+1
Сохранить Сохранено 7
×

Оборонный бюджет США огорчил Украину


Оборонный бюджет США огорчил Украину

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Оборонный бюджет США огорчил Украину: деньги, которые американское правительство и законодатели оказались готовы пожертвовать Киеву, оказались ничтожны по сравнению с общей суммой в 768 миллиардов долларов, а санкционные меры против «Северного потока — 2» из законопроекта пропали.

Администрация Байдена, с которой многие в российской оппозиции и на Украине связывали надежды на помощь и поддержку, в очередной раз продемонстрировала, что намерена исповедовать концепцию realpolitik и готова принести в жертву как «идеалы демократии», так и отношения с Украиной ради главной цели — обеспечения преимущества в противостоянии с Китаем и сохранения расположения главного союзника в НАТО Германии.

Deutschland, Deutschland, uber alles

Законопроект этого года был опубликован вскоре после того, как президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин провели двухчасовые онлайн-переговоры по поводу Украины и по другим спорным вопросам.

19 ноября председатель комитета Сената США по международным отношениям демократ Боб Менендес предложил внести в проект оборонного бюджета страны поправку, которая предусматривает введение санкций против российских властей в случае вторжения на Украину. В соответствии с поправкой, сразу после начала военных действий со стороны РФ президент США должен будет утвердить санкции и визовые ограничения в отношении российских высокопоставленных военных и сотрудников разведки, которые «занимаются планированием или осуществлением вторжения», а также ввести санкции против российских банков, госкомпаний, предприятий нефтегазовой отрасли, суверенного долга.

Однако 29 ноября законодатели — и демократы, и республиканцы — заблокировали принятие законопроекта. Лидер республиканского меньшинства Митч Макконнелл объяснил этот шаг отказом демократов включить в проект поправки, касающиеся введения обязательных санкций против газопровода «Северный поток — 2». Макконнелл назвал «Северный поток — 2» «газопроводом, который подпитывает вторжение Путина в Европу».

Сенатор-демократ Чак Шумер раскритиковал блокировку проекта оборонного бюджета, назвав действия оппонентов «необъяснимыми и возмутительными», а Макконнелл в ответ обвинил Шумера в задержке принятия поправок и желании «препятствовать дебатам о российской агрессии».

Как мы отмечали ранее, фактически то, в чем российские оппозиционеры, украинские политики и демократы обвиняли Трампа, — желание договариваться с властями РФ и персонально с Путиным, игнорирование российско-украинского конфликта — в итоге было проделано администрацией Байдена и демократами.

В результате работы над законопроектом, несмотря на то, что американские законодатели, как республиканцы, так и часть демократов, поддерживали жесткую линию в отношении украинского направления политики, из компромиссного варианта оборонного бюджета исчезли положения об обязательных санкциях в отношении российского газопровода «Северный поток — 2» и причастных к нему компаний и лиц.

Фактически сбылся пессимистический вариант, о котором предупреждал весной в комментарии «Ридусу» аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин. Отмечая вторичность российской темы для нынешней администрации США, он указывал на закон об оборонном бюджете в главе, посвященной «отпору враждебным государствам», к коим причислены Иран, Северная Корея и Российская Федерация, в которой содержались положения о санкциях в отношении «Северного потока — 2».

Тогда господин Крутихин акцентировал внимание на том, что планы чиновников администрации Байдена никак не избавляют Белый дом от необходимости исполнять закон, и обратил особое внимание на лексику документа, содержащую оборот «должна ввести санкции». Но тогда же господин Крутихин отмечал, что администрация Байдена может попытаться обойти это препятствие, что и произошло в итоге.

Интересы Германии, которая зависит от поставок газа, оказались для Вашингтона важнее украинских дел. И соратники Байдена — демократы, и сам Байден заявили, что поддерживают санкции в случае вторжения России на Украину, но не положения законопроекта, которые могут угрожать трансатлантическим связям США.

На что пойдут деньги

В итоге компромиссная версия Закона о государственной обороне США 2022 финансового года, или NDAA, разрешает военные расходы в размере 768 миллиардов долларов, из них 740,3 миллиарда долларов пойдут непосредственно Министерству обороны. Это на 25 миллиардов долларов больше, чем запрошено президентом Джо Байденом, и примерно на 5% больше, чем прошлогодний бюджет.

Десантный корабль на воздушной подушке приближается к колодцу военного корабля США Макин Айленд во время учений Steel Knight 22 в Тихом океане 2 декабря 2021 года.
Десантный корабль на воздушной подушке приближается к колодцу военного корабля США «Макин Айленд» во время учений Steel Knight 22 в Тихом океане 2 декабря 2021 года.Navy Seaman Nadia Lund

Как отмечают авторы New York Times, это сигнал России и Китаю в дополнение к стратегиям борьбы с геополитическими угрозами.

США теперь тратят на оборону свыше 40% от общемировых военных расходов. Их оборонный бюджет больше, чем первой десятки стран вместе взятых, включая Китай, Индию и Россию.

В новом бюджете запланировано повышение заработной платы военнослужащим на 2,7% и увеличение закупок самолетов и кораблей.

Особое внимание уделено ВВС. Для ВВС будет профинансирована закупка 48 новых истребителей F-35 и пяти истребителей F-15EX дополнительно к первоначальному запросу на 12 машин.

Примечательно, что новый бюджет спас «икону» авиации США и символ войны с террором последних десятилетий — «Бородавочника», как называют штурмовик А-10 Thunderbolt II.

Сержант Остин Радке, начальник бригады технического обслуживания 122-го истребительного авиаполка Национальной гвардии Индианы, проводит предполетный осмотр самолета A-10C Thunderbolt II 24 июня 2020 года в Форт-Уэйне, штат Индиана.
Сержант Остин Радке, начальник бригады технического обслуживания 122-го истребительного авиаполка Национальной гвардии Индианы, проводит предполетный осмотр самолета A-10C Thunderbolt II 24 июня 2020 года в Форт-Уэйне, штат Индиана.Техник-сержант Уильям Хоппер / Авиация Национальной гвардии

В то время как руководство вооруженных сил вовсю стремилось избавиться от этой машины времен холодной войны, закупив новенькие F-35, «люди на земле», непосредственно принимающие участие в боевых действиях, и поддерживающие их законодатели отстаивали необходимость сохранения штурмовика в строю. Их аргумент состоял в том, что в арсенале непосредственной поддержки войск на поле боя не существует ничего сопоставимого с «Бородавочником» по цене, эффективности и удобству обслуживания.

«Если это не пугает Китай, то нам оно не нужно»

Министр ВВС Фрэнк Кендалл, выступая в минувшую субботу на Форуме национальной обороны имени Рейгана, сказал, что ВВС необходимо срочно списать устаревшие самолеты, чтобы сосредоточиться на разработке современных самолетов для противодействия быстро модернизирующейся китайской армии. В числе кандидатов в утиль Кендалл упомянул множество платформ, которые были незаменимы во время войн в Ираке и Афганистане. Так, он перечислил беспилотники MQ-9 Reaper, некоторые транспортники C-130, старые авиазаправщики и A-10 Warthog как примеры стареющих самолетов, которые хотя и полезны во время контрповстанческих миссий на Ближнем Востоке, но не годятся в конфликте с Китаем.

«Если это не угрожает Китаю, зачем оно нам?» — заявил Кендалл.

По словам главы ВВС США, Китай сосредоточил свои усилия по модернизации на способах уничтожения дорогостоящих американских активов, «которых довольно мало», и теперь США должны на это отреагировать. Сдерживающим фактором тут выступает преклонный возраст флота ВВС, который составляет в среднем около 30 лет.

В интервью Defense News начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун тоже подчеркнул важность отказа от некоторых старых самолетов, чтобы использовать больше F-35 и других более новых самолетов. Вскоре после того, как он занял эту должность, Браун выпустил документ под названием «Ускорьте изменения или проиграйте», в котором излагаются его взгляды на то, как ВВС должны адаптироваться к миру, в котором военное превосходство США не гарантировано, а Китай и Россия «воодушевлены».

По мнению Брауна, в течение 20 лет ВВС США и НАТО в основном действовали в благоприятных условиях Ближнего Востока, не беспокоясь о противниках, оснащенных передовыми зенитными системами. Это изменится в случае конфликта с равным или почти равным противником, таким как Китай, у которого есть серьезное оружие, чтобы лишить США доступа в свое воздушное пространство.

Но он добавил, что ВВС необходимо уравновесить риски.

«Должны быть небольшие компромиссы между ВВС и боевыми командами в департаменте. Одна из вещей, которые я обнаружил, — это то, что ВВС США очень популярны, и когда я разговариваю с [наземными] комбатантами, они, как правило, просят больше [поддержки] ВВС», — сказал Браун.

В итоге оборонный бюджет запрещает ВВС США выводить из эксплуатации любые A-10, но разрешает избавиться от некоторых транспортных машин C-130 и заправщиков KC-10 и KC-135.

Проблема домогательств, преступности и равноправия

В компромиссном тексте бюджета отсутствует предложение требовать от женщин регистрации как призывников, которое было в ранней версии. Оно встретило жесткую оппозицию со стороны консервативных в социальном отношении законодателей, которые считали, что оно подорвет традиционные гендерные роли.

Важным моментом стали предусмотренные расходы на изменение системы военной юстиции. Они должны будут изменить порядок расследований дел об изнасилованиях, сексуальных домогательствах и некоторых других серьезных преступлениях. Эти виды преступлений будут изъяты из ведения «цепочки командования» и переданы непосредственно в ведение военной юстиции.

По замыслу законодателей, тем самым руководство воинских подразделений не сможет «заметать под ковер» происшествия и преступления, связанные с половой неприкосновенностью военнослужащих.

Новое положение стало победой защитников прав женщин во главе с сенатором-демократом Кирстен Гиллибранд, которая в течение многих лет пыталась изменить систему реагирования на случаи сексуального насилия среди военнослужащих, когда многие из виновных избежали ответственности.

Командир гарнизона полковник Брайан Ласке (слева) и командующий генерал-майор Уолтер Пиатт (справа) приветствуют сенатора Кирстен Гиллибранд (DN.Y.) в Форт-Драм, 1 мая 2017 года.
Командир гарнизона полковник Брайан Ласке (слева) и командующий генерал-майор Уолтер Пиатт (справа) приветствуют сенатора Кирстен Гиллибранд (DN.Y.) в Форт-Драм, 1 мая 2017 года. Фото US Army Spc. Лиана Шмерсаль.

Гиллибранд сказала, что все еще хочет отдельного голосования по ее инициативе в целом. Согласно законопроекту Гиллибранд, военный поверенный из штата генерального прокурора будет проверять результаты расследований серьезных преступлений, а затем решать, должно ли дело быть передано в суд, а не к командирам баз. Законопроект получил широкую поддержку обеих партий с 66 соавторами от обеих сторон.

Во время слушаний комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил по этой теме член Палаты представителей Ронни Джексон (R-Техас) выразил обеспокоенность по поводу последствий отстранения командиров от решения о возбуждении уголовного дела. Джексон, бывший контр-адмирал ВМС, сказал, что «важно, чтобы командир занимался всеми аспектами своего подразделения, чтобы он или она имели полную картину при принятии решений». По его словам, снятие этой ответственности с командиров «может подорвать фундамент подразделения».

В ответ заместитель министра обороны Кэтлин Х. Хикс заявила, что проблема сексуального насилия и сексуальных домогательств оказалась уникальной в этом отношении, и военнослужащие выразили обеспокоенность по поводу степени своего доверия к административной иерархии.

«Мы считаем, что цена, которую мы платим за это отсутствие доверия, является неприемлемой», — заявила замминистра.

Но, несмотря на то, что основное внимание в законопроекте уделялось тому, как он поможет в борьбе с сексуальным насилием и домогательствами в вооруженных силах. Он также изменит способ принятия прокурорских решений в отношении ряда других тяжких преступлений, не связанных с сексуальными преступлениями, включая убийство, грабеж, похищение людей и взяточничество.

Украина — друг, но Тайвань дороже

NDAA 2022 включает помощь в размере 300 миллионов долларов в рамках Инициативы по содействию безопасности Украины. Эти средства будут направлены на поддержку вооруженных сил республики.

Притом сумма всего лишь вдвое больше тех 150 миллионов долларов, которые выделены на сотрудничество в области безопасности в странах Балтии.

Украинские солдаты проводят операции по проводке колонны в Яворовском центре боевой подготовки, Украина, 3 июля 2019 г.
Украинские солдаты проводят операции по проводке колонны в Яворовском центре боевой подготовки. Украина, 3 июля 2019 года. Army Sgt. Justin Navin

Для сравнения: на Европейскую оборонную инициативу выделено аж четыре миллиарда.

Реакция украинской стороны уже последовала. Руководство вооруженных сил Украины заявило, что без значительного притока ресурсов у республики мало шансов в противостоянии с Россией, пишет газета New York Times.

«К сожалению, на данном этапе Украине необходимо быть объективной. Без поддержки западных сил у нас недостаточно военных ресурсов для отражения полномасштабного нападения России, если оно начнется», — цитирует издание начальника Главного управления разведки Министерства обороны Украины генерала Кирилла Буданова.

На этом фоне, несмотря на недавние реверансы в сторону Пекина, когда администрация Байдена фактически отказала Тайваню в праве на независимость и признании Республики Китай как самостоятельного независимого государства, законопроект включает в себя 7,1 миллиарда долларов на Тихоокеанскую инициативу сдерживания, а также заявление Конгресса о поддержке защиты Тайваня.

«В целом из оборонного бюджета становится очевидно, что украинское направление, несмотря на массовую истерику о предстоящей войне, не является особо приоритетным для команды Байдена. Украина в тексте оборонного бюджета упоминается гораздо реже, чем, например, Афганистан», — отметил политолог-американист Малек Дудаков.

Примечательно, что одним из антикитайских жестов, которые содержатся в бюджете и дают возможность оценить контуры американской политики в отношении коммунистического Китая, стал прописанный запрет на закупку Министерством обороны товаров, произведенных с использованием рабского труда в регионе Синьцзян.

Штаб-квартира армии сержант Урия Гибсон (слева в центре) и инженер канадской армии показывают инженерам украинского центра боевой подготовки, как расчистить комнату после взлома двери во время тренировки под Яворовым, Украина, 23 февраля 2017 г.
Сержант Урия Гибсон (слева в центре) и инженер канадской армии показывают инженерам украинского центра боевой подготовки, как зачистить комнату после взлома двери, во время тренировки под Яворовым. Украина, 23 февраля 2017 года. Sgt. Anthony Jones

Также был принят Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров, который направлен на введение экономических санкций в отношении северо-западного региона Китая из-за использования рабского труда и порабощения уйгурских мусульман для производства товаров.

Закон получил широкую поддержку с обеих сторон и рассматривается как противодействие китайскому геноциду религиозных и этнических меньшинств. Фактически в редком повороте событий законопроект объединил спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и сенатора-республиканца Марко Рубио.

«Это законопроект, в котором говорится, что, если продукция производится в этой части Китая, предполагается, что она была произведена рабским трудом, если производитель не докажет, что это не так», — сказал Рубио.

Китай отвергает обвинение в геноциде как клеветническое заявление об условиях в Синьцзяне.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)