Как медленно умирает самая длинная узкоколейка в России и мире

Алапаевская узкоколейка

Алапаевская узкоколейка

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Алапаевская узкоколейка. Самая длинная УЖД в России и мире, известное место паломничества уже не только транспортных любителей, но и разных краеведов и просто интересующихся родными краями туристов. Как она выглядит сейчас?


© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Алапаевская УЖД — была первой моей узкоколейкой. Сейчас я тут уже был второй раз. Впервые я оказался на ней в 2008 году в апреле. Тогда даже написал пост, который теперь не отображается из-за закрытия сервиса с фотографиями «фламбер». 

Тогда меня очень тронул этот забавный маленький поезд, создававший полное ощущение «игрушечности». Но тут всё серьёзно: плацкартные вагоны, общие вагоны, целую ночь в пути.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Тогда мы проехали до Санкино и обратно, не выходя из поезда. Точнее, вышли в Санкино купить билеты. Плацкартных тогда на обратную дорогу не оказалось, нам продали в сидячку, чего нам очень не хотелось. Но ехавшая на соседних местах пара уступила нам одно место, где мы и расположились вдвоём.

Собственно, если кто не в курсе: длина всей линии 150 км (с ответвлениями — 177), основной поезд ходит от Алапаевска до Санкино 4 раза в неделю, отправляется по вечерам и туда-обратно идёт всю ночь. В Санкино он приходит в 1 ночи и сразу же идёт назад. От Санкино линия идёт дальше до деревни Калач, куда обычно ходит ещё один поезд (согласованный с этим). Но сейчас там один мост пришёл в аварийное состояние, и на том участке движения нет. Можно проехать лишь на дрезинах, называемых «пионерками».

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Алапаевская УЖД уникальна не только тем, что самая длинная в мире, но и тем, что по ней ходят плацкартные вагоны! Сомневаюсь, что где-либо ещё, в т. ч. за границей, есть какой-то аналог со спальными местами. Само собой, тут все места — боковые! 

Раньше плацкартные вагоны были местным самопалом — в депо сколотили подобие нар, и вот тебе, пожалуйста, плацкарт! Но в 2014 году на Камбарском заводе специально для АУЖД сделали 2 современных плацкартных вагона! 

Внутри всё похоже на ширококолейный формат: те же элементы, те же материалы, тот же переворачивающийся столик, такие же полки, подставки для ног и даже сеточки для вещей! Но всё это — узкоколейное! При определённом ракурсе даже не отличишь такой вагон от обычного!

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Собственно, эти вагоны я в первую очередь и хотел посмотреть, отправляясь сюда второй раз. Ну и съездить до Калача, раз уж выбираюсь, ну и в целом оценить, как тут чего изменилось.

В общем, изменения есть как к лучшему, так и к худшему. Худшее — что в деревнях стало меньше людей жить. Если в те годы в том же Калаче жило порядка сотни людей, то сейчас их там осталось 9. Сейчас довелось съездить в этот Калач — зрелище довольно грустное. 

Само Санкино, центральная деревня узкоколейки со своим депо, хоть и выглядит достаточно оживлённым (есть магазины, школа, почта, д/к, церковь), но и тут население уменьшилось раза в 1,5. Зато сюда проложили дорогу, что с одной стороны, может, и хорошо, с другой — это верный приговор узкоколейке. Между Санкино и Синячихой есть ещё несколько деревень (Ельничная, Чернышевская, Муратково и другие), куда никаких дорог нет, и поезд для них до сих пор остаётся единственной ниточкой во внешний мир. 

Есть ещё одно сохранившееся ответвление в деревню Берёзовка, где, правда, тоже движение только на пионерках. Другое ответвление на Гаранинку, начинавшееся от Ельничной, разобрали много лет назад после прокладки в Гаранинку дороги.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Вообще, перспективы тут мрачные: только на этих деревнях линия и держится. Но всё идёт к тому, что одни вымрут, к другим проложат автомобильную дорогу, и узкоколейка станет не нужна. Лесозаготовки сейчас тоже свелись практически к минимуму и грузовое движение по ней — минимальное. Сама составность вагонов тоже постепенно уменьшается: сейчас тут только 3 вагона (2 плацкартных и один общий), и те слабо заполняются. А ещё не так давно их было 4 или даже 5.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Хорошие же новости в том, что на Алапаевской УЖД активно развивается туризм. Думаю, что если и спасёт её что-то от полного краха, так это именно он. На АУЖД регулярно приезжают туристические группы, сюда возят туристов несколько разных фирм. А по субботам от Алапаевска до Синячихи ходит специальный туристический поезд в рамках экскурсии по заповедным местам Урала.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Кроме того, несколько лет назад линия получила статус памятника архитектуры и техники, что тоже способствует её сохранению и развитию. Ну и, как можно видеть, тут даже обновляется подвижной состав, и регулярно обновляется техническое оснащение станции и путей. Несколько мостов были отремонтированы, некоторые деревянные стали заменяться на железобетонные, более капитальные. На очереди как раз мост между Санкино и Калачом из-за аварийного состояния которой на участке нет движения.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Ещё на АУЖД в 2015 году открылся музей. Экспозиция скромная — я то думал, что в качестве экспонатов будут паровозы и старые вагоны, но по факту это просто несколько комнат с старыми фотографиями, плакатами и разными приборами. Ну посетить и узнать про историю линии все равно интересно.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

В итоге мы съездили до Санкино, выгрузились в нём среди ночи, остаток которой провели в палатках. Утром, позавтракав на берегу реки, нашли с помощью дежурного по станции дрезинщика Виктора, который нас свозил на своей пионерке в деревню Калач. Так я впервые проехался на «пионерке» — незабываемые ощущения, скажу вам! Но страшновато. Стоило такое ж. д. такси недёшево — 2000 на двоих за туда и обратно, но оно того стоило. Вечером уже на следующем рейсе поезда мы укатили обратно в цивилизацию.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Наблюдали, как из прибывшего из Алапаевска поезда проводницы пытались выпинать два совершенно бухих и невменяемых тела, которые по дороге насвинячились до полной невменяемости. Один из них ещё и оказался с побитой окровавленной мордой, причём непонятно каким образом. Довольно быстро этих алкашей пришли встречать их жёны, одна причём была с дочкой. Жена окровавленного стала пытаться выяснить, кто же их до такого состояния довёл, «уж не муратковские ли?». Но, судя по всему, он сам обо что-то стукнулся, когда его выгружали из вагона. Вот такие реалии в до сих пор в российской глубинке.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)