+31
Сохранить Сохранено 7
×

«Гомерически смешно»: Ян Гахарманов о съемках в комедии «Танцы на высоте!»


«Гомерически смешно»: Ян Гахарманов о съемках в комедии «Танцы на высоте!»

Кадр из фильма "Танцы на высоте!" © MVK

В 2016 году Ян Гахарманов окончил Театральный институт имени Бориса Щукина (руководитель курса – Александр Коручеков). В том же году он начинает сниматься в комедии «Танцы на высоте!». 

Основное действие фильма разворачивается в Лакском районе Дагестана в ауле Куба, так что зритель сполна сможет насладиться бескрайними горными пейзажами.

Лакский район Дагестана аул Куба

Лакский район Дагестана аул Куба

© MVK

По сюжету фильма посреди Кавказских гор остался последний аул без Интернета. Местный совет старейшин до последнего сопротивлялся всемирной паутине, но Интернет все же появился. С этого и начинается увлекательная история. Местный программист Тофик (Ян Гахарманов) влюбляется в топ-тиктокершу и отправляется в Москву покорять ее сердце.

В интервью изданию «Ридус» Ян Гахарманов, исполнивший главную роль, откровенно рассказал о том, что происходило по ту сторону экрана.

«Ридус»: Ян, сейчас Вы являетесь актером труппы Театра имени Евгения Вахтангова, а когда первый раз оказались на сцене?

Ян Гахарманов: В детстве, лет с 11, я выступал в цирке в качестве эквилибриста, был цирковым артистом Псковского цирка, этому искусству я посвятил лет пять. А потом в моей жизни появился КВН. У нас была сборная города Пскова. Мы ездили в Сочи на большой фестиваль. А дальше сцена была уже в институте.

«Ридус»: В фильме «Танцы на высоте!» было много кавээновских ребят?

Ян Гахарманов: Да. Фильм наполовину российский, наполовину дагестанский. Большая часть дагестанских ребят из «Махачкалинских бродяг», из старых кавээновских команд, которые были либо артистами, сыгравшими в «Танцах на высоте!», либо помогали как сценаристы Амету Пики.

«Ридус»: Какая первая значимая именно для Вас роль в кино?

Ян Гахарманов: Первая значимая была как раз в «Танцах на высоте!». До этого, будучи студентом третьего курса, я снимался в сериале Егора Баранова «Спарта», там тоже была большая роль, но все-таки это было студенчество.

«Ридус»: Что больше всего нравится в профессии актера?

Ян Гахарманов: Это просто какая-то форма существования не только на сцене, но и в жизни тоже. На что способны только люди, любящие лицедейство, всегда несерьезные. Не в смысле, что это все поверхностно и весело. Не в смысле, что это все шутки, но даже какие-то серьезные вещи – это все равно игра. Ни один Отелло всерьез не душит Дездемону. Это все равно игра всегда. То прекрасное ощущение, когда ты можешь, как это делают дети, прикасаться ко всему играючи, легко. Даже все сложные вещи жизненные даются детям легко, потому что они легко на это смотрят. С актерством такая же штука: ты можешь находиться в состоянии дурачка такого. И это, наверное, самое дорогое.

 «Ридус»: Ранее в одном из интервью Вы сказали: «Театр не самое прибыльное дело, нет речи о какой-то великой славе, это трудно, страшно, волнительно. И если уж люди идут по этому пути, то только по большой любви».

Путь киноактера для Вас он тоже по зову сердца?

Ян Гахарманов: Я не могу похвастать огромным списком киноработ, иногда это идейные проекты и что-то по любви, иногда, и даже часто, это про деньги. Но прекрасно, когда это соединяется.

«Ридус»: А в фильме «Танцы на высоте!» соединилось?

Ян Гахарманов: Мне кажется, это соединилось, потому что это была первая большая-большая работа у меня. И еще на этапе, когда я прочитал сценарий, мне это все понравилось и очень захотелось сниматься в этом кино, что тоже бывает довольно-таки редко, когда гореть начинаешь и прямо хочется.

Это были долгие-долгие пробы, несколько месяцев, которые бесконечно проходили. Когда утвердили, я был очень-очень рад, бегал по комнате, как дурачок, в присутствии своих однокурсников.

Я не буду говорить, что мы жили в какой-то невероятной идиллии, что все проходило гладко. Нет, конечно, это живой процесс. Были и накладки какие-то, были сложности, но вообще, да, по какой-то любви было, наверное, все-таки.

«Ридус»: А много кандидатов было на роль Тофика?

Ян Гахарманов: Я помню трех, но точно не знаю, старался не думать об этом.

Ян Гахарманов в роли Тофика

Ян Гахарманов в роли Тофика

© MVK

«Ридус»: А как пробы проходили?

Ян Гахарманов: Есть сцена в фильме, кто будет смотреть фильм, те ее запомнят. Когда Зюма, героиня, приходит к Тофику и говорит: «Какого черта ты здесь делаешь, давай езжай и укради свою возлюбленную. И привози сюда, всем покажи. В общем, будь мужчиной, ты тряпка». Они сидят в этой комнатушечке, где Тофик интернет налаживает. Вот эта сцена оказалась для меня очень тяжелой, потому что с нее начались пробы, и дальше, пока были пробы, мы очень долго делали только эту сцену. Мы ее делали, делали, делали… Потом что-то меняли, потом опять делали. Поэтому в какой-то момент я стал ненавидеть эту сцену. Просто ее оказалось очень много в моей жизни. Потом у нас были танцевальные пробы.

«Ридус»: Вы владеете разными танцевальными направлениями?

Ян Гахарманов: Не буду говорить, что я какой-то профессиональный танцор, ни в коем разе, но все-таки в институте нам очень широко дают бальные танцы, джаз танцы, современные танцы. Так или иначе, мы чуть-чуть оснащены.

«Ридус»: Тверка в институте не было?

Ян Гахарманов: Наверное, не было. Либо я пропустил. Но после утверждения на роль началась подготовка к фильму. Два месяца перед фильмом я ходил на занятия по хип-хопу, я учился современным прекрасным вещам, на других занятиях нас учили танцевать лезгинку.

«Ридус»: Тверк не учили?

Ян Гахарманов: Меня нет, не было задачи. Олю Смирнову (Лилю Межконтинентальную) учили этому. Я как персонаж не должен был уметь это делать хорошо. Я должен был уметь это делать, ровно так, как я, Ян, умею это делать. Должен признаться, что одно занятие было. Оно было странным, и оно больше не повторилось.

«Ридус»: Сложно танцевать тверк?

Ян Гахарманов: Физически сложно. И морально сложно. Это был шестнадцатый год, мне было 22 года. И когда с тобой стоит взрослая красивая девушка и учит тебя, как надо трясти некоторыми частями тела и демонстрирует, немножко сложно заниматься в этот момент. Становится стыдно, неловко, но мы все это преодолевали.

 «Ридус»: Как Вам фильм «Танцы на высоте!»? Какая идея, возможно, показалась важной?

Ян Гахарманов: Он довольно-таки прост в плане идеи, он же не новаторский. И все темы, про которые всегда говорят, заезженные и, может быть, уже надоевшие: про любовь, дружбу, честь, достоинство и перечень прекрасных слов, которые рядом с этими словами стоят. Такие слова, про которые как будто бы уже неловко говорить. Мне кажется, в сегодняшнем дне к этим понятиям сложно прикасаться. Очень сложно сегодняшним людям о них говорить, это как будто бы не круто. Круто быть пробивным, круто быть свободным, круто быть наглым и дерзким, - это круто. И про это сейчас много разговоров, а про такие вещи, про которые нам бабушки рассказывали, про них как будто неловко говорить. Ты заявляешь, что хочешь быть человеком чести, а на тебя как на дурочка смотрят.

Так получилось, иногда умышленно, иногда, нет, что это кино, оно не очень современное. Я не знаю, за счет чего это. Возможно, за счет любви режиссера Амета Пики к тому какому-то кино. Оно как-то случайно вышло, оно как будто, несмотря на всю современность, танцевальную музыкальную и так далее, оно такое несовременное, немодное. И поэтому вот эти темы высокие и как будто бы скучные звучат здесь доступнее.

Такой советский налет дает право поговорить о чести, это же не только честь и достоинство горцев. Это про простые, высокие, немодные вещи.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

© MVK

«Ридус»: «Танцы на высоте!» - легкая комедия в духе советского кино, в которое врываются современные реалии, вроде Интернета, Тик-тока, тверка…

Можно попробовать провести параллели этого фильма с «Кавказской пленницей». Оба фильма хочется разбирать на цитаты. В обеих кинокартинах показаны горные пейзажи, осел играет немаловажную роль, кража невесты присутствует.

Интуитивно улавливается некоторое сходство Вашего героя Тофика и Шурика. Герой немного потерянный, не такой, как все. Но при этом очень человечный.

Вы для себя проводили какие-либо аналогии?

Ян Гахарманов: Невероятно лестное какое-то сравнение. Кто-то говорил, у меня даже язык не поворачивается так сказать, потому что это уже слишком, но кто-то говорил, что это просто какое-то современное «Мимино». Это, может быть, даже слишком высокие оценки.

Эти фильмы нельзя сравнивать, даже неприлично сравнивать эту картину с «Кавказской пленницей» и «Мимино». И не нужно сравнивать. Но то, что при просмотре «Танцев на высоте!» вдруг появляются мысли, воспоминания о «Кавказской пленнице», о «Мимино» и всех картин, стоящих в этом ряду, это очень приятно и лестно. Может быть, это поклон тому прекрасному кино.

«Ридус»: Можно заметить, что Тофик исполняет танец в такой же одежде, как герой клипа «Рекорд Оркестра» «Лада Седан». Песня этой группы звучит в фильме, есть явные пересечения.

Ян Гахарманов: Это жанровое кино, можно даже сказать, клиповое. Безусловно, в нем есть эти архетипы, которые не намекают и не пародируют, не воруют Труса, Балбеса, Бывалого, но это классические, канонические персонажи комедии.

"Три мушкетера"

© MVK

Есть тройка дурачков, есть главный герой, есть красавица бойкая – это все какие-то канонические вещи и, возможно, этот костюм, не знаю, умышленно ли он был взят из клипа, но мне кажется, это тоже жанровый канон представления о каком-то горце непонятном. Вот если представить, как выглядит Тофик, ну вот он, наверное, так и выглядит. В каком-то спортивном костюме голубом, папахе, поясной сумке и с телефоном на длинной-длинной антенне.

«Ридус»: Образ Тофика противоречивый. С одной стороны, иногда он ведет себя, как шаблонный представитель с Кавказа, если обратить внимание на речь и порой резкое поведение. А с другой стороны, он образованный, добрый, честный человек, и даже романтик.

Ян Гахарманов: Он же человек из аула и все ситуации, в которых он себя ведет, казалось бы, диковато, это все очень стрессовые ситуации. Везде, где он может держать себя в руках, он образованный и достойный человек.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

© MVK

Перед съемками Амет Пики меня отправил в Дагестан на несколько дней к своим родственникам, чтобы я просто погулял с ними, с его племянником, товарищами. Я ходил с блокнотиком, все за ними записывал. Вот наше, скажем так, московское представление о кавказцах, это наше московское представление о московских кавказцах. И это никакого отношения не имеет к людям, которые живут там. В Дагестане я раньше никогда не был и как-то тесно не соприкасался. И мне было поразительно, насколько это прекрасные и чистые, светлые люди. Но при этом у них есть некоторая манера общения, которая может восприниматься агрессивной, возможно, но это никак не связано с агрессией, это связано просто с манерой, может быть, с тем, как звучит язык или с какими-то интонациями, но нисколько в этом нет никакой агрессии.

Амет Пики долго говорил мне, не могу судить, получилось это или нет, очень долго мне показывал, как некоторые реплики нужно говорить, когда ты как будто бы ругаешься. Когда не ругаешься, но как будто бы ругаешься.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

© MVK

Тофик смотрел на взрослых, и он понимал, что себя нужно вести как-то по-особенному в таких местах. Он себя ведет очень нелепо, очень глупо, но ведет. У него периодически меняется поведение в зависимости от людей, которых он встречает, и мне кажется, что только в конце, в самом-самом финале, в последней сцене он вдруг становится каким-то полноценным человеком, который не играет в танцующего крутого парня, не играет ни в какого брутального дагестанца, ни в кого не играет, а просто он такой вот Тофик.

Зюма и Тофик

Зюма и Тофик

© MVK

«Ридус»: Вы уже немного рассказали, какая внутренняя работа стояла за созданием образа, как Вы работали над характером героя. А какие задачи ставили?

Ян Гахарманов: Не хочется себя восхвалять и говорить, что была проделана какая-то невероятная работа мной, но мы ездили в Дагестан, я смотрел все, слушал, ходил. Но, наверное, главную задачу, которую я ставил перед собой, очень хотелось, очень располагал сценарий, чтобы это был совсем Шурик, коль уж мы заговорили про Шурика. Он совсем такой добренький, наивный очень, иногда бесхарактерный человечек. Тофик психанул, убежал, где-то в Москве шатается. Он такой же сильный, такой же достойный, такой же настоящий мужчина и человек, просто он другой.

Как с Аметом Пики говорили и еще с какими-то ребятами, ну вот не нравится мне эта еда, это же не значит, что я плохой человек или плохой дагестанец. Определенный танец не делает тебя каким-то плохим. И тут тоже, он просто другой. Ему почему-то понравились эти странные танцы, к тому же девочка красивая. Девочка понравилась, и танцы понравились. До лезгинки ему нет дела. Но он такой же достойный представитель.

«Ридус»: А Вам близок по духу Ваш персонаж?

Ян Гахарманов: Мне кажется, да. Я тоже не могу сказать, что во мне в полной мере есть брутальность национальности. У меня тоже этот ген чуть-чуть потерян. Мне кажется, близок, и даже в чем-то я бы хотел быть похожим на него. Но офонареть, это же взять и уехать в Москву, покорять какую-то девочку, я бы хотел так, у меня бы не хватило смелости.

«Ридус»: Легче играть героя похожего на себя?

Ян Гахарманов: Я, честно говоря, не могу сказать, что я понимаю до конца, кто я. Может быть, какие-то черты я могу уловить: вот это похоже на меня, а вот это не похоже на меня. Сказать, что целиком это я или не я, можно, если ты знаешь, кто ты полностью, а мне не нравится себя знать. Мне становится скучно, я предпочитаю знакомиться с собой. Иногда мы находим что-то похожее на себя, а когда - что-то непохожее, ты либо сам на себя притягиваешь этого персонажа и делаешь его похожим, либо едешь в Дагестан и записываешь фразы в блокнотик. И куда-то в сторону персонажа двигаешь.

Наверное, чем дальше от себя, тем легче и не так страшно.

«Ридус»: Интереснее играть что-то абсолютно противоположное себе?

Ян Гахарманов: Я бы не сказал, что интереснее, но это интересно. Но в этом же и есть прелесть, что иногда что-то близкое к себе, и ты можешь чуть-чуть себя порассматривать, понаблюдать за собой, но просто через другого какого-то персонажа. А есть совсем что-то далекое, это же тоже очень интересно. Мне кажется, все интересно, вообще интересная профессия.

«Ридус»: Расскажите немного об атмосфере на съемочной площадке, как проходили съемки в Дагестане и как в Москве?

Ян Гахарманов: Очень-очень по-разному.

Во время съемок в Москве все на площадке понимали, что тут все строго. Во столько-то начало, во столько-то мотор…

Съемочный процесс

Съемочный процесс

© MVK

Что касается съемок в Дагестане, актерами были местные артисты из Махачкалинского театра, также были просто местные жители. Обед по расписанию, но как-то не очень им это интересно, не то чтобы они какой-то саботаж устраивали, ни в коем случае, ничего не нарушали, но сама атмосфера была какая-то семейная.

Семейная атмосфера съемок

Семейная атмосфера съемок

© MVK

И там даже был момент, очень жалею, что в это время у меня не было смен и были спектакли в Москве, я должен был уехать. Мы снимали в горах, по сценарию это лето. И были уже отсняты кадры, где это лето, и неожиданно в горах выпал снег, а это был сентябрь, по-моему. Было очень тепло, но выпал снег. Надо сказать, что все виды, которые есть, ничего там не дорисовано, это было равнехонько так, и даже, может быть, в кадре это выглядит чуть победнее. Там было невероятно красиво. И вокруг все было в снегу. И снимать это было невозможно, потому что невозможно никак перекрыть горы. И поэтому ребята просто неделю там жили, жарили шашлыки, местные поили их местными напитками, кормили местной едой.

Горец

Дагестанский горец

© MVK

Большая часть актеров ночевала в гостинице, кто-то в городке, разбитом недалеко от мест съемки, а часть жила у местных жителей – это были самые счастливые ребята. В Дагестане как-то так съемки проходили, они были такими, как будто очень много родственников собралось и решили что-то поснимать. Очень душевно.

В Москве все было более строго и по делу, но не отменяет того, что это было прекрасно.

«Ридус»: По ту сторону экрана так же было весело, как мы это в фильме видим?

Ян Гахарманов: Зачастую да. Но, например, с Юсупом Омаровым было невозможно сниматься, чтобы не колоться. Это какого-то невероятного чувства юмора человек. Его абсолютно устрашающая, брутальная внешность и две морщинки возле бровей, которые хмурятся. Ну вот если есть что-то абсолютно крайнее внешности и внутреннего содержания, то мне кажется, это Юсуп. Это добрейший, очень чуткий, невероятно веселый человек с поразительным чувством юмора. Как он играет и как он существует, такое ощущение, что он находится в состоянии шуточной импровизации.

Юсуп Омаров в роли Абдула

Юсуп Омаров в роли Абдула

© MVK

Есть сцена, когда приходят старейшины поговорить по скайпу в каморку Тофика, и вдруг включается реклама нижнего белья. Юсуп говорит мне, чтобы я выключил, и я пытаюсь выключать, а оно не срабатывает. Там есть момент, когда мы с ним оба прячемся головами за монитор. Я спрятался, потому что не мог больше не смеяться, а Юсуп спрятался и какую-то шутку еще мне сказать успел. Мы вот так вот снимались, было гомерически смешно.

 «Ридус»: Что было наиболее сложным для вас в процессе съемок?

Ян Гахарманов: Самая тяжелая смена была, когда Тофик уже уходит от Лили и возвращается к своим друзьям-бомжам. Он лежит с банками на спине, а так как он лежит уже целую неделю, то Зюма, почувствовав от него неприятный запах, решает, что неплохо бы ему освежиться, и бросает его в реку. В фильме в итоге не совсем так, как запланировано, кадры сделаны, но там я должен какое-то время полежать в воде. И только спустя какое-то время прийти в себя и начать выкарабкиваться. И все было бы ничего, если бы это был не ноябрь. Но это был ноябрь, и было страшно холодно. Я там был только в штанах, под штанами были аквалангистские штаны, чтобы хоть как-то мне было тепло. Вот так вот мы снимали, это было непросто, но как ни странно, никаких последствий не было.

"Был ноябрь, и было страшно холодно"

© MVK

«Ридус»: Это Москва-река?

Ян Гахарманов: Да, это такой маленький островочек, который находится прямо напротив Мастерской Петра Фоменко. Это была Москва-река.

«Ридус»: Сколько раз пришлось нырять?

Ян Гахарманов: Немного, два или три раза. Потому что меня-то высушить было несложно, а вот одежду нельзя было. Поэтому два или три дубля мы сделали.

Самая тяжелая смена

Самая тяжелая смена

© MVK

«Ридус»: В какой сцене комедии было больше дублей?

Ян Гахарманов: Вот сцена, которая была на пробах, когда Зюма приходит спросить, любит ли ее Тофик, и говорит, что она его не любит много-много раз. Вот эту сцену, я даже не помню, сколько мы ее снимали.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

© MVK

На пробах мы делали эту сцену бесконечное количество раз. Где-то в какой-то момент Амету Пики понравилось, как где-то что-то сделали. И он пытался добиться, чтобы это было уже на съемках. А это было полгода назад, мы уже забыли, как мы это все пробовали. И мы ее снимали очень долго. Это был, наверное, первый раз, когда я почти опустил руки. Но в итоге мы все-таки чего-то добились.

«Ридус»: Со стороны все выглядит легко, естественно.

Ян Гахарманов: Может быть, потому она так и смотрится.

 «Ридус»: В фильме много юмора, у вас есть любимые шутки из фильма?

Ян Гахарманов: Да, моя любимая шутка, как Юсуп Омаров играл в сцене (это не прописанная шутка), где включается реклама нижнего белья. Как Абдул в исполнении Юсупа пытается монитор руками закрыть. Он это очень смешно делает. И эта мелочь, которую почти не видно, ее почти никто не замечает, и, возможно, в кадре это не так смешно, но в действительности это было просто уморительно смешно. Если что-то вспоминаю, это я вспоминаю в первую очередь.

А так там много шуток было.

Расскажу об одном веселом моменте. В фильме это было не смешно, это было смешно по другую сторону камер. В самом начале фильма, когда Абдул залетает к Тофику в его будку и кричит, чтобы через два часа здесь был Интернет. Он бьёт, закрывает дверь, и дверь падает. В проем просовывается голова осла. И осел недаром осел, не то чтобы он очень хотел залезать головой в эту дверь. Поэтому в итоге четыре здоровых мужика держали осла за ноги и поднимали, двигали, чтобы голова заглянула. Потом убирали обратно. И осел не сопротивлялся ни разу. Ему было, по-моему, вообще все равно, что с ним происходит. За кадром это было очень смешно.

Осел

Осел

© MVK

«Ридус»: Все ли шутки были прописаны в сценарии или имела место импровизация?

Ян Гахарманов: Все, что связано с аулом и с праздниками, там очень много импровизации. Мне кажется, это пятьдесят на пятьдесят. Очень много юмора было в самом сценарии. И правда, я помню, что я очень много веселился, когда его читал. И очень много привнесли местные жители. И я готов петь дифирамбы Юсупу. Что касается его шуток, они процентов на восемьдесят его, это все он сам.  Я нисколько не лукавлю, когда говорю, что это удивительный человек и удивительный артист, он обаятельнейший, талантливейший, умный и у него прекрасный вкус к юмору. Он очень жирными мазками играет тут и очень так размашисто, но он нигде не перегибает палку, и это дорогого стоит, потому что несложно перейти в какой-то шарж. Но нет, он же очень тонок в этом. И может быть, кстати, надо отдать должное ему и артистам старшего поколения, которые именно так играют там. И именно поэтому, может быть, это кино сравнивают с «Мимино» и «Кавказской пленницей».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

© MVK

Юсуп Омаров в роли Абдула

Юсуп Омаров в роли Абдула

© MVK


«Ридус»: Как складывались на съемочной площадке Ваши отношения с Аной Джавахишвили (роль Зюмы), кажется, Вы отлично сыгрались?

Отлично сыгрались!

Отлично сыгрались!

© MVK

Ян Гахарманов: Надо отдать должное нашему кастинг-директору Тамаре Гогичаишвили. Я был молод, юн. Аня была еще младше. У нас сразу же сложились очень теплые, приятельские отношения. Несмотря на возраст, она была удивительным профессионалом. И фору даст многим. Я не помню, чтобы мы хоть в одной сцене сговаривались о чем-то, поправляли или советовали, оно как-то так складывалось сразу, как надо. Как мне представлялось, Аня так и делала.

«Танцы на высоте!» – уже в кино!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+31

 

   

Комментарии (0)