих проектов обсуждали на прошедшей в Уфе «Международной неделе бизнеса».

Башкирия выбрана полигоном для испытания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не случайно. У республики достаточно высокий уровень технологического развития, работают современные предприятия авиационной отрасли, действует Евразийский научно-образовательный центр, пояснил директор центра экономики регионов фонда «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов.

Директор центра экономики регионов Фонд «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов.
Директор центра экономики регионов фонда «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов. © csr.ru

Экспериментальный правовой режим в Башкирии имеет важную особенность: он расширяет периметр использования беспилотной авиации. Помимо доставки грузов БПЛА будут тестироваться в сельском и лесном хозяйстве, включая борьбу с пожарами и незаконной вырубкой, отметил руководитель «Центра стратегических разработок Республики Башкортостан» Рустэм Давлетов.

Чем больше будет создаваться в России таких тестовых зон, тем лучше, считает генеральный директор ООО «Флай Дрон» Никита Данилов, поскольку страна достаточно протяженная с разными климатическими и температурными характеристиками. Но важно, чтобы они были экономически эффективными и отталкивались от реальных потребностей и запросов потенциальных заказчиков беспилотных систем.

Экспериментальные территории могут также способствовать консолидации спроса на подобные технологии, предположили участники дискуссии. Сейчас многие регионы даже не знают о тех возможностях, которые дают беспилотные системы. Разрозненные заказы делают их применение, например, в сельском хозяйстве достаточно дорогим удовольствием. Консолидация спроса позволит в два раза снизить цену, а также предлагать аграриям более выгодные условия по срокам и сервисной поддержке.

Еще одно перспективное направление для ЭПР в Башкирии — отработка взаимодействия беспилотников с легкой авиацией. В первую очередь систем взаимного наблюдения, чтобы живые пилоты видели БПЛА.

В кулуарах форума «Ридус» побеседовал о перспективах развития ЭПР, инновационных научно-технических центров, беспилотных систем и других высокотехнологичных направлений в России с Дмитрием Сидоровым, директором по развитию «Аэрокосмической инновационной долины» (АКИД), которая была создана в Рязанской области весной 2022 года по поручению президента России Владимира Путина.

«Ридус»: Все большее пилотируемой сухопутной, воздушной и морской техники заменяется на беспилотную. Какими вы видите перспективы развития этой отрасли в России?

Дмитрий Сидоров: Эта сфера уже движется вперёд семимильными шагами. В нашей стране производится множество видов БПЛА, начиная от малых (до килограмма) и заканчивая тяжелыми беспилотниками. Большинство имеет перспективы применения и в военных, и в гражданских целях. В том числе в области сельского хозяйства. Любопытно и направление разработки беспилотных аэротакси. Что же касается перспектив именно в процессе организации производства, то ситуация выглядит следующим образом.

Дмитрий Сидоров
Директор по развитию «Аэрокосмической инновационной долины» Дмитрий Сидоров. © «Ридус»

Еще несколько лет назад многие российские производители приобретали компоненты для дронов за рубежом, прежде всего в Китае. Ныне картина меняется, всё больше производств создаётся непосредственно на территории России. Использовать такие комплектующие выгоднее. Ещё одна перспектива развития отрасли — адаптация законодательства, чтобы можно было использовать БПЛА более широко. Правда, в любом случае важно помнить: на этом этапе развития технологий беспилотники просто помощники. Полностью заменить пилотируемую авиацию они пока не в состоянии.

Беспилотник
Беспилотник. © Соцсети

«Ридус»: Расскажите, какие основные задачи стоят сегодня перед «Аэрокосмической инновационной долиной».

Дмитрий Сидоров: В данный момент завершается регистрация органов управления «Аэрокосмической долины». Параллельно мы начали работу с первыми резидентами. Ключевые задачи — объединить вокруг себя производителей и разработчиков перспективной авиационной и космический техники (включая БПЛА), а также авионики, радиотехники, программного обеспечения, наземного аэродромного оборудования, программного обеспечения и иных решений, связанных с аэрокосмической деятельностью. Современные вызовы требуют эффективной координации усилий всех задействованных в развитии отрасли организаций, как государственных, так и частных. От того, насколько успешно получится выстроить такую кооперацию, и зависит успех «Долины».

«Ридус»: В России уже существует несколько инновационных территорий. Зачем создают ещё одну в Рязанской области?

Дмитрий Сидоров: Действительно, такой формат для России не новый. Положительный опыт у нас уже есть. Так, всего существует десять «долин», и у каждой есть своя специализация, определяемая правительством. Наша обозначена в самом названии. Это расширение возможностей для высокотехнологичных компаний и людей, задействованных в аэрокосмической отрасли, получать государственную поддержку, налоговые льготы и другие преференции в рамках «Долины» и 216-го ФЗ.

«Ридус»: То есть чем больше «долин», тем лучше?

Дмитрий Сидоров: В пределах потребностей рынка — да. Сейчас он остро нуждается в развитии профессиональных площадок для работы с актуальной отраслевой повесткой. И раз у нас уже сейчас очередь из более чем 60 потенциальных резидентов, значит, формат востребован.

Беспилотники в России
Беспилотники в России.© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

«Ридус»: Установлен ли какой-либо предел по количеству резидентов?

Дмитрий Сидоров: Предела нет. Но есть критерии отбора. Главный — прохождение кандидатом научно-технического совета, подтверждение актуальности предлагаемых им проектов и способности к их полной реализации.

«Ридус»: Закон «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» вступил в силу почти два года назад. Каковы первые результаты его реализации?

Дмитрий Сидоров: Сейчас активно развиваются четыре экспериментальные зоны. На то они и экспериментальные, чтобы понять, что будет работать, а что нет. Чтобы дать возможность компаниям, корпорациям, частным инвесторам и производителям попробовать свои силы, протестировать идеи, расширить свои возможности, снизить финансовые затраты на испытания и эксплуатацию, а также показать будущим покупателям свою продукцию в деле.

ЭПР можно применять в разных регионах, но не всем это сейчас нужно. Например, в Якутии в условиях вечной мерзлоты не будет широкого спроса на беспилотники для сельского хозяйства. А, скажем, в Башкирии аграрный сектор очень развит, активно двигаются вперёд и другие направления социально-экономического развития. Логично, что подобная зона создается именно здесь.

«Ридус»: Что на сегодняшний день является главным препятствием введения ЭПР в наиболее значимых областях?

Дмитрий Сидоров: Необходимо получить представление о целесообразности введения такого режима, а также профессионально проработать его введение. Так, например при введении ЭПР, предусматривающего использование БПЛА, необходимо решить вопросы совместного использования воздушного пространства с пилотируемой авиацией. Экспериментальный правовой режим сделает регулирование более гибким, поможет на практике отшлифовать законодательство.

Микросхемы
Микросхемы.© imagesbase.ru

«Ридус»: В числе самых острых проблем для российских высокотехнологичных предприятий — нехватка чипов. Радиоэлектроника — одно из основных направлений деятельности «Аэрокосмической долины». Как сегодня обстоят в России дела с производством таких приборов? И каковы масштабы нашего отставания от Запада?

Дмитрий Сидоров: У России в целом большой научный потенциал в производстве радиоэлектронных компонентов. И значительная часть этого потенциала сосредоточена именно в Рязанской области, во многом благодаря деятельности Рязанского радиоинститута (РГРТУ). Соответствующим образом к теме отнеслось и руководство региона. Как только стало известно о подготовке к созданию «Долины», глава субъекта активно подключился к реализации проекта на всех его этапах. Также здесь находится очень много предприятий, которые непосредственно занимаются производством микроэлектроники. И мы в «Долине» постараемся объединить имеющиеся компании, а также привести в регион новых инвесторов. А особые условия работы не только предоставят доступ к новым технологиям и контрактам, но и обеспечат более выгодный налоговый режим. При нынешней динамике развития отрасли через два-три года мы уже сможем производить качественный и востребованный продукт. Конечно, до уровня Intel или AMD он пока дотягивать не будет. Однако базовые потребности промышленности и военной отрасли удовлетворить уже сможет.

«Ридус»: А получится ли догнать мировых лидеров?

Дмитрий Сидоров: Со временем. А пока мы готовы помогать нашим производителям, поставщикам и конструкторским бюро, инженерным компаниям все это создать. В России уже разрабатываются более передовые технологии, чем в других странах, например по беспилотным системам. На фоне реализации экспериментальных правовых режимов появляются «долины» и соответствующее финансирование, принимаются льготные налоговые режимы и открываются новые возможности, которые в разы уменьшают срок реализации глобальных проектов. Так, если говорить о БПЛА, то наши аппараты не хуже иностранных, а порой и лучше. Просто нужно делать производство более массовым.

«Ридус»: Как вопрос создания отечественных чипов будет решаться в рамках «Долины», какова ее предполагаемая роль?

Дмитрий Сидоров: Мы — зона, где можно будет объединить усилия различных компаний и в дальнейшем дать им возможность развивать проекты как раздельно, так и совместно. Также среди наших задач — GR- и HR-поддержка, помощь в поиске инвесторов, рынков сбыта, коллаборация с госкорпорациями и заинтересованными лицами.

Российский модуль в открытом космосе
Российский модуль в открытом космосе. © roscosmos.ru

«Ридус»: Россия постепенно выходит из международных космических программ. Как в этих условиях формировать собственную? На каких направлениях в освоении космоса стоит сконцентрироваться?

Дмитрий Сидоров: Исторически Россия — первая космическая держава. И мы обязаны ею остаться. Поэтому важно продолжать именно пилотируемые полеты, совершенствовать средства вывода полезной нагрузки на орбиты, спутниковые системы, в том числе навигационные, телекоммуникационные и предназначенные для дистанционного зондирования земли. Для этого в «Роскосмосе» будет создаваться собственная космическая компания. Частные организации, которые разрабатывают спутники и ракеты, также сохранят свою значимость. Такие предприятия в списке кандидатов в резиденты «Долины» уже есть.

«Ридус»: Способна ли сегодня Россия восстановить собственный авиапром до той степени, чтобы компенсировать неизбежный выход из эксплуатации зарубежных воздушных судов?

Самолет МС-21. © mvf.su

Дмитрий Сидоров: Да. Тот же самолет МС-21 полностью уже готов, сейчас идут его испытания с российскими двигателями. Способность страны самостоятельно разрабатывать и производить современные авиационные двигатели — неоспоримое доказательство её возможности решить любую технологическую задачу в авиации. Так, наряду со среднемагистральными самолётами, аналогичная работа ведётся и в малой авиации. В «Долине» будет несколько резидентов, которые спроектировали и построили такие воздушные суда. В конечном счёте «ассортимент» отечественных изделий и комплектующих однажды сможет обеспечить все потребности отрасли, которая ранее была зависима от импорта. Тем более что здесь, как и в космической отрасли, есть немало компаний, которые разрабатывают и производят авиационную технику, оборудование, авионику, программное обеспечение. Мы в «Долине» будем всячески поддерживать их, чтобы новых технологий становилось ещё больше, а их внедрение в массовое производство происходило как можно скорее.

«Ридус»: Спасибо за беседу, и успехов «Долине»!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+35

 

   

Комментарии (0)