Что-то пошло не так: Китай может так и не стать сверхдержавой №1

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Несмотря на звучащие из года в год прогнозы относительно феерического будущего Китая, есть все больше оснований полагать, что Поднебесной так и не удастся занять первое место в списке мировых сверхдержав. Более того, нельзя исключать, что второе и третье места ей тоже не светят.


Прощай, экономическое чудо

О том, что с Китаем что-то пошло не так, свидетельствуют, прежде всего, данные о состоянии экономики страны. Во-первых, это снижение темпов экономического роста и постепенное сдувание легендарного «экономического чуда», а во-вторых, растущее число «зарытых» ранее проблем, таких как огромная внутренняя задолженность, проблемы на рынке недвижимости, риск потери экспортных рынков, неимоверные политические амбиции лидеров государства и прочие. Каждая из них может оказаться миной замедленного действия, способной рвануть в самое неподходящее время, и это время, похоже, неизбежно приближается.

«Прилетело» и по США

Коллаж

Си Цзиньпин.

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Как сообщает Businessinsider, ситуация в Китае продолжает ухудшаться, угрожая распространиться по всему миру.

Некоторое время назад Китай сообщил о росте ВВП во втором квартале на 0,4%, что ниже прогнозируемого аналитиками результата в 1%. Это худший отчет с тех пор, как страна сообщила о сокращении на 6,8% в первом квартале пандемийного 2020 года.

Изрядную порцию негатива в и без того грустную картину добавила спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси, очень не вовремя прилетевшая на Тайвань в рамках своего азиатского турне. Пелоси стала самым высокопоставленным официальным лицом США, посетившим островное государство, за 25 лет.

Результат визита не заставил себя ждать, так как Китай рассматривает Тайвань не как самоуправляемое демократическое государство, а как собственную территорию. По словам официального представителя МИД Китая Чжао Лицзяня, Китай будет рассматривать визит Пелоси как поддержку независимости острова, что «приведет к серьезным последствиям».

Как полагает Businessinsider, оба эти события могут иметь серьезные последствия уже для экономики и национальной безопасности США. То есть велика вероятность возврата к состоянию торговых войн, бушевавших между КНР и США во время президентства Трампа.

Действительно, на Китай приходится значительная часть американского экспорта. США — третий по величине покупатель китайских товаров, потративший на них в 2021 году 151 миллиард долларов.

Разрыв цепочек поставок со стороны Китая не только препятствует развитию экономики Поднебесной, но и является одним из многих факторов, подталкивающих инфляцию в США, грозящую погрузить страну в рецессию.

Если вдобавок ко всему состоится китайское вторжение на Тайвань, будь то хоть в следующем году, хоть через десятилетие, это обернется серьезнейшим ударом по экономике США, явно превосходящим последствия всех трамповских торговых войн.

Китай уходит в пике

Коронавирус в Китае

Коронавирус в Китае.

© unsplash.com

Впрочем, пока мир гадает о последствиях возможной агрессии на Тайване, очевидно, что китайская экономика входит в критическую фазу и без всякой войны.

Наивно полагать, что если экономика страны по-прежнему демонстрирует рост, то ей ничего не угрожает. Куда важнее динамика этого роста и то обстоятельство, что экономика страны находится под все большим влиянием происходящих в ней политических событий.

Сдержанный экономический рост Китая во втором квартале частично обусловлен политикой нулевого уровня COVID, которая включает в себя строгие локдауны и карантины. На сегодняшний день они фактически остановили значительную часть экономики. При этом целый ряд экспертов не исключают, что последние наиболее жесткие локдауны в Китае обусловлены не столько медицинскими соображениями, сколько попыткой китайских властей отработать механизмы полного сдерживания и подчинения населения в преддверии неких политических событий.

Тем не менее в июне уровень безработицы в Китае среди жителей городов в возрасте от 16 до 24 лет вырос до 19,3%, что является самым высоким уровнем с момента первой публикации данных в 2018 году.

Разочаровывающий отчет по ВВП — не единственная плохая новость для китайской экономики за последние недели. В июне стоимость недвижимости падала десятый месяц подряд, и, поскольку строительство замедлилось, покупатели жилья в более чем 20 городах начали отказываться выплачивать ипотечные кредиты по незавершенным проектам.

Производственная деятельность неожиданно сократилась в июле, что привело к резкому падению доверия китайских потребителей.

Ускользающее лидерство

Си Цзиньпин и Дональд Трамп

Си Цзиньпин и Дональд Трамп.

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

В последние годы эксперты активно спорят о том, когда Китай превзойдет США в качестве крупнейшей экономики мира, сходясь во мнении, что это может произойти к 2030 году.

Однако уже сейчас видно, что если замедление экономического роста, потенциальный долговой кризис и сокращение количества рабочей силы создадут новые экономические препятствия в будущем, смена лидера может оказаться не столь очевидной. Характерно, что по мере ослабления экономической мощи Китая растет напряженность вокруг Тайваня.

Конфликт с США на почве судьбы Тайваня сегодня уже не кажется невероятным, особенно если напряженность еще больше обострится после визита Нэнси Пелоси на остров.

Хотя у США нет официальных дипломатических отношений с Тайванем, президент Байден заявил, что они будут поставлять Тайваню оружие в случае нападения со стороны Китая. Остается неясным, предпримут ли США какие-то дальнейшие действия, которые могут привести к военному конфликту.

Как полагают в Businessinsider, ответ на этот вопрос мир может получить достаточно скоро. Если ранее эксперты высказывали предположения, что Китай вторгнется на Тайвань к 2025 или 2030 году, то сейчас некоторые официальные лица США опасаются, что это может произойти в течение следующих 18 месяцев.

Одной из причин таких опасений является то, что Си Цзиньпин не видит в экономике единственного пути к превращению Китая в «великую державу», бессменным главой которой он надеется стать. Вполне вероятно, что ради реализации этих целей он попытается прибегнуть к «маленькой победоносной войне». Победа в ней позволит ему обойти всех своих внутренних противников, которых у Си сегодня в избытке.

Насколько победоносной она окажется в условиях наметившегося экономического спада и неизбежного ухудшения отношений с США — большой вопрос.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Китай запустил первый в мире парящий поезд Sky Train

© South China Morning Post

Южный Китай запустил первую в мире транспортную систему на магнитной подвеске Sky Train, которая способна удерживать подвешенные вагоны бесконечно долго без источника питания.

В экспериментальной железной дороге в уезде Синго, провинция Цзянси, используются мощные магниты, сделанные из редкоземельных элементов, которые способны поднимать до 88 пассажиров в воздух.


В настоящее время построена всего лишь одиночная испытательная трасса длиной 800 метров и высотой 10 метров. Поезд с двумя вагонами подвешен на магните под рельсами, не создавая контакта, и бесшумно скользит между пассажирскими платформами со скоростью до 80 км/ч.

В отличие от большинства поездов с обычными магнитами, новая система почти бесшумна, требует минимального обслуживания и потребляет меньше энергии для ускорения. Обычная магнитная система со временем ослабевает, но Sky Train благодаря редкоземельным элементам вроде неодима может служить практически вечно.

С этим у Китая нет проблем: на поднебесную империю приходится почти 40% всех известных мировых запасов редкоземельных элементов — вдвое больше, чем у соседнего Вьетнама. Китай также добывает гораздо больше этих материалов, чем любая другая страна, и доминирует в цепочке обработки и поставок.

Новая система благодаря редкоземельным элементам может служить практически бесконечно.

Новая система благодаря редкоземельным элементам может служить практически бесконечно.

© South China Morning Post

Поэтому не исключено, что система Sky Train в итоге будет распространена только в Китае. С другой стороны, она подарит стране огромное преимущество и сможет заменить собой устаревший транспорт. Благо строительство и обслуживание всей системы стоит примерно в десять раз меньше, чем метро.

После того, как тестовые заезды будут завершены, система Sky Train будет расширена до трассы длиной 7,5 км с более высокой максимальной скоростью около 120 км/ч.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)