Из ада в жизнь: чего ожидать от фильма «Гарри Хафт: Последний бой»
- 08 апреля 2022 13:53
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
Когда на постере фильма видишь очертания концлагеря, имя режиссера, снявшего «Человека дождя», а в главной роли — актера с фильмографией, полной самых разных ролей, чего можно ожидать? Честно говоря, чего угодно. Поначалу казалось, что нас ждёт очередная лента об ужасах Второй мировой, каких было снято и отсмотрено бесчисленное множество, однако спешить с выводами оказалось рано.
Официальный синопсис выглядит следующим образом:
«Великого боксера Гарри Хафта во время Второй мировой войны немцы заставляли принимать участие в боях насмерть. Хотя ужасы Освенцима остались далеко в прошлом, память о них продолжает его преследовать. Теперь он выйдет на ринг против культового Рокки Марчиано. Но для него это всего лишь шоу, чтобы найти свою давно потерянную любовь».
Фильм «Гарри Хафт: Последний бой» (в оригинале The Survivor — «Выживший») основан на реальной истории гражданина Польши Гершеля Хафта, попавшего в Освенцим в возрасте 17 лет из-за еврейского происхождения. Там он прошел через все мыслимые круги ада, чтобы выбраться на свободу. Основой для сценария послужила книга, написанная сыном Хафта Аланом Скоттом в 2006 году, незадолго до смерти Гершеля в 2007-м.
Сразу стоит сказать, что ни одно из ожиданий от фильма не оправдалось: перед нами не фильм об ужасах жизни в концлагере, не спортивная драма о преодолении, а нечто совершенно иное. Если говорить точнее, то режиссер Барри Левинсон и сценарист Джастин Гилмер замиксовали все вышеперечисленное, выведя в центр повествования личную историю человека, единственной целью которого было выжить. Но вот вопрос: а как жить дальше, имея за плечами столь невыносимый багаж в виде унижений, травм, истязаний и убийств?
Фильм построен нелинейно. Основное действие происходит в США в послевоенные годы, где Хафт строит карьеру профессионального боксёра. Но сюжет постоянно возвращает нас в прошлое — в юные годы, в страшные шесть месяцев пребывания в Освенциме (эти эпизоды показаны в черно-белых цветах, передающих всю ту беспросветность, что там царила), которые повлияли на всю его оставшуюся жизнь, оставив множество триггеров и тяжелых последствий для психики.
Одно слово, случайный звук и даже взрыв фейерверков — и Гарри снова в концлагере. Повсюду рвутся снаряды, гремят выстрелы винтовок, прожектора освещают небольшой пятачок, на котором ему предстоит убить еще одного соплеменника на потеху озверевшим от всевластия фашистам.
Когда история Хафта становится достоянием общественности, оказывается, что последствия выражаются не только в психологических проблемах. Многие из окружающих его людей бросаются в осуждение, мол, как ты мог убивать соотечественников по приказу для фашистов. В этот момент зритель осознает, что никто и не пытается поставить себя на место героя, не понимая, на что каждый из нас готов, чтобы прожить еще один день.
И для этого команда создателей уже успела сделать все, что нужно: показала предысторию, заставила прочувствовать всю сложную гамму эмоций Гарри Хафта. А главное — донести простой факт: у него не было выбора. Хотя для кого-то умереть — это тоже выбор. Но явно не для тех, кому есть за что бороться.
Тем временем чем дальше идет повествование, тем больше становится понятно, на чем по-настоящему сосредоточен фильм. Не на войне, не на боксерских поединках, а на любви.
Благодаря этой линии кажется, что «Последний бой» основательно порезали в монтажной ради хронометража в 129 минут. Ведь, если быть честными, о той самой девушке, которую рьяно пытается разыскать главный герой, зрителю известно преступно мало. Но именно эта привязанность давала ему силу встать после падения, поднять кулаки, когда руки уже не работали, и снова наносить удары. Потому что где-то там она жива. И он сделает все, чтобы вернуться к ней.
Интересна еще и линия, в которой Хафт в итоге становится обычным гражданином — с семьей, детьми, маленьким бизнесом. Мирная жизнь, в свою очередь, не гарантирует гармонии с собой, ведь призраки прошлого влияют на каждый аспект быта. Перегибая палку, Хафт становится домашним тираном и деспотом, накладывая отпечаток своего прошлого на каждого, кто соприкоснулся с его жизнью. И здесь однозначности в чьей-то правоте нет, ведь у каждого из нас своя история, которая никак не оправдывает твое настоящее. Размышление на тему отцов и детей здесь хоть небольшое, но очень ёмкое.
На примере этой истории сюжет показывает нам, как грани добра и зла начинают размываться, а изначальные установки утрачивают первоначальный смысл. Если враг, пусть даже и ради своих целей, помогает тебе выжить — враг ли он? Бесчеловечно ли убивать на ринге тех, с кем раньше делил землю и воздух, зная, что иначе их ждет голодная гибель или газовая камера? Да и есть ли надежда, если кажется, что твоя судьба предрешена?
У ленты много непростых вопросов, ответы на которые нам придется искать самим. Каждый делает выбор сам, и каждому приходится мириться с теми последствиями, что придут вслед. Гарри Хафту достался сложнейший путь, который, как дремучий лес, мог его загубить. Но ему удается пройти этот путь достойно, что смотрится актуально и живо в 2022-м году.
В итоге мы имеем удивительное по своей эмоциональной силе кино, в котором умело сплетаются отголоски самых разных жанров и приемов, в итоге создавая по-настоящему многогранную и глубокую историю личности, прошедшую через ад, чтобы понять незыблемые истины, которые зачастую лежат на поверхности. И одной из них стала та, что гласит: самый искусный противник и самый страшный твой враг скрываются в отражении, что ты видишь в зеркале. Победишь его — и обретешь покой, которого давно ищешь.
Рекомендуем к просмотру.
«Гарри Хафт: Последний бой» — в кино с 7 апреля.
На этой неделе вышел и другой фильм, на который мы тоже сделали обзор — фантастическая экшен-драма «Все везде и сразу» с Мишель Йео в главной роли. Советуем почитать.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: