Как казахи полностью освоили «крайнюю точку» России

Алтай.

Алтай.

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

Далеко не все россияне знают, что Алтай — это вовсе не один из российских краев и их даже не два. Ведь есть еще Алтай монгольский, китайских и казахстанский. Ну а живут в этих всех Алтаях казахи, со всех четырех сторон.

Самые последние села на юго-востоке самой большой страны — Кош-Агач, Жана-Аул и Ташанта находятся в степи фактически на самом краю России.

Как и чем живут в этих местах — в репортаже «Ридуса».


© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Борьба за Чуйскую степь

Казахи — народ кочевой, поэтому перемещались они по самым разным территориям на протяжении многих веков. В XIX веке несколько сотен казахов перешли через перевал и оказались в Чуйской степи. Так началось освоение кочевыми казахами российского Алтая. Причем в других Алтаях — монгольском, китайском и казахстанском — тоже живут в основном казахи. До всех соседних государств практически рукой подать.

Чуйская степь — место невероятно красивое и на первый взгляд совершенно непригодное для жизни. Зимой здесь температура может опускаться до -60, а в июле в среднем всего +15 градусов. Поставишь юрту — продувать будет со всех сторон. Посадишь картошку — ничего не вырастет.

В общем, что двигало казахами, которые пришли сюда пару сотен лет назад, непонятно. Не только же из-за красивых пейзажей они осели? Но красота тут действительно непередаваемая.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Ближе к 90-м годам прошлого столетия в этом регионе начала возрастать межэтническая напряженность. Стали все чаще случаться регулярные и довольно жесткие конфликты между местными алтайцами и казахами, и в какой-то момент последние даже приняли решение о возвращении на историческую родину.

Начались массовые переезды, которые спустя пару лет закончились. Алтайские казахи не нашли себе места в современном Казахстане и возвратились в уже родную для себя Чуйскую степь.

Сегодня большую часть населения Кош-Агачского района составляют именно казахи, а в местных школах преподают казахский как родной язык.

«Наша священная земля»

Традиционно журналисты, путешественники и экскурсоводы называют село Кош-Агач крайней точкой России, но это не совсем верно, просто остальные деревни и села настолько малы, что обычно даже не заслуживают внимания всех вышеперечисленных людей. Ну а Кош-Агач является районным центром с населением около 11 тысяч человек, большинство из которых, как уже понятно, казахи.

Но даже до Кош-Агача доезжают немногие путешественники. Обычным туристам там нечего делать, ведь и местное население не стремится привлекать этих самых туристов.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Конечно, в Кош-Агаче найдется пара гостиниц, обе родом откуда-то со стоянок дальнобойщиков из 90-х, отыщется и несколько кафешек, размещенных где-то в гаражах. Есть там даже нечто типа частного туристического комплекса, в котором местный депутат предлагает гостям покататься на верблюде, посмотреть на дойку кобыл и выпить кумыса.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

В общем, в отличие от остального Алтая, жить туризмом алтайские казахи даже и не пытаются.

Ну а чем же они живут?

Пообщаться с местными жителями и разузнать об их быте оказалось затеей не самой легкой.

Во-первых, даже днем на улицах села почти никого, просто нет людей и всё тут. Во-вторых, никто общаться и не хочет, что, кстати, удивительно. Обычно в таких отдаленных уголках чужаки сразу привлекают к себе внимание, появляются местные, которые хотят показать всю местную красоту, пожаловаться на разбитую дорогу или просто спросить, «как там в вашей Москве».

Впрочем, с кем-то все же поговорить удалось, на условиях анонимности и с запретом на фотосъемку.

«Заводов тут нет, никакого производства нет, живем только на одном сельском хозяйстве, все скотом занимаемся. Ну да, есть школы, детские сады, полиция, пограничная служба, только государственные учреждения, короче. Зарплата в среднем — 30 тысяч рублей, но мясо свое, молоко свое, поэтому покупаем из еды по сути только муку, сахар да соль», — рассказал собеседника «Ридуса».

Сильно, по его словам, тут не пьют. «У нас же ислам, основная часть молодежи не бухает, — пояснил местный житель. — А вообще молодежь уезжает на севера, на вахту, уедут, там работают. Сюда только в отпуск приезжают. Но большинство возвращаются потом в итоге».

Про возвращение в родную степь вообще интересная история. Казахи вроде бы кочевой народ, но вот покидать свои родные земли они больше категорически не готовы, и для многих эта тема практически табу. Например, владелец туристического комплекса с лошадьми и верблюдами Келдос Маткеримов категорично настроен против даже любого разговора о том, чтобы уехать из этих краев.

«Эта земля — священная. Именно здесь, где стоит Кош-Агач. Мои предки тут родились и умерли, и я тут родился и умру, и мои дети будут здесь всегда жить. Я в Новосибирск еду и больше трех дней не могу там находиться. Особенно летом, жарко, все течет, липнет. У нас здесь такого нет, у нас всегда ветерок. Можно сгореть, но потеть не будешь. Комаров нет, клопов, тараканов нету», — заявил алтайский казах.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Келдос Маткеримов.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Если дети Келдоса не захотят оставаться в Чуйской степи, то он обещает заставить. Впрочем, отроки пока вроде бы и сами хотят, так что обходится без насилия.

Из инфраструктуры в Кош-Агаче наличествует всего одна дорога, зато шикарная. Все дело в том, что стоит село на трассе «Чуйский тракт», которая начинается в Новосибирске и идет до самой Монголии. Можно сказать, эта трасса — одна из визитных карточек вообще всей России, так что состояние ее идеально. В остальном же Кош-Агаче в основном щебенка.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Центр села сконцентрирован в одной точке, где разместилась местная администрация вместе с памятником Ленину — это самый яркий в селе архитектурный ансамбль, представляющий собой ядовитого цвета супермаркет и неожиданно очень неплохой школьный стадион, на котором вечерами тусуются и взрослые, и дети.

«Свет вырубают постоянно»

Вблизи Кош-Агача несколько лет назад открыли мощную солнечную электростанцию, одну из крупнейших в стране. Что неспроста. Несмотря на суровый и холодный климат, в Кош-Агаче 300 солнечных дней в году, и это официально одно из самых солнечных мест в стране.

При этом местные уверяют, что солнечную энергию в своих домах они не особо заметили.

«Херня это все, отмывание денег, — полагает всё тот же анонимный собеседник „Ридуса“. — Сейчас свет вырубили — и все, и мы будем без света сидеть. Свет приходит по ЛЭП, одна эта станция не работает. Говорят, у нас накопителей нету. Отвечают, что они просто чуть увеличивают мощность той энергии, которая приходит по ЛЭП. А нафига нам эта мощная энергия, если у нас заводов нет, ничего нет? Они так и замолчали. А свет часто вырубают, перебои постоянно».

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Зато с водой проблем в Кош-Агаче у местных жителей совсем нет, потому что центрального водоснабжения тоже нет. Каждый владелец частного дома тут сам придумывает, как обеспечить себя водой. А когда делаешь для себя, то стараешься чуть больше. Поэтому с водой проблем здесь нет.

Настоящий край России

Ну а действительно крайняя точка России находится от Кош-Агача в сорока минутах езды — это село Ташанта, в котором живут около пяти сотен человек. В основном все казахи, как и во всем районе.

По территории этого села передвигаться можно только с документами, а иностранцам вообще нельзя. Ну или надо получить специальный пропуск за тридцать дней до визита. Потому что здесь приграничная территория, дальше — Монголия.

Заняться в Ташанте нечем еще больше, чем в Кош-Агаче. Половина домов стоят заброшенными, на улицах снова никого, лишь парочка детей играют в то ли заброшенных, то ли принадлежащих кому-то машинах. Ощущение какой-то Припяти, не меньше. Видимо, чтобы было хоть чуть веселее, местные обшивают дома сайдингом. Так легко отличить заброшенный дом от жилого.

При этом в Ташанте есть целый многоквартирный дом, какого нет даже в районном центре. Построили его для семей пограничников.

Большинство местных жителей занимаются обслуживанием границы, другой работы тут просто нет.

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Еще в Ташанте есть противочумная станция. Потому что рядом Монголия, а там в последнее время участились зарегистрированные случаи чумы. На Алтае пока всё обходится только учениями.

Встретил на улице медсестру, которая, как и все алтайские казахи, фотографироваться отказалась. А еще рассказала, что жизнью в Ташанте довольна и никуда уезжать даже не думает, потому что «тут дом».

Самое колоритное село алтайских казахов

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

© Евгений Золотухин / Ridus.ru

Между Кош-Агачем и Ташантой расположено еще одно небольшое село со странным названием Жана-Аул. Там тоже решительно ничего не происходит, казахи пасут коров, лошадей, верблюдов и никуда не собираются уезжать. На самом деле именно это место — самое атмосферное и колоритное в этих краях.

Всего парочка улиц с милыми домами в национальных узорах, мечеть и школа. И бесконечная степь во все стороны. Хочется просто встать посреди села, закрыть глаза и медитировать. Может, так и справляются местные?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)