+30
Сохранить Сохранено 7
×

«Катенька», «сотка» и «радуга»: два с лишним столетия истории сторублевой купюры


«Катенька», «сотка» и «радуга»: два с лишним столетия истории сторублевой купюры

Из фондов ФГУП «Гознак»

Новая сторублевая банкнота появится в наших кошельках. Банк России летом ввел ее в обращение, и банки уже настраивают оборудование для ее использования. Среди изображений на модернизированной банкноте — Спасская башня московского Кремля с курантами, парк «Зарядье», МГУ, Останкинская и Шуховская башни. О том, какой была сторублевка в разные годы, вспоминаем совместно с музейным отделом Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу.

Самый крупный номинал

Сторублёвая банкнота начинает свою историю в 1769 году. В тот год императрица Екатерина II принимает решение начать выпуск первых русских бумажных денег — ассигнаций. Сто рублей — самый крупный номинал банкнот того времени. Ассигнации выглядели непривычно для нас и больше напоминали ценные бумаги: односторонние, белого цвета, размером с альбомный лист. Каждая такая ассигнация вручную подписывалась банковскими чиновниками. Но самое интересное, уже первые ассигнации имели водяные знаки. На просвет читалось: «Любовь к Отечеству действует к пользе оного» и «Государственная казна».

100 рублей образца 1983 года

100 рублей образца 1883 года.

Из фондов ФГУП «Гознак»

История ассигнаций закончилась в 1843 году, с началом «эпохи серебряного стандарта». Основой расчётов в России был признан серебряный рубль, к которому были «привязаны» все остальные денежные знаки, включая бумажные деньги. Теперь они назывались государственными кредитными билетами. При выпуске банкнот 1843 года была применена гальванопластика, изобретенная российским физиком Б. С. Якоби в 1838 году. Она позволила наносить рисунок на металл при помощи тока. Применение гальванопластики для изготовления печатных форм (клише) обеспечило полную идентичность сложного рисунка будущих денег на большом количестве клише, что ускорило скорость выпуска банкнот и улучшило их защищённость.

От «катеньки» до золотого червонца

100 рублей образца 1866 года, выпуск 1878 года

«Радуга» — 100 рублей образца 1866 года, выпуск 1878 года.

Из фондов ФГУП «Гознак»

100 рублей образца 1866 года, выпуск 1878 года, оборотная сторона

«Радуга» — 100 рублей образца 1866 года, выпуск 1878 года, оборотная сторона.

Из фондов ФГУП «Гознак»

Сторублёвая купюра оставалась самым крупным номиналом — самым надёжно защищённым от подделки и замысловато оформленным. Для её оформления впервые была применена цветная радужная печать (ирис), давшая разноцветной купюре этого номинала народное прозвище «радуга».

«Радуга» — не последнее обиходное название, закрепившееся за сторублёвыми банкнотами на долгие годы. В 1866 году металлографская печать позволила впервые поместить на банкноты изображения людей — так защитным элементом стали гравюры с портретами русских правителей. С того времени и до периода Революции 1917 года и Гражданской войны сторублёвую купюру неизменно украшал портрет Екатерины II, а в народе их прозвали «катеньками», «катюшами», «катеринками». Сторублёвая купюра образца 1910 годе с чёрно-белым портретом Екатерины II (гравюра с картины художника Иоганна-Батиста Лампи-старшего) и пятисотрублёвая образца 1912 года с чёрно-белым портретом императора Петра I в латах (гравюра с картины художника Карла Моора, написанной в 1717-м), как и другие выпущенные Государственным банком «николаевки», находились в обращении до 1 октября 1922 года.

«Катенька» — 100 рублей образца 1910 года.

Из коллекции Ф. Ф. Иванкина

«Катенька» — 100 рублей образца 1910 года, оборотная сторона.

Из коллекции Ф. Ф. Иванкина

Период Революции и Гражданской войны беспрецедентен в истории отечественного денежного обращения. В 1918–1922 годах на территории бывшей Российской империи обращалось более 2000 видов денежных знаков. В обращении оставались царские деньги и деньги Временного правительства; собственные денежные знаки выпускали РСФСР и другие государственные образования, возникшие на территории бывшей империи; обращались денежные знаки различных армий белого движения. И, конечно, среди этих многочисленных денежных знаков были и разнообразные купюры сторублёвого номинала.

Конец «денежному хаосу» положила денежная реформа 1922–1924 годов. Тогда в обращение был введён советский золотой червонец, по весу и золотому содержанию аналогичный царской десятирублёвой монете. Червонец стал основной денежной единицей, Государственный банк СССР выпускал соответствующие банкноты — один, три, пять и десять червонцев. Один рубль составлял 1/10 часть червонца, и купюра в десять червонцев была равна ста рублям. Банкноты достоинством сто рублей тогда не существовало. И так продолжалось до послевоенной денежной реформы 1947 года, когда сторублёвая купюра вновь стала самым большим номиналом.

Произведение полиграфического искусства

100 рублей образца 1947 года

100 рублей образца 1947 года.

Из фондов ФГУП «Гознак»

100 рублей образца 1947 года, оборотная сторона

100 рублей образца 1947 года, оборотная сторона.

Из фондов ФГУП «Гознак»

Сторублевый билет Государственного банка СССР образца 1947 года с видом Московского Кремля на оборотной стороне, гравированный металлографическим способом, относят к произведениям полиграфического искусства, так же как и последние царские деньги с Екатериной II и Петром I. Автор эскизов банкнот образца 1947 года — легендарный художник Гознака И. И. Дубасов (АО «Гознак» — это предприятие, которое непосредственно изготавливает деньги по заказу Банка России).

Конец 1950-х — начало 1960-х — пик развития советского проекта: полёт Гагарина в космос, внедрение в промышленность отечественных ЭВМ. Лёгкость и динамика этого периода отразилась и на купюрах образца 1961 года. Многие помнят их: на крупных номиналах, в том числе и на ста рублях, барельеф Ленина в овальном медальоне, он же служит водяным знаком. Эти банкноты доживут до конца советского периода.

100 рублей образца 1961 года

100 рублей образца 1961 года.

Из собрания Музея Банка России

100 рублей образца 1961 года

100 рублей образца 1961 года.

Из собрания Музея Банка России

Игра в города

В настоящее время в обращении находятся банкноты «городской» серии образца 1997 года, а первые эскизы этой серии банкнот начали разрабатываться ещё в 1993 году. С тех пор эти банкноты неоднократно модифицировались. При этом их оформление практически не менялось, а добавлялись новые элементы защиты купюр от подделки.

Всем известно, что сторублёвая банкнота «городской» серии посвящена Москве. Но мало кто знает, что кроме «городской» серии в 1990-е годы разрабатывались различные варианты «портретных» серий банкнот с изображением знаковых представителей русской культуры. На эскизах сторублёвых купюр, сохранившихся в фондах Гознака, можно увидеть А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

Но и в наши дни в обращении есть необычные сторублёвые купюры. В 2013 году в преддверии Олимпиады в Сочи была выпущена первая памятная банкнота Банка России. Следующая памятная сторублёвая банкнота была выпущена в 2015 году. Одна её сторона посвящена Севастополю, другая — Крыму. Третья памятная банкнота — вертикальной формы, как и две первые. Однако третья памятная банкнота, выпущенная к Чемпионату мира по футболу 2018 года, стала первой российской банкнотой, полностью выполненной из полимерной пленки.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (2)

  • coyoteOdin
    coyoteOdin 15 сентября 2022

    к слову - в разработке серии образца 1866 года принимали участие американские специалисты, так что сходство рублей образца 1866 года с долларами вовсе не случайно

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 15 сентября 2022

    ну, тут как сказать - любая купюра без "полей" и с портретом невольно будет смахивать на доллар

    Ответить
    0 +