«Нереально со временем доказать»: в цифровых трудовых пропал стаж работы

Трудовая книжка.

Трудовая книжка.

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Россияне обратили внимание, что из цифровой трудовой книжки начали исчезать данные о трудовом стаже. Исчезает информация о работе на предприятиях, которые уже ликвидированы. Для того чтобы восстановить пропавшие записи в электронной трудовой, требуется потратить немало времени и сил.

Люди вновь вынуждены сталкиваться с бумажной волокитой и риском лишиться положенной пенсии, несмотря на заявленные плюсы электронных трудовых книжек.

«Ридус» разбирался в том, как работнику защитить свои права и не допустить исчезновения данных о трудовой деятельности.


В редакцию обратилась жительница Москвы Светлана Антонова. Она рассказала, что ради любопытства запросила на портале «Госуслуг» электронную трудовую книжку и была очень удивлена, когда обнаружила, что в ее трудовом стаже существует целых три пробела. Срок не такой большой: два месяца, восемь месяцев и три недели, но ее возмутила сама ситуация.

У меня, получается, запись в трудовой книжке с 1 марта 2007 года, а в электронной трудовой — с 31 декабря 2007 года, то есть восемь месяцев потеряно. По второй компании в сроке трудовой деятельности обнаружила сразу два сюрприза: с 1 октября 2012 по 4 декабря 2012 года есть промежуток в работе, потом стаж возобновляется. Затем опять с 8 декабря 2012 года и по 31 декабря 2012 года стаж прерывается. Предположим, фиг с ним, с этим годом. Но где гарантия, что все это опять не повторится? Теперь я, что ли, ежегодно должна проверять, все ли записи мне сделали в трудовую книжку? Это же ненормально! А если они все со временем будут ликвидироваться, это же совсем нереально со временем что-то доказать, — высказала свое возмущение в разговоре с «Ридусом» Антонова.
Прием граждан в Пенсионном фонде

Прием граждан в Пенсионном фонде.

© Сергей Фадеичев / ТАСС

Позже женщина созвонилась с представителями ПФР и сообщила о своей проблеме. Там ее уведомили, что обе компании были ликвидированы и помочь ей будет весьма проблематично.

Когда мне из Пенсионного фонда позвонили, мы стали общаться, я спросила у них, что мне теперь делать. Две компании ликвидированы, как быть? В общей сложности почти год трудовой деятельности потерян. Они мне объяснили, что отправят запросы в архивы, но не факт, что там что-то найдется. Я говорю, что у меня есть оригинал трудовой книжки, где есть этот стаж со всеми печатями, почему вы не можете взять их в расчет? Они говорят: «Нет, просто трудовую книжку мы взять теперь не можем». Это был их ответ. Сказали, что им нужен какой-то приказ, трудовой договор. А откуда они у меня? Столько лет прошло. Я в принципе не храню эти вещи. Конечно, если бы я знала, что такое возможно, я бы хранила, — отметила собеседница «Ридуса».

Женщина добавила, что вначале она обратилась в отделение пенсионного фонда в Ставропольском крае, где она зарегистрирована, оттуда ее перенаправили в головной офис в Москве, оттуда в еще одну инстанцию. Каждый раз срок ожидания составлял около месяца. По ее словам, может, через полгода ситуация как-то решится.

«Теперь ничего не докажешь»

Еще одна жительница Москвы Дина Коростелева тоже столкнулась с потерей данных о своем стаже. Об аналогичной ситуации ей рассказала подруга, и после этого девушка решила сделать запрос в «Госуслуги».

Присланный документ не показал сведений о ее трудовой деятельности в челябинской компании, где она работала в 2013—2014 годах. Из этого рабочего периода у нее пропали два месяца.

У Коростелевой, как и у Антоновой, ошибка в электронной трудовой связана с ликвидацией компании.

Возможно, работодатель неверно подал информацию, но и у меня, и у подруги одинаковые ошибки, именно с ликвидированными компаниями, то есть там, где ничего не докажешь. Когда переходили на электронный вариант, я выбрала бумажный тип, так как в нашей стране может случиться все что угодно, а так у меня на руках будет хоть какой-то документ, думала я. Пока я ничего предпринимать не собираюсь, два месяца — это не годы, но у кого-то могут пропасть и годы, а это явно повлияет на размер пенсии, — рассказала «Ридусу» Дина Коростелева.

Позиция Пенсионного фонда России

В пресс-службе Пенсионного фонда России на запрос «Ридуса» ответили, что за время внедрения цифровых трудовых книжек, по их данным, пользователи с серьезными проблемами не столкнулись.

Если работник видит, что отражены не все сведения о местах работы, необходимо направить обращение работодателю, который внес некорректные или неполные данные, либо обратиться в Пенсионный фонд России. Специалисты фонда помогут сделать запрос работодателю либо организации-правопреемнику и в архив, если компании, в которой работал человек, уже не существует, — объяснил начальник отдела пресс-службы Павел Ломанов.

На вопрос «Ридуса», касается ли проблема исчезновения записей только ликвидированных компаний, специалист так и не ответил.

Выдача пенсионного удостоверения

Выдача пенсионного удостоверения.

© ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев

Ломанов подчеркнул, что подтверждением трудовой деятельности до 2020 года является бумажная трудовая книжка. Если человек переходит на электронную книжку, бумажная перестает вестись и выдается на руки работнику с записью о сделанном выборе.

Тем не менее, со слов пострадавшей Антоновой, консультант ПФР в разговоре с ней данную информацию не подтвердил и пояснил, что бумажной трудовой книжки для корректировки записи в цифровой трудовой недостаточно.

Следует сохранять бумажную книжку, поскольку она используется наравне с электронной и подтверждает профессиональную деятельность до 2020 года. В электронной книжке фиксируются кадровые мероприятия начиная с 2020 года. В приведенном случае лицевой счет работника наполнен сведениями до 2020 года в точном соответствии с направленными работодателем данными, — прокомментировали «Ридусу» в ПФР.

В ведомстве сообщили, что к настоящему времени 7,7 миллиона россиян приняли решение полностью перейти на электронную трудовую книжку.

Как все начиналось?

Напомним, первым о возможном введении электронных трудовых книжек заговорил занимающий на тот момент должность премьер-министра России Дмитрий Медведев. Это случилось в 2018 году. Далее его инициативу поддержали вице-премьер Татьяна Голикова и депутаты Госдумы.

В 2019 году был принят закон, согласно которому для россиян с 2020 года при получении госуслуг упразднили процедуру предоставления сведений о трудовом стаже на бумажном носителе. Начался поэтапный переход на цифровые трудовые книжки.

До 31 октября 2020 года все работающие граждане должны были сделать выбор в пользу бумажной либо электронной версии трудовой. При выборе электронного формата бумажную трудовую выдали на руки. Ее рекомендовалось сохранить, поскольку в электронном варианте фиксируются только сведения о работе начиная с 2020 года.

С 1 января 2021 года для тех, кто впервые устраивается на работу, предусмотрена только электронная трудовая книжка.

На каждом этапе внедрения нового закона граждане выражали сомнение относительно полного перехода на электронную цифровую книжку. В качестве аргументов указывалось то, что в случае сбоя системы, что в России происходит не так редко, все данные о трудовом стаже будут утеряны, и совершенно непонятно, как их можно будет восстановить. Люди опасались утраты записей в трудовых и, как следствие, уменьшения размера положенной пенсии.

Эксперты за цифровую трудовую книжку

Специалисты видят в цифровых трудовых больше плюсов, чем минусов.

Главным преимуществом электронных трудовых бухгалтер Татьяна Орлова считает то, что все записи можно проконтролировать на ранних этапах, не дожидаясь похода в ПФР, когда наступает время оформления пенсии. Тогда уже действительно бывает сложно как-то повлиять на ситуацию.

Как отметила бухгалтер, на сайте «Госуслуг» можно заказать информацию о своем лицевом счете, чтобы отслеживать, насколько корректно работодатель предоставляет данные о трудовой деятельности сотрудника. Эта услуга бесплатна. Кроме того, после первого такого запроса данные в личном кабинете будут автоматически обновляться.

По запросу на «Госуслугах» каждому можно получить от ПФР сведения о трудовой деятельности. И это удобно, потому что можно сделать и проконтролировать в любой момент, а не тогда, когда наступит пенсионный возраст, вы придете в ПФР и поймете, что какой-то промежуток времени выпал из стажа по той или иной причине. И пока вам ПФР объяснит, почему не попал кусок в стаж, пока вы найдете того работодателя, который что-то накосячил, возьмете подтверждение, на это уйдет куча времени. Потому что пенсия-то идет, а выплаты не соответствуют ожиданиям. При выявлении такой проблемы на ранней стадии, когда ты увидел пробел в стаже, а до пенсии еще как от Москвы до Камчатки, и работодателя с большей вероятностью найдешь, и нервы еще не на пределе, — пояснила «Ридусу» специалист.
Девушка изучает трудовую книжку

Девушка изучает трудовую книжку.

© Владимир Гердо / ТАСС

Татьяна Орлова убеждена, что введение электронной трудовой с 1 января 2021 года не ограничивает права трудящихся, а, наоборот, увеличивает их возможности.

Во-первых, по желанию работника ТК в бумажном виде может остаться в организации для дальнейшего ее ведения (и как показала практика, 95% сотрудников выбрали ведение бумажной ТК). Во-вторых, независимо от этого, работодатель уже несколько лет отчитывается в ПФР о стаже сотрудников, а с 2020 года и обо всех кадровых изменениях в трудовой биографии каждого сотрудника. Получается, сведения в электронном виде существуют в базе ПФР все равно, — подытожила собеседница «Ридуса».

По данным ВЦИОМ, почти две трети трудящихся предпочитают традиционные бумажные документы, а нововведений опасаются.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)