+3
Сохранить Сохранено 7
×

Самые драматические истории с советскими и российскими подлодками


Самые драматические истории с советскими и российскими подлодками

© Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru

Все рода войск, на вооружении которых находится оружие массового уничтожения, сами по себе несут угрозу миру. Но чемпионом по риску, связанному с ракетно-ядерным потенциалом, конечно, является атомный подводный флот. Дело в том, что подлодки, в отличие даже от надводных кораблей, действуют удаленно и скрытно. Часто их действия и даже перемещения под гигантской толщей воды и нередко льда отследить практически нереально. Неслучайно именно командирам субмарин доверено право самим принимать решение, контратаковать или нет с риском развязывания атомной войны. Ни больше ни меньше.

Но даже если ставка и не столь высока, инцидент с реактором, сверхмощными торпедами и ракетами тоже не сулит ничего хорошего, возможно, для всего человечества. Рассмотрим самые известные и даже, можно сказать, знаменитые инциденты на море с советскими и российскими субмаринами в период наиболее острых противоречий холодной войны с самым высоким риском.

Мятеж реактора

Легендарная подводная лодка К-19 отправлена на утилизацию

Легендарная подводная лодка К-19 отправлена на утилизацию.

© Фото Льва Федосеева (ИТАР-ТАСС)

Сразу два таких экстремальных происшествия связаны одним подводником Василием Александровичем Архиповым. Причем в обоих случаях этот офицер не был формально главным действующим лицом, но именно он сыграл важную роль в умиротворении готовой взорваться ядерным грибом ситуации. В 1961 году на подлодке К-19 посреди океана случилось ЧП с реактором. Судно превратилось фактически в плавучий Чернобыль. У части экипажа не выдержали нервы, они подняли мятеж против командира Николая Владимировича Затеева, чтобы добиться затопления становящейся радиоактивной лодки и высадки на находящемся неподалеку норвежском острове.

Но другая часть подводников каким-то чудом сохранила хладнокровие, в том числе и резервный капитан Архипов. В результате попытка восстания была в корне подавлена и битва за живучесть судна была продолжена. Это стоило многим жизни, но герои обессмертили свое имя, том числе в американском кинофильме.

Мир голосованием

Лодка Б-59

Лодка Б-59.

© фото с американского вертолёта

В это трудно поверить, учитывая, что в одну воронку две бомбы вроде как не падают, но Василий Архипов, чудом уцелев во время аварии на К-19, едва не угодил в еще более жуткий инцидент на Б-59. Именно эта советская подводная лодка оказалась в эпицентре Карибского кризиса. Как известно, американцы не решились на прямую атаку Кубы, предпочтя ее блокаду. Это решение было принято большинством в администрации Джона Кеннеди тогда, когда операция ВМФ СССР «Анадырь» уже была практически реализована. Часть советской эскадры уже успела добраться до Острова свободы, другая была неподалеку. Именно в составе этой не успевшей проскочить части эскадры оказалась лодка Б-59. Именно ее силой остановили американские эсминцы, и именно ее они попробовали заставить всплыть глубинными бобами.

Возникла критически опасная ситуация: единственной рекомендацией командования экипажу лодки было применить ядерное оружие, в случае если в результате нападения лодка будет серьезно повреждена. Так и могло случиться, если бы хоть одна глубинная бомба американцев поразила корпус Б-59. Ждать, когда это случится, никто не хотел. Дело дошло до голосования трех старших офицеров. Причем двое из них, включая командира, решили показать эсминцам уже не условного противника кузькину мать, применив торпеду с ядерной боеголовкой.

Сохранил холодную голову в этой сумасшедшей истории только упомянутый Архипов. Решено было по его предложению вступить в переговоры с американской эскадрой. Советские подводники потребовали прекратить провокации.

На удивление, это сняло груз непомерных амбиций и дало возможность уберечь мир от апокалипсиса. А дальше дипломаты нашли формулу соглашения, но, если бы Архипов не дал им драгоценное время, война могла бы вспыхнуть совершенно произвольно. Так что простой советский подводник вполне заслужил Нобелевскую премию мира. Впрочем, никакая награда не может сравниться с безмятежным голубым небом, которое удалось сохранить…

Трагедия на дне

Подлодка

Подлодка «Курск».

© Фото Семена Майстермана (ИТАР-ТАСС)

12 августа 2000 года случилась, пожалуй, самая страшная подводная катастрофа, которой Голливуд тоже посвятил недавно блокбастер. Во время учений российского Северного флота на его красе и гордости подлодке «Курск» произошли два взрыва. Версии произошедшего высказывались самые разные, но следствие в итоге остановилось на одной: на «Курске» взорвалась вначале одна из торпед, после чего сдетонировали все остальные, а подводный крейсер пошел на дно.

Но масштаб катастрофы стал более-менее понятен много позже, когда лодку удалось поднять, поэтому в те августовские дни вся страна переживала за судьбу капитана Геннадия Петровича Лячина и членов его экипажа. Такое складывалось впечатление, что там, на дне, среди других попавших в катастрофу чуть ли не у всех находился родственник — брат, отец или сын. И каждый переживал трагедию как свою собственную и с горечью наблюдал за отчаянием их родных и близких. Видеть горе и бессилие несчастных было больно не только гражданам России. Страшную гибель мужественных подводников оплакивал чуть ли не весь мир. Воинские почести им отдали английские моряки, которых подключили к спасательной операции, когда было уже поздно. Скорбел по ним и норвежский адмирал Эйнар Скорген.

Всем, у кого есть сердце, было горько от осознания того, что никого из моряков не удалось спасти, поскольку в тот момент российский флот еще не оправился от реформ 1980—1990-х годов. Специальные подводные батискафы, которые должны были соединиться с лодкой, были неисправны. Впрочем, это не особо ухудшило и без того трагическую ситуацию: практически весь экипаж погиб в первые часы или даже минуты после катастрофы.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)