Эффект от санкций для западных компаний: что будет с бизнесом BMW, Renault и Volkswagen
- 28 февраля 2022 21:40
- Дмитрий Александров, редактор рубрики «Авто»
В то время как Соединенные Штаты и Европейский Союз вводят санкции против России, европейские компании готовятся к тому, что удар придется по ним.
Санкции, включающие запрет правительству и банкам заимствовать средства на мировых финансовых рынках, блокирование импорта технологий и замораживание активов влиятельных россиян были разработаны, чтобы максимально ударить по российской экономике и причинить минимальный вред Европейскому союзу, заявил в пятницу министр финансов Франции Брюно Ле Мэр.
Тысячи иностранных компаний, которые годами вели бизнес в России, готовятся к неизбежному экономическому ущербу. Они исходят из того, что события на Украине угрожают нарушить цепочки поставок и вновь обрушить экономику Европы, считают бизнес-обозреватели The New York Times. Все это происходит в тот момент, когда экономика начала восстанавливаться после ограничений из-за COVID-19.
«Атака на Украину представляет собой поворотный момент в Европе, — заявил на этой неделе Кристиан Брух, исполнительный директор немецкой Siemens Energy, крупного производителя турбин и генераторов, — Теперь мы, как компания, должны проанализировать и понять, каковы будут последствия для нашего бизнеса».
Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России. На его долю, по данным за 2020 год, приходится 37% российской внешней торговли. Большую часть этого объема (70%) составляет экспорт российского газа. Около 50% российского экспорта нефти также приходится на Европу.
Несмотря на то, что продажи на российском рынке составляют всего около 5% от общего объема внешних торговых операций европейских стран, на протяжении десятилетий именно этот рынок был приоритетным для многих компаний в различных отраслях, включая автопром.
Многие компании целенаправленно пришли в Россию, построив стратегию на модели развития на новом рынке.
Так, Renault и Volkswagen сделали ставку на растущий средний класс в российских городах. Mercedes поставил на удовлетворение потребностей растущей элиты.
В то время как некоторые транснациональные корпорации, такие как Deutsche Bank, свернули свои операции в России после событий, связанных с Крымом и Донбассом, другие продолжили наращивать долю на рынке.
В прошлом месяце 20 топ-менеджеров итальянских компаний организовали видеозвонок с российским президентом на тему укрепления экономических связей.
В то время, когда российские войска концентрировались у границы с Украиной, а европейские лидеры уже обсуждали санкции, топ-менеджеры UniCredit, шинной компании Pirelli и другие более получаса слушали, как Владимир Путин рассказывал об инвестициях и возможностях для итальянского бизнеса в России. Аналогичный «созвон», назначенный лидерам немецкого бизнеса, включая Metro, был отменен только в прошедший четверг.
Но когда на карту оказались поставлены огромные экономические активы, лидеры европейского бизнеса сделали попытку договориться о разном участии в санкциях через своих политиков.
Представители Италии добивались исключения предметов роскоши из всех пакетов санкций. Австрия выступала за смягчение санкций против банков (австрийский Raiffeisen Bank International насчитывает сотни филиалов в России).
Показательно, что пока Европа практически не приняла санкций, которые заблокировали бы российский экспорт энергоносителей. Не принято решение об отключении всей российской экономики от глобальной платежной системы SWIFT. Эта мера стала бы ударом для многих европейских компаний, вовлеченных в добычу полезных ископаемых в России. Это объясняется тем, что 38 из 40 компаний, включенных в индекс DAX во Франкфурте, инвестировали в российскую индустрию добычи и экспорта энергоносителей.
По данным министерства финансов Франции, на российском рынке работает около 700 французских компаний в различных отраслях, в которых занято более 200 000 человек.
Хотя г-н Ле Мэр пообещал, что влияние санкций на французскую экономику будет минимальным, удар по некоторым французским компаниям уже очевиден.
Среди наиболее уязвимых — французский автопроизводитель Renault, у которого два завода в России. Россия — второй по величине рынок для Renault после Франции.
На прошлой неделе CEO Renault Лука де Мео предупредил, что обострение напряженности в отношениях между Россией и Украиной может привести к «очередному кризису цепочки поставок» для компании.
Эта проблема уже коснулась Volkswagen, чьи представители в прошедшую пятницу заявили, что на следующей неделе приостановят работу на несколько дней два завода в Восточной Германии. На предприятиях производят электромобили, и они зависят от поставок важных компонентов из Западной Украины.

Бизнес Volkswagen в России также может пострадать от санкций. Завод в Калужской области работает с 2009 года, обеспечивая около 4000 рабочих мест. У Mercedes-Benz есть завод в Подмосковье, а BMW работает с калининградским заводом «АТОТОР».
Все три компании инвестировали в российский рынок, и стратегия развития базируется на росте аудитории, способной позволить себе их продукцию.
Однако на этой неделе, когда стало ясно, что Россия развернула полномасштабную кампанию, и мировые лидеры вводят санкции, представители Volkswagen заявляют, что влияние на бизнес в России будет «постоянно определяться кризисной группой».
В BMW говорят, что «политика устанавливает правила, в рамках которых мы работаем», и что «если рамочные условия изменятся, мы их оценим и решим, что можем противопоставить».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: