Российский автопром готов приступить к созданию водородной техники

Водородный транспорт

Водородный транспорт

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

В контексте мировой декарбонизации один из наиболее обсуждаемых вопросов — перспективы использования водородных технологий. По мнению многих экспертов, именно в этой сфере у России наиболее высокие шансы встроиться в глобальный «озеленительный» тренд.


Российский автопром и сельхозмашиностроение в состоянии выступить серьезным игроком в производстве транспортных средств на водородных топливных элементах при условии преодоления инфраструктурных ограничений и развития отечественного научного потенциала, — заявил заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов в среду на заседании комиссии РСПП по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению.

В настоящее время есть три документа стратегического планирования, определяющие направление развития водородной энергетики РФ, напомнил он. Это план мероприятий по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 года, концепция развития водородной энергетики в РФ от 5 августа 2021 года и концепция по развитию производства и использованию электричества автомобильного транспорта РФ на период до 2030 года, в которой отдельно есть раздел по водородной энергетике.

По словам топ-менеджера, принятие указанных документов и выработка приоритетных целей развития должны подстегнуть производителей водорода сформировать бизнес-процессы и выработать технологии, которые будут направлены на производство этого вида топлива.

Цель российских производителей — создание локализованной линейки всех видов транспорта на водородных топливных элементах, — подчеркнул Михаил Матасов.

Он также отметил, что в России пока нет достаточной инфраструктуры для водородного транспорта. И, как показывает опыт развития других стран, создавать ее необходимо, опережая формирование рынка транспортных средств.

Вопрос цены

Водоробус КАМАЗ-6290

Водоробус КАМАЗ-6290

© Ольга Соколова / Ridus.ru

Водород играет важную роль в декарбонизации тех секторов, где сокращение выбросов наиболее затруднено, а возможности электрификации ограничены. Самое перспективное для этого вида топлива направление — грузовые автоперевозки, а главное ограничение — высокая стоимость более чистого и желанного потребителям зеленого водорода, отметила директор по энергетике и добывающей промышленности Deloitte Юлия Меньшикова.

Развитие отрасли будет зависеть от того, насколько возможно будет быстрое снижение цены. Пока в краткосрочной перспективе стоимость зеленого водорода высока, поставки голубого водорода будут обеспечивать предложение на рынке на начальном этапе, — сказал она.

В будущем снижению стоимости будет способствовать избыток возобновляемой энергии, но даже в долгосрочной перспективе водород, по всей вероятности, будет дороже ископаемого топлива и потребует мер государственной поддержки, чтобы быть конкурентоспособным, добавила эксперт.

Забыть о конкуренции

КАМАЗ-65208 на водородном топливе

КАМАЗ-65208 на водородном топливе

© Ольга Соколова / Ridus.ru

Высокая стоимость — основная проблема для создания и внедрения водородных технологий и развития соответствующей инфраструктуры, согласился генеральный директор компании «Русский водород» Владимир Седов. По его словам, для решения задачи относительного удешевления этого процесса необходимо объединение усилий компаний-разработчиков. На начальном этапе между ними не должно быть полноценной жесткой конкуренции. Также немаловажно, что государство субсидирует научные исследования в этой сфере.

Вторая проблема — создание способов безопасной транспортировки и хранения водорода. И здесь тоже разрабатываются различные методы, как с использованием международного опыта и технологий, так и собственные.

Для развития отрасли необходима также разработка соответствующих нормативно-правовых актов и стандартов и участие государства, в том числе субсидии и налоговые льготы для компаний, которые будут приобретать транспорт на водороде, указывает эксперт. Производители также могут стимулировать спрос, например, заключая договоры с владельцами заправок и давая покупателям таких транспортных средств возможность получать топливо на 2−3 года бесплатно.

Движущая сила

Рабочее место водителя водоробуса

Рабочее место водителя водоробуса

© Ольга Соколова / Ridus.ru

В разработке транспортных средств на основе водорода сегодня есть два основных направления — гибридная силовая установка, состоящая из водородных топливных элементов и аккумуляторных батарей, и газопоршневые двигатели на водороде, рассказал гендиректор «Силовых агрегатов» группы «ГАЗ» Константин Рухани.

Мы понимаем, что на сегодняшний день все эти технологии не очень совершенны, до конца не исследованы, затратны и идет отработка в различных направлениях. Но, скорее всего, в ближайшей перспективе газопоршневый двигатель будет обыгрывать топливную ячейку, — сказал он.

Водородный автобус на газопоршневом двигателе выйдет значительно дешевле, чем на топливных ячейках, пояснил топ-менеджер. Он будет дороже нынешнего примерно в 1,5 раза, тогда как водоробус с топливными элементами — как минимум в 4 раза.

По словам эксперта, технология газопоршневого двигателя решает поставленную задачу по снижению углеродных выбросов, но при этом сохраняется синергия с конструкцией и производством выпускаемых CNG двигателей, коробок передач и других компонентных производств, существующих в России. При этом такой двигатель будет менее требователен к чистоте водородного топлива.

Мы можем вывести на рынок продукт, который позволит снизить выбросы углекислого газа с одной стороны, с другой будет иметь достаточно приемлемые эксплуатационные характеристики, — заключил Константин Рухани.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)