Непобедимый «Байрактар»: спасет ли Украину турецкий супер-беспилотник?

Беспилотник

Беспилотник

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

ВВС Украины нанесли удар по позициям повстанцев на Донбасе при помощи турецкого беспилотника «Байрактар», «прославившегося» в ходе сирийского и карабахского конфликтов. Это первый опыт боевого применения машины с момента ее приобретения Украиной и еще одна «история успеха» в копилку турецкой компании Baykar Technologies, которая на сегодняшний день стала одним из лидеров в области боевых дронов. «Ридус» попытался разобраться в происходящем и выяснить, сможет ли использование беспилотников Bayraktar изменить расстановку сил в Причерноморском регионе?


Первый блин не комом

Информацию об успешном авиаударе распространил украинский генштаб вслед за тем как оперативное командование ВСУ «Восток» сообщило об одном погибшем и одном раненом украинском бойце в результате обстрела со стороны повстанцев. Как предполагает ВВС, применение БПЛА стало ответом на нападение из самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Координаты цели (Д-30) полностью неизвестны, поэтому указан соответствующий район и вероятное местоположение Тельманово/Бойковское, Донецкая область

Координаты цели (Д-30) полностью неизвестны, поэтому указан соответствующий район и вероятное местоположение Тельманово/Бойковское, Донецкая область

Твиттер

Еще до официального подтверждения авиаудара, о применении «Байрактара» сообщил украинский военный блогер Роман Доник.

«Для сохранения жизни солдат и гражданского населения в воздух был поднят „Байрактар“, который обнаружил вражескую батарею и уничтожил одно орудие. Расчеты других орудий скрылись», — говорится в твите.

Предполагается, что удар был нанесен с помощью БПЛА с бортовым номером «ТВ2−1084» и это один из первых «Байрактар» полученных ВС Украины 20 марта 2019 года.

Ранее «Байрактары» использовались только на учениях. В частности, их работу демонстрировали президенту Украины Владимиру Зеленскому в августе этого года. Тогда он наблюдал за командно-штабной тренировкой в Николаевской области. В ходе учений, среди прочего отрабатывалось отражение воздушных атак силами ПВО и поддержка наземных сил, в том числе и с помощью беспилотников «Байрактар».

В сентябре был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и компанией Baykar Savunma. Он предполагает строительство учебно-испытательного центра для обслуживания, текущего ремонта, модернизации, а также обучения персонала, эксплуатирующего БПЛА Bayraktar, а также будет налажено украинско-турецкое производство БПЛА.

О том, чем станет первый украинский опыт применения беспилотников, можно будет судить позднее. А пока гораздо более интересным представляется взглянуть на компанию, которая проделала стремительный путь от производителя деталей к станкам и автозапчастей до лидера в мире боевой авиации будущего.

Беспилотный аппарат Bayraktar TB2 на репетиции военного парада в Киеве

Беспилотный аппарат Bayraktar TB2 на репетиции военного парада в Киеве

© AP/ТАСС

От тормозных дисков к господству в воздухе

Отец-основатель и впоследствии старший инженер-механик и председатель правления компании Оздемир Байрактар окончил факультет машиностроения Стамбульского технического университета в 1972 году. Он получил степень магистра на факультете двигателей со специализацией на ДВС.

После окончания учебы он успел поработать во многих компаниях, которые играли ведущую роль в промышленном секторе Турции, таких как Burdur Tractors, Istanbul Retaining Ring Uzel. В 1984 году он основал собственную фирму под брендом Baykar Makina.

Первоначально она выступала субподрядчиком в контрактах по поставке станков с ЧПУ для производства автомобильных запчастей набирающей обороты турецкой автомобильной отрасли. В 1986 году она начала самостоятельное производство автокомпонентов, а в 2000 году, отреагировав на тренды в технологиях, Baykar открыла собственный центр НИОКР.

Оздемир Байрактар

Оздемир Байрактар

Семейный бизнес на сверхскоростях

Большую роль в переходе к беспилотникам сыграл сын Байрактара — Сельджук.

Байрактар-младший обучался в Стамбульском Техническом университете, а потом защитил докторскую по беспилотным воздушным системам в лучшем инженерном ВУЗе мира — Массачусетском технологическом институте. Темой его диссертации стали «Агрессивные посадочные маневры беспилотных летательных аппаратов».

Сельджук Байрактар

Сельджук Байрактар

Youtube

В 2004 году Сельджук с отцом решили перейти к производству БЛА и начал активно убеждать в перспективности этого направления власти Турции.

В 2005 на фоне ограничений, которые ввели США на продажу некоторых систем вооружения, Байрактар призвал турецких чиновников инвестировать в технологии дронов:

«Если Турция поддержит этот проект, эти дроны, то через пять лет она легко сможет выйти на передний план в мире в этой области», — сказал Байрактар младший.

Слова упали на благодатную почву и оказались правдой — как раз на эти годы пришелся рост оружейного экспорта из Турции и чиновники были открыты к новому в этих областях.

Спустя два года в 2007 Bayraktar Mini стал первым беспилотником, полностью созданным на турецкие деньги, турецкой фирмой, вставшим на вооружение ВВС Турции. Тогда же была начата разработка беспилотного вертолета, а позднее работа над созданием тактических беспилотных систем. Через год компания начала поставки серийных образцов вертолета Malazgirt Rotary Wing Mini, а еще через год совершил первый полностью автономный полет образец тактического беспилотного самолета, фактически проложивший дорогу Bayraktar TB2, работа над которым завершилась в 2012.

Bayraktar

К 2015 году Bayraktar TB2 налетали уже свыше 1000 часов и были готовы к использованию в операции «Щит Евфрата» и последовавшим боевым действиям. Начался экспорт машин — сначала в Катар, а в 2018 — на Украину.

Крестный отец

Нельзя не отметить что успеху семейного бизнеса способствовали и близкие отношения с президентом Эрдоганом, которые в 2016 переросли в родственные — Сельджук Байрактар женился на дочери Реджепа Эрдогана Сумейе.

Baykar TB2

Baykar TB2

BAYRAKTAR

Фактически, Рэджеп Эрдоган может считаться крестным отцом беспилотника Baykar TB2, который успешно дебютировал в Карабахской войне и показал себя вчера на Донбасе. Именно правительство Эрдогана выделило в сентябре 2019 году 600 миллионов лир (около 98 миллионов долларов) на разработку дронов Baykar TB2 и Akinci.

AKINCI

AKINCI

Baykar Defence

Боевой опыт

В 2014 Presidency of Defense Industries (SSB) сообщала, что дроны компании использовались против целей Рабочей партии Курдистана (РПК) и в ходе турецких операций в Ливии.

В декабре 2020 года именно «Байрактары» обеспечили турецко-азербайджанским силам успех в Карабахской войне, успешно уничтожая бронетехнику и артиллерию сил Нагорного Карабаха. А в марте 2020 ударные БПЛА Bayraktar проверили себя в бою с российской системой ПВО «Панцирь» и вышли победителем.

Надежда Украины на Черном море?

Трижды успешно зарекомендовав себя в боях, Bayraktar TB2 не только поступил на вооружение Сухопутных войск, ВМС, Главного командования жандармерии, Главного управления безопасности (полиции) и Национальной разведывательной организации Турции, но и быстро снискал успех на мировом рынке. Для украинских ВВС турецкий беспилотник, кажется становится одной из главных надежд.

После получения первой партии из шести Bayraktar TB2 для своих ВВС в 2019 году (из 54 планируемых), Украина приобрела шесть экземпляров TB2 для авиации ВМФ. Цена контракта составила 69 миллионов долларов.

Получение первого ТБ2 ВМФ Украины в июле 2021 года ознаменовало собой первое серьезное обновление морской авиации с 1992 года. До этого дня единственным «новым» активом за 30 лет был подержанный вертолет Ка-226, поступивший на вооружение в 2018 году.

Приобретение TB2 стало одним из основных моментов программы перевооружения, начатой Украиной после начала российско-украинской войны в 2014 году.

Хотя Украина унаследовала обширный флот, в который даже входили авианосец, ракетный крейсер, пять фрегатов, несколько судов на воздушной подушке типа «Зубр» и одна подводная лодка, страна сильно пострадала от финансовых потрясений и коррупции 1990-х 2000-х годов.

В результате даже эксплуатация фрегатов, корветов и ракетных катеров стала финансово невозможной. В течение нескольких лет ВМС Украины списали почти все свои более крупные корабли, оставив лишь небольшую флотилию стареющих боевых плавсредств.

Военно-морская авиация столкнулась с аналогичными трудностями. Унаследовав от ВМФ СССР внушительный арсенал, включавший самолеты Су-17, Су-27 и МиГ-29, тяжелые бомбардировщики, такие как Ту-22 и Ту-22М, флот за несколько лет утратил эти активы. Большая их часть была продана в Китай.

Авианосец класса «Адмирал Кузнецов» в 2012 году был модернизирован и введен в эксплуатацию под названием Liaoning. В Китай улетели два палубных Су-33 и Су-25УТГ, тщательное изучение которых китайцами в конечном итоге завершилось созданием их J-15. Впрочем, Ту-142 МПА и истребители вертикального взлета и посадки Як-38М китайцев не заинтересовали.

Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине

Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине

© Zuma/ТАСС

Как отмечает авторы публикации на сайте Oryxspioenkop, помимо собственных возможностей, турецкие беспилотники могут стать своеобразным «мультипликатором» потенциала ВМФ Украины. Они способны обнаруживать корабли противника и передавать их координаты наземным средствам, таким как береговые мобильные ракетные комплексы (БМРК). Такие системы — относительно новый вид оружия для ВС Украины.

Сегодня Украина разворачивает его на основе крылатых ракет РК-360МЦ «Нептун». Дальность действия комплекса оценивается более чем в 300 километров. Ракета с боеголовкой весом около 150 кг развивает максимальную скорость 900 километров в час.

Производство большого количества БМРК дешевле чем создание флота патрульных катеров и может способствовать повышению живучести украинских ВМФ. Планируется, что к 2025 году Украины будет уже три дивизиона РК-360МЦ «Нептун». Что касается собственных возможностей и потенциала, то поскольку дроны подобные Bayraktar TB2, стоят лишь в небольшую часть того, во что обходится боевой самолет и его пилот, неудивительно, что нуждающаяся в деньгах Украина в значительной степени полагается на TB2 в своих усилиях по модернизации.

Хотя некоторые считают, что для сдерживания России Украине стоит инвестировать в истребители F-15, самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye, а также самолеты-заправщики KC-135 вместе с соответствующими боеприпасами и оборудованием наведения.

Однако, такие машины как TB2 и новый тяжелый беспилотник Bayraktar Akinici с соответствующим набором боеприпасов наверняка предоставят Украине более экономичное и реалистичное средство сдерживания наряду с реальными возможностями военного времени.

Морская версия TB2 оснащена рядом проверенных систем, таких как турель приборов WESCAM MX-15D FLIR и боеприпасы серии MAM. Также он имеет ряд улучшений по сравнению с образцами, ранее приобретенными ВВС Украины. В частности, увеличена со 150 до 300 км дальность связи. Наземные станции управления, похоже, также претерпели небольшие изменения, а новые контейнерные системы обеспечивают большую мобильность.

TB2 может подняться на высоту до 8000 м и оставаться в воздухе в течение 27 часов. Турецкие военные в начале марта 2021 года во время учений Blue Homeland 2021 впервые отработали поражение надводной цели интеллектуальным микробоеприпасом Roketsan MAM-L, запускаемым и управляемым БПЛА TB2. Пораженная цель находилась на удалении 8,0 км от точки пуска боеприпаса, максимальная дальность действия которого заявлена в 15 км.

Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине

Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине

© Zuma/ТАСС

Это означает, что ВМФ Украины теперь обладают эффективным оружием, которое они потенциально может использовать против Черноморского флота России. Так, в зоне поражения турецких БПЛА оказываются ракетные корветы типа 21631 «Буян», или патрульные корветы проекта 22160, которые имеют лишь символическую систему ПВО, представленную зенитно-ракетным комплексом «Гибка», не способным поражать цели на дальностях более 5 км.

Внедрение навигационной системы INS/GPS на MAM-L увеличило дальность действия до более 14 км, хотя и этого недостаточно, чтобы превзойти возможности ПВО некоторых российских кораблей на Черном море. ТБ2 украинских ВМФ будут состоять на вооружении 10-й бригады морской авиации, с авиабазы Николаев-Кульбакино — единственной действующей базы военно-морской авиации Украины, оставшейся после того, как Крым перешел в состав России.

А что у России? 

Что касается российских аналогов «Байрактар», то к таковым можно отнести ударный БПЛА «Орион», разработанных компанией «Кронштадт». По своей концепции он близок к американским многоцелевым беспилотникам, таким как MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Это аппарат способный не только вести разведку и осуществлять наведение, но и поражать наземные и надводные цели при помощи управляемого и неуправляемого вооружения.

БПЛА «ОРИОН» (Иноходец).

БПЛА «ОРИОН» (Иноходец).

© Ольга Соколова / Ridus

Максимальный вес российского БПЛА - 1000 килограммов при полезной нагрузке до 200 килограммов. «Ориона» имеет длину восемь метров, и размах крыльев – 16 метров. Аппарат может находиться в воздухе до 24 часов, поднимаясь на высоту до 7,5 километров. Максимальная скорость «Ориона» - 200 километров в час.

Опытные образцы БПЛА оснащены австрийским двигателем Rotax 914 мощностью 115 лошадиных сил. Серийные аппараты предполагается снабжать отечественными моторами АПД-110/120.

Впрочем, на данном этапе говорить о том, что «Орион» и ему подобные российские БПЛА способны стать полновесной альтернативой «Байрактарам», преждевременно. В отличии от последних, российские машины только поступают на вооружение в единичных количествах.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)