Ответ новому марксизму: Франция вспомнила об исторических корнях

Франция.

Франция.

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Французское правительство объявило о планах активизировать преподавание латинского и древнегреческого языков в школах в рамках новой инициативы, о которой было объявлено во время конференции «Европа и древние языки: первая европейская конференция по языкам и культурам древности». Ее итогом стало подписание на уровне министров образования Франции, Италии, Греции и Кипра хартии о продвижении латинского и древнегреческого языков. Документ был подписан в историческом здании французского лицея Луи-ле-Гран в Париже.


Четыре страны согласились взять на себя задачу по укреплению своего сотрудничества в отношении латыни и древнегреческого, поощряя и развивая двустороннее и многостороннее сотрудничество. Они также намерены способствовать обмену и мобильности студентов и преподавателей, чтобы создать глобальную динамику в отношении новых аудиторий и проектов, открытых для всех граждан и всех форм образования.

Зачем «Илиада» автослесарю и маникюрше?

Античные скульптуры

Античные скульптуры.

© Pixabay.com

Текст хартии обещает создание «глобальной и международной стратегии по продвижению и развитию латинского и древнегреческого языков».

Ранее министр образования Франции Жан-Мишель Бланке заявил, что латынь и древнегреческий язык будут введены в профессиональные школы (аналог российских техникумов и колледжей), где шестиклассники проходят обучение и получают профессии для работы в сфере услуг, авторемонтной отрасли, индустрии красоты и других областях.

Бланке сказал, что изучение классических авторов, например Софокла, поможет студентам продвигаться в культурном плане. Но наряду с заявлениями о поднятии культурного уровня современного пролетариата сторонники Бланке и изучения классиков среди широких народных масс утверждают, что инициатива министров — это ответ на охватившую Запад левацкую культуру «вокеизма».

Европейский ответ американским левакам

Торжественная церемония выпуска в Колумбийском университете США

Торжественная церемония выпуска в Колумбийском университете США.

© AP / ТАСС

Этот шаг Министерства образования Франции идет параллельно с тем, что в университетах США «мертвые» языки выкидывают из учебной программы, подобно тому, как это произошло в советской школе и университете после Революции 1917 года. И мотивы для такой «реформы» вполне большевистские.

Министр Бланке сказал Le Point, что латинский и древнегреческий языки находятся под угрозой из-за тенденции к «вокеизму», пришедшей из Соединенных Штатов, где под влиянием неомарксистской идеологии европейское наследие провозглашается расистским. Один из престижнейших вузов США — Принстонский университет отменил требования по изучению греческого и латыни для студентов-классиков. Обоснование — борьба с расизмом.

Согласно изданию Princeton Alumni Weekly, в мае преподаватели одобрили изменения в отделении классической литературы, в том числе исключение трека «Классика», который требовал среднего уровня владения греческим или латинским языком для специализации на этом направлении. Также было снято требование о том, чтобы студенты изучали греческий или латынь.

История с отказом от классики стала политкорректной реакцией университета на опус профессора классики иммигранта из Доминиканской Республики Дэна-эль-Падиллы Перальты, который опубликовал в либеральной New York Times текст, в котором утверждал, что классическая традиция неразрывно связана с превосходством белых и что его дисциплина в том виде, в каком она существует в настоящее время, может не заслуживать будущего. Профессор, очевидно незнакомый с историей рабства вообще и на Востоке и в Африке в частности, утверждал, что именно древнегреческая и римская культуры поощряли рабство, колониализм и «господство белых» в течение 2000 лет, и, таким образом, тексты на латыни и древнегреческом языках использовались для продвижения этих практик.

Аналогичным образом поступил и Университет Говарда — одно из самых известных учебных заведений для чернокожих в Америке. Он распустил факультет классической литературы, распределив штатный преподавательский состав на другие факультеты.

Удаление классики из учебных программ, вызвавшее споры в академических кругах США, произошло на фоне опроса BBC, проведенного среди 100 ведущих мировых писателей, ученых, журналистов и критиков. По его результатам «Одиссея» Гомера была названа самым влиятельным текстом всех времен, оказавшим воздействие на формирование всего мира.

В отличие от американского профессора-либерала, во Франции не собираются клеймить классику. Министр Бланке сказал Le Point, что «придерживаться категорий и современного мировоззрения в отношении произведений, датируемых двумя тысячелетиями, — это ужасный абсурд».

Изучение латыни и древнегреческого языка укрепит идеалы ЕС

Древнегреческие скульптуры. Афины

Древнегреческие скульптуры. Афины.

© Pixabay.com

Французский министр считает, что латынь и древнегреческий язык являются связующей нитью для европейских народов и что этот общий лингвистический фонд поможет распространению общих европейских ценностей.

По мнению министров образования Франции, Италии, Греции и Кипра, отраженному в подписанной хартии, латынь и древнегреческий язык являются живым наследием, общим краеугольным камнем европейской и средиземноморской культуры и жизненной силой, лежащей в основе современных языков этих стран. Однако у специалистов есть серьезные сомнения, что инициативе европейских министров будет сопутствовать большой успех, уж слишком «запущен пациент».

Как пояснил «Ридусу» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Матвеевич Фёдоров, при том что сама идея о продвижении классического наследия верная, большой вопрос в том, как она будет реализована.

«Мысль-то правильная, но как ее воплотить в жизнь, зная, что школа во Франции деградирует аналогично тому, как это происходит у нас? А если брать школы в так называемых трудных кварталах, так там вообще беспредел — там могут учителя и побить. Как в этих „трудных кварталах“ будут учить латынь и греческий, я представляю с трудом и как-то очень сильно сомневаюсь в эффективности этого».

При этом, как отметил господин Фёдоров, в престижных частных школах и лицеях дети состоятельных родителей и сейчас могут получить соответствующее образование — там этот процесс не прекращался.

«Повсеместное внедрение изучения древних языков вряд ли возможно. Другое дело, что, может быть, какие-то элементы греческой и римской культуры, которая является базой для западно-европейской цивилизации, — это детям, конечно, необходимо преподавать, чтобы в условиях всей этой нынешней „мультикультурности“ приобщать их к лучшим культурным традициям Европы и мира», — считает господин Фёдоров.

«Илиада» — это боевик покруче «Мстителей»

По мнению нашего собеседника, преподавание классики и соответствующая коррекция образовательных программ в условиях разъедающего сознание нынешних школьников информационного потока, несомненно, полезны. Вопрос лишь в том, насколько французское министерство окажется способным провести эту реформу в жизнь.

При всем величии и увлекательности той же «Илиады» и «Одиссеи», перед сюжетами которых меркнут любые потуги студии «Марвел» и авторов боевиков в жанре фэнтези, донести ее до современного читателя весьма непросто. Ведь вопрос еще и в том, насколько современные школьники способны воспринять не просто древний текст на греческом или латыни, а даже перевод его на французский язык XIX века.

Однако, при всей фантазийности планов министра Бланке, по словам Сергея Фёдорова, подобная реформа была бы нелишней и в России.

«Насколько я понимаю, у нас тоже есть лицеи и частные школы, где латынь и греческий преподают детям начиная с девяностых годов. Это культурное достояние человечества — и произведения, и сами языки. И хотя бы элементарные знания в этой области школьникам не помешают. Я не говорю, чтобы они читали „Записки о Галльской войне“ Цезаря, но дать какие-то элементы, элементарные знания в этой области, тот же греческий алфавит выучить или минимальные знания по старославянскому — такие вещи очень обогащают культурно. Это фундамент культуры человека и, соответственно, его образование, его мировоззрение. И в этом плане, конечно, знакомство с лучшими образцами культуры человеческой, европейской — это очень важно», — считает исследователь.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)