+43
Сохранить Сохранено 7
×

Медитативно и жизненно: чего ожидать от драмы «Сядь за руль моей машины»


Медитативно и жизненно: чего ожидать от драмы «Сядь за руль моей машины»

© The Asahi Shimbun Company

Талантливый театральный актер и режиссер Юсуке Кафуку разрывается между работой и непростыми отношениями с женой, которую он ловит на измене. Когда жизнь неожиданно разлучает их, мужчине приходится поделить его единственное сокровище — машину — с девушкой-водителем Мисаки, назначенной ему новым начальством. Проходя сквозь хитросплетения жизни каждый из героев этой истории будет искать свое искупление и пытаться исцелиться от ран прошлого.

Драма Рюсюкэ Хамагути, основанная на рассказе небезызвестного Харуки Мураками, в прошедшее воскресенье стала одним из триумфаторов «Оскара-2022», отхватив золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Мы уже посмотрели фильм и в честь выхода в российский кинопрокат готовы рассказать вам, почему награда досталась ему совершенно заслуженно.

Японцы - люди явно без возраста. Поначалу кажется, что Юсуке по сюжету лет 35, но затем история заставляет понять, что нет - здесь возраст гораздо больше.
Японцы — люди явно без возраста. Поначалу кажется, что Юсуке по сюжету лет 35, но затем история заставляет понять, что нет — здесь возраст гораздо больше.© The Asahi Shimbun Company

Япония — страна поистине уникальная, со своим отношением к жизни, любви и всему прочему. То же самое можно сказать и про японский кинематограф. Прославившись в нулевые на весь мир своими хоррорами типа «Звонок» и «Проклятие», теперь страна Восходящего Солнца, похоже, готова покорить любителей драмы и мелодрамы.

Хронометраж у ленты режиссера Рюсюкэ Хамагути весьма внушительный — три часа, но по ходу просмотра начинаешь понимать, почему короче никак бы не получилось. Хотя картина, в основном, и сконцентрирована на персонаже Хидэтоси Нисидзимы, в ней присутствует с десяток героев и героинь, которые также получают полное раскрытие по ходу повествования.

Если бы меня попросили в двух словах описать, о чем же снят этот фильм, то я бы сказал — о жизни, как она есть. Режиссер выстраивает на экране прочный сюжетный каркас, на который нанизываются многие жизненные темы. Перед нами и потеря любимого человека, и размышления об изменах, и столкновение двух мужчин, любящих одну женщину, и даже изнанка театральной жизни, в которой затеяли интересный эксперимент. И это только верхушка данного кино-айсберга.

Чего можно ожидать от откровений двух мужчин, которые не стесняются признать друг другу, что любили одну и ту женщину?
Чего можно ожидать от откровений двух мужчин, которые не стесняются признать друг другу, что любили одну и ту же женщину?© The Asahi Shimbun Company

Сюжет жонглирует персонажами и сюжетными перипетиями, но делает это настолько нежно и аккуратно, что к происходящему не просто проникаешься — рассказу постановщика начинаешь доверять, а героям — искренне сопереживать. Съемочная команда под руководством режиссера создала по-настоящему сильный и при этом спокойный, даже медитативный проект, в котором нет истерик и надрывов, но при этом каждая эмоция чувствуется особенно остро и ощутимо.

Российский зритель с удивлением сможет отметить, что немалое внимание фильм обращает на русскую классику — в частности, одной из коронных работ главного героя и его новой постановкой становится «Дядя Ваня» Чехова. Вдохновение от русской классики идет через всю картину заметной красной нитью, что в очередной раз не может не порадовать тем фактом, насколько золотой фонд нашей литературы уважаем и любим за границей.

Театральная кухня и ее процессы занимают важное место в повествовании. Вот как японцы видят "Дядя Ваню" на своей сцене (по крайней мере, в интерпретации режиссера картины).
Театральная кухня и ее процессы занимают важное место в повествовании. Вот как японцы видят «Дядя Ваню» на своей сцене (по крайней мере, в интерпретации режиссера картины).© The Asahi Shimbun Company

Главный герой в какой-то момент осознает, что испытывает ту же самую пустоту, которая звучит в репликах чеховского героя, посему и отказывается играть его в новой постановке. Его не оставляют сожаления о прошлом и незакрытые вопросы. Казалось бы, у них была счастливая семейная жизнь. Но почему она изменяла? Так ли повлияла на них смерть дочери? И неужели он виноват в том, что все развалилось еще до ее гибели?

Отсюда он выбирает идти по дороге, которую возможно многие бы и не выбрали на его месте. Что еще может заставить человека захотеть узнать ближе того, с кем ему изменяла его жена незадолго до смерти? А довериться девушке, что сидит за рулем твоего автомобиля, не давая остаться наедине с единственным подарком покойной жены — кассетой с репликами, которые она сама записывала на диктофон?

Сюжетную линию о Юсуке и его девушке-шофере Мисаки можно по праву считать самой мощной и пронзительной во всей картине.
Сюжетную линию о Юсуке и его девушке-шофере Мисаки можно по праву считать самой мощной и пронзительной во всей картине.© The Asahi Shimbun Company

И название, кстати, оказывается вполне оправданным, ведь солидная часть событий происходит именно в машине главного героя. Самые проникновенные и философские диалоги случаются как раз в салоне старенького красного «Сааба». Персонажи решаются на откровения в тот момент, когда колеса неистово крутятся и несут автомобиль по японским шоссе. Через диалоги сценарий пытается отвечать на заданные самим собой вопросы, но получается так, что ответ каждый зритель будет интерпретировать самостоятельно.

Немалую роль здесь играет и театр, ведь хоть Юсукэ больше не может управлять своим транспортным средством (таким было условие театра, нанявшего для него водителя), но у него еще остается контроль над другой «машиной». Видя, как за одним столом сценарий читается актерами на разных языках (включая даже язык жестов), понимаешь, насколько необычен мир искусства и сколько еще сюрпризов он способен преподнести.

Среди актеров пьесы "Дядя Ваня" находится место и актрисе, говорящей на корейском языке жестов. Причем сентиментальности этой ветке сюжета не занимать.
Среди актеров пьесы «Дядя Ваня» находится место и актрисе, говорящей на корейском языке жестов. Причем сентиментальности этой ветке сюжета не занимать.© The Asahi Shimbun Company

Несмотря на японское происхождение, расширенное видение рассказа Харуки Мураками выглядит невероятно аутентичным и «родным» по отношению к России. Местами невольно ловишь себя на мысли, что подобная история могла бы иметь место и в Москве, и в Новосибирске (разве что не везде были такие хорошие дороги). Тяжелое прошлое, потери близких, сомнения насчет себя и принятых решений, обиды на близких и непонимание того, как вообще работает эта жизнь — разве это все не знакомо каждому из нас?

Поскольку животрепещущих тем замешано в фильме немало, главную мысль ухватить не так просто, как кажется. Лично для меня она выглядит вот так — что бы ни случилось, нужно просто жить дальше. Преодолевать, переступать через собственную боль и открывать сердце тому «завтра», что наступит с рассветом. Можно бесконечно копаться в прошлом и пытаться найти отгадки там, где их давно нет, но, только отпустив его, появится шанс что-то обрести.

Такие фильмы нужно смотреть почаще. Именно такое кино заставляет затормозить в бешеном темпе жизни, поставить себя на паузу и предаться размышлениям о вещах, на которые в обычные дни просто нет ни времени, ни желания. Во времена, когда все валится из рук, а завтрашний день не сулит ничего хорошего, есть способ с этим справиться — вот только подойдет ли он вам, сможете понять только вы сами. И только после того, как на экране начнут проявляться титры. Отличная работа. Рекомендуем.

Если же вы упустили из виду прошедший «Оскар» и не знаете, кто заполучил статуэтки в основных номинациях, помимо фильма Хамагути — то читайте наш специальный материал, посвященный лауреатам и триумфаторам премии.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+43

 

   

Комментарии (0)