Гении несчастной судьбы: какое будущее ждет юных «заучек»

Вундеркинд.

Вундеркинд.

© Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru

Имя девятилетней студентки психологического факультета МГУ Алисы Тепляковой регулярно всплывает в лентах новостей. И девочка упоминается, как правило, не в положительной коннотации, а в связи с возникающими вокруг нее скандалами.

Специалисты подтверждают: девочка действительно вундеркинд. Только вот судьба практически любого вундеркинда во многом бывает достаточно трудна, и одаренность в детстве не является гарантией успешной и счастливой жизни.

«Рудус» вместе с экспертами выяснял, чем чревата детская гениальность.


Большие ожидания

Ребенок

Ребенок.

© Pixabay.com

Любой педагог подтвердит: те, кто с детства проявляет незаурядные способности к той или иной науке, вынуждены постоянно находиться под пристальным вниманием общества — родителей, учителей и так далее. Соответственно, они вынуждены постоянно подтверждать свой высокий статус и нередко ценой неимоверных усилий.

«Ребенок-вундеркинд прежде всего ребенок. Он не может стать взрослым ни в девять, ни в десять, ни в двенадцать лет. И заложенный природой путь взросления необходимо пройти, и не нужно пытаться это форсировать, даже если у него обнаружился какой-то талант. Он подобен уникальному, редкому, но негранёному алмазу. По-настоящему раскрывать помогает воспитание, учеба, социализация, но для каждого этапа — свое время», — отметил директор одной из подмосковных школ Игорь Комаров (имя изменено).

Он отмечает, что, как только в школе учителя обнаруживают в том или ином ребенке определенные способности, то ему непременно «сядут на голову.» Речь идет о том, что такой ученик будет постоянно ездить по различным олимпиадам и делать школе статистику. А если он покажет уровень выше городских и районных состязаний, то груз ответственности только увеличится: ему придется представлять свой регион на всероссийских олимпиадах. Такой ребенок по итогам всего этого может быть без экзаменов зачислен в различные топовые вузы.

«Но, как говорил Козьма Прутков, специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя. Он, кроме какой-то одной специализации, которая к тому же заточена только под решение задач олимпиады, не знает ничего. По всем остальным предметам у него будут минусы. Например, победитель олимпиад по математике не знает ни литературу, ни историю, ни другие общегуманитарные дисциплины, которые, между прочим, развивают гибкость мышления. Американский писатель Роберт Хайнлайн как-то сказал, что специализация — удел насекомых. Поэтому разносторонне образованный человек должен уметь многое и иметь широкое представление о многих сферах жизни», — отметил Игорь Комаров.

Резюмируя вышесказанное, Комаров утверждает, что, как только у ребенка обнаруживаются способности, его начинают эксплуатировать — и школа, и родители. Кстати, по непрофильным предметам такому ученику поставят по просьбе директора нужные оценки. Но ребенок будет лишен и нормальной учебы, и нормального детства.

Родители-иждивенцы

Мать и дочь перед компьютером

Мать и дочь перед компьютером.

© Pixabay.com

«Бывает, что гениальные дети рождаются у родителей с заурядными способностями. Для семьи это становится своеобразным шоком. И родители в нем начинают видеть свои нереализованные амбиции, и поэтому ребенку не дают ни отдыха ни срока. Речь идет о том, что мама и папа ограждают своего сына или дочь от всего, что мешает ему развивать свои способности — математические, музыкальные, художественные и так далее. Другой жизни, кроме бесконечных занятий и выступлений, у ребенка больше не будет. Это своего рода террор», — рассказывает Комаров.

Он отмечает, что такой ребенок не гуляет, не общается со сверстниками, не отдыхает толком. Ему запрещено иметь какие-либо сообразные возрасту интересы, все его время, внимание, ресурсы посвящены той дисциплине, в которой обнаружен талант. И вся его жизнь — это уроки, репетиции, выступления.

Но самое страшное, когда родители в своем дитя видят возможность социального лифта — он своей гениальностью заработает много денег и вытащит всех в благополучную, сытую жизнь.

«А чтобы он разбогател, ему необходимо работать за всех. Таким образом, родители становятся коммерческими директорами своего гениального чада. Как себя чувствует ребенок при таких нагрузках, никого не волнует. И тут весь вопрос в запасе его прочности. А изоляция от внешнего мира, невозможность нормального общения со сверстниками и гармоничного развития, безусловно, сказывается на здоровье в целом и на психике», — утверждает директор школы.

Погасшие звезды

Ника Турбина

Ника Турбина.

© архивное фото

В качестве примера такого «тяглового гения» собеседник «Ридуса» приводит Павла Коноплева, который родился в Москве в 1971 году. Его уровень интеллекта уже в шесть лет был выше, чем у президента США, а в 15 лет он поступил в МГУ.

На первый взгляд, все складывалось благополучно. Но в 19 лет молодой человек начал впадать в депрессию, у него случались нервные срывы, однажды он порезал руки. С этого времени он находится в поле зрения разных врачей. О том, как складывалась в это время его карьера, не сообщается. Известно, что он умер в 29 лет, по некоторым данным — в стенах психиатрической больницы.

Или гениальная юная поэтесса Ника Турбина, которую часто сравнивали с Анной Ахматовой. Девочка с юного возраста находилась в поле зрения психиатров из-за проблем со здоровьем. В 2002 году она погибла. Как утверждают ряд близких к девушке людей, она покончила с собой. В 2018 году вышла книга о жизни Ники Турбиной, и там в числе прочего говорится о том, что родная мать поэтессы принуждала ее писать стихи и «выжимала их из нее, как зубную пасту из тюбика».

Самым ярким примером юного гения, чья жизнь закончилась трагедией, является Моцарт. Его отец, заметив в сыне в раннем возрасте небывалый музыкальный талант, начал его активно эксплуатировать. Родитель возил маленького сына по Европе, надеясь, что в одном из богатых домов его возьмут под крыло, в том числе и финансовое. И жизнь юного композитора состояла лишь из требований. Конечно, он написал много опер и в принципе является наследием мировой культуры. Но, несмотря на свою гениальность, он не был приспособлен к жизни — не умел обращаться с деньгами, не мог вести дела. В итоге свою жизнь он закончил в долгах и нищете. И его, как нищего, похоронили в одной из общих могил вместе с бродягами.

Никто до сих пор не может указать место, где великий композитор нашел свое последнее пристанище. Врачи тех лет, которые наблюдали композитора в последние годы его жизни, считали, что его недуги связны с тем, что в детстве и юности он перенес тяжелые заболевания, связанные с чрезмерным трудом и фактическим отсутствием отдыха.

Гений зубрежки

Алиса Теплякова

Алиса Теплякова.

© соцсети

Разбирая ситуацию девятилетней студентки МГУ Алисы Тепляковой и ее семьи, клинический психолог, гештальт-терапевт Лина Дианова утверждает, что нельзя до шести лет форсировать обучение ребенка. Во-первых, в раннем возрасте у него не развит мышечный аппарат и он не может держать ручку дольше четырех минут, и, в случае когда он сидит за партой дольше этого времени, такое положение дел чревато нарушением мышечной структуры, что негативно влияет на развитие организма в целом.

«Дети в столь юном возрасте должны играть — это их ведущая деятельность. По крайней мере в 80% своего времени, учеба должна составлять лишь 20%. В семье Тепляковых явно все наоборот. Врачи не рекомендуют ходить детям в школу раньше семи лет не просто так, до этого возраста у них преобладает непроизвольное внимание. Это значит, что они не могут концентрироваться на чем-то дольше четырех минут, им нужна постоянная смена деятельности», — говорит Лина Дианова.

Она утверждает, что дети в семье Тепляковых не являются гениями. Они постоянно зазубривают материал и тренируют память, но это не обучение. Обучение — сложный процесс, который должен быть сопряжен с собственным жизненным опытом, а его в таком возрасте просто нет.

«Обучение через зазубривание и тренировку памяти не дает возможность пережить опыт. Что может девятилетняя девочка ожидать от МГУ? В одном из своих интервью она утверждает, что на факультете психологии ей больше всего запомнилась математика, где не нужно пользоваться жизненным опытом, смыслами, применять абстрактное мышление, которые ей недоступны, там она включает доступный ей инструмент — зазубривание», — поясняет психолог.

По словам клинического психолога, скорее всего, папа девочки является источником ее сильного стресса, но она не может пойти против его позиции. Когда Тепляковы появились в ток-шоу на Первом канале, была характерная сцена. Мужчина пытался приобнять, пощекотать дочь по-отечески, и это вызвало у ребенка бурную реакцию. Она практически закричала: «Не трогать! Не трогать! Ты меня бил».

«Такая реакция на папу может характеризовать их как объекты, а не субъекты отношений. Это значит, что она не может прямо показать свои границы, и поэтому она идет в обход и обозначает свое недовольство. Нужно учесть, что эти слова она произносит практически не раскрывая рта, это можно расценивать как крик о помощи», — утверждает Лина Дианова.

По ее словам, внешний вид девочки тоже говорит о многом. Бледная, почти прозрачная кожа, синяки под глазами, уставший взгляд, тонкие волосы — все это указывает на скудность питания и недостаток свежего воздуха. Из этого можно сделать вывод, что большую часть времени Алиса проводит за учебниками.

Манера речи тоже дает сигналы: однотипные, неэмоциональные ответы сигнализируют о том, что она делает то, что ей говорят. Обычные дети, рассказывая о любимом занятии, о том, что им нравится, эмоциональны, активны, ярки.

Язык тела Алисы тоже дает сигналы: в присутствии папы она сжимается, «закрывается», ее взгляд устремляется в пол, речь ее монотонна. Папа же поддерживает, гладит девочку только тогда, когда она демонстрирует желаемое поведение. Поэтому можно говорить, что любовь в этой семье зиждется на том, насколько каждый из детей успешен в учебе. И внимание подсознательно воспринимается как давление.

«Девочка растет с синдромом отличницы — „я тебя люблю только тогда, когда ты достигаешь успеха и хорошо учишься“. Во взрослой жизни это чревато низкой самооценкой. Она будет пытаться брать новые вершины, иначе будет чувствовать себя никем», — говорит Лина Дианова.

Папа Алисы пытается показать, что она сверхспособна, а значит, и он сам. Отец считает, что он полностью реализован, но только как учитель своих детей. Не как отдельный человек со своей профессией, а только внутри семьи и за счет труда детей.

«Таким образом, пока дети успешны, пока они демонстрируют блестящие результаты, отец будет чувствовать себя значимым. Это и создает такое напряжение в их отношениях. Но в случае если дети не покажут себя гениями, жизнь отца будет прожита зря», — подытожила Дианова.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)