+30
Сохранить Сохранено 7
×

Новая норма: европейским компаниям грозит долгосрочная потеря конкурентоспособности


Новая норма: европейским компаниям грозит долгосрочная потеря конкурентоспособности

Газопровод.

Текущую ситуацию на европейском газовом рынке можно рассматривать с двух сторон. С одной все выглядит довольно оптимистично — цены упали на 85% от пиковых уровней августа прошлого года; с другой — они по-прежнему вдвое превышают докризисные уровни. Обозреватель Bloomberg Хавьер Блас предлагает считать сложившуюся среду «новой европейской энергетической нормой» и видит в ней определенную угрозу для региона.

В этой новой норме европейский газ переходит из рук в руки по цене от 45 евро (48 долларов США) до 50 евро за мегаватт-час. Для многих политиков, которые стали свидетелями скачка цен примерно до 350 евро в августе и опасались отключений электроэнергии и замерзания домов, это повод для празднования. Но для предприятий, которые платили в среднем 20 евро за свой газ в период с 2010 по 2020 год, все сложнее.

Новая реальность

Для большинства производителей текущие цены по-прежнему болезненны, хотя они, вероятно, могут выдержать их с некоторым дополнительным затягиванием поясов. Однако для представителей энергоемких отраслей промышленности региона, таких как химические компании и производители стекла, цены остаются катастрофически высокими.

© unsplash.com

Похожая история и на рынках электроэнергии. Краткосрочные цены на электроэнергию в Великобритании, по-видимому, остановились на уровне чуть менее 150 фунтов стерлингов (180 долларов США) за мегаватт-час. Это выглядит неплохо после тех 550 фунтов стерлингов, что наблюдались в августе и декабре прошлого года, но в три раза превышает средний показатель 2010–2020 годов, составляющий всего 45 фунтов стерлингов.

Столкнувшись с тем, что сейчас выглядит как долгосрочный и, возможно, постоянный рост затрат, компании повышают цены, чтобы защитить маржу. Процесс начался еще в прошлом году и набирает обороты, поскольку компании обычно пересматривают цены в начале года. Это, в свою очередь, разгоняет инфляцию в Европе, сводя на нет ожидания ее быстрого снижения.

Даже цены на продукты питания растут, поскольку некоторые теплицы, которые уже не в состоянии оплачивать отопление, закрываются на зиму, что вызывает дефицит и более высокие затраты. ЕЦБ и Банк Англии загнаны в угол, и, несмотря на экономический рост, который в лучшем случае можно охарактеризовать как анемичный, рынок ожидает дальнейшего повышения процентных ставок.

На прошлой неделе немецкий химический гигант BASF SE объявил о сокращении рабочих мест и закрытии заводов. «Конкурентоспособность Европы все больше страдает. Высокие цены на энергоносители в настоящее время создают дополнительную нагрузку на рентабельность и конкурентоспособность», — сказал глава компании BASF Мартин Брудермюллер.

Рано праздновать

Газ
Газ.© unsplash.com

Безусловно, нельзя не признать, что Европа пережила зиму гораздо лучше, чем опасались эксперты. Помимо неожиданно мягкой погоды этому способствовали меры по сокращению потребления газа. Регион также импортировал много СПГ из дружественных стран, в частности из США и Катара, не сталкиваясь с реальной конкуренцией и покупая столько, сколько нужно, благодаря приглушенному спросу со стороны Китая.

В результате в европейских хранилищах осталось больше газа, чем обычно. За четыре недели до конца зимы они заполнены на 61% — это исторический максимум для данного сезона. И если внезапного и резкого похолодания в ближайшее время не случится, Европа выйдет из зимы с резервуарами, заполненными как минимум наполовину. За исключением 2020 года, когда спрос был приглушен влиянием локдаунов COVID-19, в Европе никогда не было так много газа в конце зимы, предыдущий максимум составлял 47% (в 2014 году).

Весь этот комплекс обстоятельств и позволил ценам снизиться с экстремальных уровней прошлого лета.

Но есть и плохие новости. Европа будет изо всех сил пытаться повторить этот подвиг следующей зимой. Однако в значительной степени он был обусловлен удачей (теплая погода), экономическим ущербом (сокращение производств и спроса на энергию из-за ее подорожания) и готовностью игнорировать климатический кризис (переход на уголь с газа).

По некоторым оценкам, эти неструктурные факторы дали 80% экономии газа в прошлом году. В том числе около трети снижения спроса приходится на погодную аномалию и только 20% связано с повышением энергоэффективности и изменением поведения. И вряд ли после открытия Китая стоит ждать повторного изобилия СПГ.

Новый энергетический фон означает гораздо более низкие затраты на энергию, чем на пике кризиса в 2022 году, но цены, вероятно, будут еще достаточно долго оставаться выше докризисных уровней. А это означает, что европейским компаниям грозит долгосрочная потеря конкурентоспособности, а региону — затяжная борьба с инфляцией.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (0)