«Нам даже „Ниву“ будет не из чего собрать»: эксперты приговорили российский автопром

«Москвич».

«Москвич».

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Перспективы российского автопрома в текущих условиях выглядят удручающе, и «возрождение» легендарных советских брендов не спасет. В лучшем случае это будет крупноузловая сборка, где Россия будет инвестировать, а Китай — поставлять запчасти. Такие неутешительные прогнозы озвучили большинство экспертов в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Поможет ли „москвичизация“ автопрома выжить автомобильному рынку в условиях санкций?».


Гуд-бай, российский автопром

Российский автопром на протяжении всего своего развития шел по пути воровства и заимствования, отметил автомобильный эксперт Сергей Асланян. Сейчас же, в условиях санкций, подсмотреть и купить будет негде. Кроме того, в России нет собственной индустрии по производству комплектующих.

«У нас нет заводов электроники, у нас не из чего делать двигатель. У нас „Нива“, которой 45 лет, на 20% состоит из импорта. Причем у нее поршни и поршневые кольца американской корпорации Federal Mogul. И теперь нам даже „Ниву“ будет не из чего собрать. АБС мы из чего сделаем? Подушку безопасности кто нам преподнесет? Никто. У нас даже подшипников нет», — перечисляет эксперт.
Нива

«Нива».

© Unsplash.com

По его словам, все отечественные машины, за исключением той самой «Нивы», — это полный провал. И сейчас даже этот провал не из чего собрать. Отдельные попытки наладить производство запчастей в России особым успехом пока не увенчались. Например, в Калуге попробовали выпускать собственный двигатель, напомнил координатор общественной организации автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов, но пока этот агрегат не выдерживает конкуренции с иностранными аналогами, даже китайскими, а что-то не производится в принципе.

«У нас автомобильная промышленность оказалась заимствована, она от нас уехала, свое разбитое корыто к этому индустриальному пейзажу приспособить невозможно. У нас нет автомобильных заводов, и нам не из чего делать автомобили», — констатировал Сергей Асланян.

Москвич с китайским акцентом

Даже советский архаичный «Москвич» сегодня возродить не получится, полагают эксперты. «Где его взять? Он исчез давно. Боюсь, что даже документацию можно найти только в музее. Невозможно вдохнуть жизнь в мертвого», — заявил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

«В лучшем случае под этой маркой будут собираться машины из чужих комплектующих, скорее всего китайских. Поменять решетку радиатора и прибить табличку „Сделано в Москве“ — не проблема. Но создать с нуля сейчас здесь ничего невозможно», — подчеркнул партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

В любом случае возрождать производство автомобиля «Москвич» на прежних производственных мощностях — в центре Москвы, в восьми километрах от Кремля — экономически нецелесообразно, считают большинство участников дискуссии.

«Нигде в мире не существует автомобильных заводов в центре города — это нерентабельно. Renault вывела производство из Парижа еще 50 лет назад, и даже дирекция компании расположена в пригороде», — заметил Игорь Моржаретто.

По его словам, еще до нынешней ситуации была информация о том, что французы собирались в перспективе трех-четырех лет перенести все производство на «АвтоВАЗ», а эту площадку просто закрыть и отдать городу.

Renault

Renault.

© Pexels.com

Эксперты также обратили внимание, что планы по возрождению «Москвича» озвучивали только политики — мэр Москвы Сергей Собянин, министры и другие чиновники, тогда как пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и «АвтоВАЗ» эту тему обходят молчанием.

«Думаю, что завод просуществует несколько лет, после чего власти города просто его закроют и осуществят комплексное развитие территории. А что касается автомобиля „Москвич“, может быть, такая машина будет выпускаться на том же КамАЗе в Набережных Челнах или на другом предприятии, но это будет явно не Москва», — сказал Петр Шкуматов.

Скорее всего, бренд «Москвич» будет возрожден в виде элитного жилого комплекса «Москвич», где будут велодорожки, гранитные двойные или тройные бордюры и в целом благоустроенная и комфортная жилая среда, прогнозирует он.

Генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин

Генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин.

© Соцсети

А вот депутат Горсовета Набережных Челнов от «Партии Роста» генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин уверен, что уровень менеджмента в Москве и столичные бюджеты позволяют восстановить производство. И в текущих условиях это проще сделать именно на прежней площадке, переводить производственные мощности в новое место — не очень хорошее решение.

«Но если там будет просто сборка, какой смыл этого всего? Да, все импортозаместить мы не сможем, но большую часть нужно производить самостоятельно. Нужно поднять завод так, чтобы там были собственные технологические процессы», — заявил эксперт.

При этом он сомневается, что стоит воскрешать марку «Москвич». По мнению эксперта, этот бренд вызывает не лучшие ассоциации, как медведь с балалайкой, а современному автомобилю лучше дать новое название.

С ним не согласен генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко. На самом деле с брендом «Москвич» все нормально, считает он: можно обыграть шрифт, очень красивый, сделать ретро-машину. Но заявления властей о возрождении марки, по мнению эксперта, — это либо попытка отвлечь внимание от текущих проблем, либо большая игра, где хорошие площади в центре Москвы разменивают на инвестиции в автомобилестроение.

Базовые потребности

На самом деле в России отсутствует базовая основа для существования автопрома, посетовал Петр Шкуматов. Автомобили — это некая вершина общего уровня технологического развития, если оно идет органично, пояснил он.

«Называется это „глубина разделения труда“. Условно говоря, если вы хотите производить автомобиль, в котором несколько тысяч компонентов, вы не можете произвести все сами. Точнее, можете, но половина этих компонентов будет производиться не с тем качеством, не в тех объемах, не так быстро и так далее. Современный автомобиль возникает за счет глобальной кооперации», — подчеркнул эксперт.

Российские власти всегда фокусировались на автозаводах, на «вершине айсберга», однако это неправильно, считает он. «Автозавод — венец большой инфраструктуры, но не наоборот. У нас автозаводы сейчас висят в воздухе, потому что туда вливали миллиарды, а на то, что под ними, не обращали внимания», — уточнил аналитик.

Петр Шкуматов.

Координатор общественной организации автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Последний «гвоздь в крышку гроба» развития автопрома в России вбивает отсутствие длинных денег и дешевых кредитов, считает Петр Шкуматов. Это делает бессмысленными любые долгосрочные инвестиционные проекты, будь то создание производства машин или комплектующих для них.

По словам эксперта, задача может быть поставлена так: если мы хотим, чтобы у нас появился автопром — наш, настоящий, российский, — то это долго и дорого. Если же хочется быстро и дешево, мы в лучшем случае получим имитацию, когда китайские, по сути, автомобили будут иметь шильдики made in Russia, в худшем — ничего.

Еще одна большая проблема — качество инженерного образования в России. По словам Яна Хайцеэра, уровень образования по автомобильным специальностям в вузах настолько низкий, что не позволяет выпускникам работать даже в обычном автосервисе. Единственным исключением, возможно, является МГТУ им. Баумана, но его «птенцов» на всю отрасль не хватит. В стране нет дееспособных команд, которые могли бы разработать современный автомобиль, соглашается Петр Шкуматов.

По мнению Максима Шишко, говорить о полной кончине автопрома в России все же не стоит: его будут поддерживать ради сохранения рабочих мест, но это будет устаревшее и глубоко дотационное производство. Сейчас же нужно сфокусироваться на обеспечении краткосрочных задач, чтобы у людей была возможность безопасно добраться из точки А в точку Б. Необходимо убрать все таможенные заграждения, открыть границы для свежих автомобилей с пробегом, считает эксперт.

Генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.

Генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Чуть более оптимистично настроен Руслан Нигматулин. Он считает, что уход иностранных компаний открывает окно возможностей для российских предприятий, которым прежде было сложно конкурировать с глобальными корпорациями. Какие-то вещи, которые невозможно сделать в России, можно будет привозить из Китая, Индии и других условно дружественных стран.

Безусловно, придется забыть о том бурном росте, который наблюдался, когда в Россию заходили иностранные бренды с инвестициями и технологиями, признает эксперт, но автомобилестроение в любом случае будет. Какого оно будет качества и как будет выглядеть — это уже другой вопрос.

Китайцы нам не помогут

Ян Хайцеэр считает, что сегодня единственный реальный путь развития автомобильного рынка России — параллельный импорт. Он как минимум даст время, чтобы создать какой-то свой автомобиль, если на то будет политическая воля.

«У нас по-прежнему надеются, что иностранные компании вернутся. Этого не будет. И китайцы нам не помогут, а попытаются, если возможно, заработать на нас. Никогда в жизни мы не получим от Китая помощь. Это не дружественная страна, это деловой партнер. А деловые партнеры могут сходиться и расходиться, кидать друг друга. Китай всегда сам по себе, он против всего мира, он один из самых сильных в этом мире, и ему плевать на то, что происходит в России», — предупредил эксперт.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

© кадр из видео

Российские власти принимают вежливость за готовность сотрудничать, поддерживает коллегу Сергей Асланян. В частности, это касается того же Renault, который формально сохранил право на выкуп своих российских активов в течение нескольких лет. «То, что французы вежливо, не хлопнув дверью, от нас ушли навсегда, мы принимаем за продолжение банкета на верхней палубе „Титаника“, когда низ уже утонул. У нас не будет в принципе никакого производства Renault», — уверен аналитик.

Автомобильный салон Renault на юге столицы.

Автомобильный салон Renault на юге столицы.

© Воронин Денис / Агентство «Москва»

Эксперт согласен с тем, что в отношении Китая многие тоже ошибаются. Китайцы больше всего боятся США и вовсе не горят желанием попасть под вторичные санкции, помогая России их обойти.

«Поскольку мы сейчас находимся в очень напряженных отношениях со всем земным шаром, полагать, что кто-то вдруг вздумает попытаться хотя бы минимально организовать в России некое производство, неважно чего, — это перспектива, которую мы будем себе в газетах рисовать, но фактом она не станет никогда», — огорчает Сергей Асланян.

Даже если Россия сможет что-то «подсмотреть» и воссоздать у себя, такой путь гарантирует технологическую отсталость, отметили эксперты: можно «украсть» хоть целый завод, но, пока адаптируешь у себя чужие технологии, остальной мир уже шагнет далеко вперед. А создать что-то стоящее в закрытой стране в условиях отсутствия конкуренции крайне сложно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)