Зачем «войска Русской православной церкви» отдают «кардиналу»

Казаки меняют форму на росгвардейскую.

Казаки меняют форму на росгвардейскую.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Сообщение о том, что казаки станут частью войск Национальной гвардии, вызвало в либеральных кругах одновременно иронию и тревогу. Ведь теперь, помимо нагаек и папах, у казаков появится легальное служебное боевое оружие и право его применения. Либеральной интеллигенции вспоминаются картины советского кинематографа и литературы, изображающие казаков свирепыми слугами царизма.

Насколько обоснованны эти страхи, сказать трудно. Однако наши собеседники — юристы и политологи уверены, что история с «оказачиванием» Росгвардии не повлияет ни на ее боеготовность, ни на жизнь казачества и остальных россиян.


С предложением сделать казаков территориальным подразделением Росгвардии выступил полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка. Чиновник заявил, что казачьи полки будут находиться по месту жительства казаков.

Это будут, мы так думаем, казачьи полки, батальоны будут созданы именно исключительно казачьи. Они будут находиться по месту дислокации, по месту жительства казаков. Это наша мысль, идея, — сказал полпред президента РФ в СКФО.

По его словам, их могли бы привлекать к охране и защите гособъектов, к обеспечению общественной безопасности. Как сообщает издание «Коммерсантъ», пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что идею о включении казаков в состав Росгвардии одобрил Владимир Путин.

Дети Березовского

Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но за возрождение казачества как военно-полицейской силы потомки донцов и кубанцев должны благодарить яркого героя российской политики 90-х годов Бориса Абрамовича Березовского. В бытность заместителем секретаря Совбеза при президенте Ельцине он активно занимался конфликтом с Чечней. И именно одним из сдерживающих факторов агрессии со стороны дудаевско-масхадовской Ичкерии Березовский видел создание воинских подразделений на основе возрожденного казачества.

В 1997 году Березовский заявил, что в любом случае «решение о вооружении казачьих формирований должно быть конституционным, будет ли оно прямого действия со стороны президента либо какое-то иное». При этом он признавал, что речь идет именно о легализации уже существующего положения.

Как мне сообщили сами казаки, они вооружены и имеют каждый по четыре-пять стволов, надо лишь легализовать ситуацию, — сказал он, отвечая к на вопросы «Интерфакса».

Когда Госдума отклонила законопроект о казачестве, в котором предусматривалось право казаков на вооружение, Березовский заявил, что этот вопрос — из разряда неотложных и следует рассмотреть возможные промежуточные решения. По его словам, было важно понять, что федеральная власть не в состоянии защитить часть своего населения и, значит, этому населению нужно делегировать долю ответственности этой федеральной власти для своей защиты.

И вот кажется, что спустя почти двадцать пять лет казачество вновь призывают на защиту от «внутренних врагов». Стоит отметить, что у общественности есть все основания беспокоиться по поводу новой инициативы. Тем более что среди казаков весьма неоднозначно воспринимается участие «коллег» в различных акциях против оппозиции и попытки действовать на стороне властей во время подавления массовых протестных акций.

«Радио Свобода» (внесено в РФ в список организаций, выполняющих функции иностранного агента) отмечало в своей публикации: «Вскоре после жесткого разгона полицией акции „Он нам не царь“ общественная организация „Всеказачий общественный центр“ выпустила заявление, в котором избивавшие демонстрантов казаки называются „хунвейбинствующей группировкой“ и „привластными опричниками“».

Тогда же глава центра Александр Дзиковицкий сравнил реестровое казачество с опричниной.

Реестр составлялся из тех же самых казаков, то есть из «природных», но со временем он превратился в свою дикую противоположность. Сейчас он стал не казачьим. Там единицы «природных», а основной контингент — это всевозможный «интернационал». Прежде всего, конечно, это русские, но там присутствуют и другие национальности. Сейчас это фактически не казачье формирование, а нечто сродни той самой опричнине, которую в свое время ввел на Руси Иван Грозный, — заявил Дзиковицкий «Радио Свобода»*.
Монумент памяти революции 1905 года на площади Краснопресненская Застава в Москве

Монумент памяти революции 1905 года на площади Краснопресненская Застава в Москве.

© wikipedia.org

Из «гвардейцев патриарха» и добровольных помощников полиции в «гвардейцы Золотова»

Как пояснила «Ридусу» главный редактор «Сайта Ростова-на-Дону» Елена Доровских, решение о вхождении казаков в Нацгвардию выглядит странным для многих ее земляков.

Хотя мы гордимся тем, что мы потомки донских казаков, сегодняшнее вступление в ряды Росгвардии выглядит странно. Казачество воспринималось у нас как неофициальные «войска Русской православной церкви» — РПЦ. Так было всегда. Казаки официально служили царям, но всегда ощущали себя защитниками православной веры и священнослужителей. И теперь у нас что получается: казаки — «гвардейцы кардинала»? На дворе как бы XXI век, а тут… осталось еще мушкетеров найти…

Преподаватель юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации кандидат юридических наук юрист и политолог Игорь Семеновский также считает, что решение о придании казачеству официального статуса, появлении реестра и включении их в состав Вооруженных сил РФ в конце XX века смотрелось несколько необычно. По его словам, ситуация, когда выделяются сословно-представительские группы, на которые возлагаются определенные государственно-властные полномочия, является нестандартной для мирового развития современных государств. Но такова, по мнению юриста, особенность исторического развития России.

Ничего экстраординарного в наделении казачества фактически сословным статусом не видит политолог Глеб Павловский.

Мы сегодня существуем в сословном государстве, и казачество в нем далеко не единственное привилегированное сословие. Сословия определяются указами и законами с особыми правами, и у нас их очень много. Поэтому есть даже целая достаточно обоснованная теория, связанная с именем доктора Симона Кордонского, которая определяет РФ как сословную федерацию. Здесь нет никакой новации, и практически, скажем, ФСБ тоже является сословием по сумме законов, регулирующих ее существование, — заявил «Ридусу» господин Павловский.
Скульптура

Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата» в экспозиции Третьяковской галереи.

© wikipedia.org

Устав все исправит?

По словам главреда «Сайта Ростова-на-Дону», на Кубани казачество чувствует себя лучше и там от него ощущается отдача.

Они охраняют общественный порядок, патрулируют улицы на курортах. Их видно, видно, что они работают. У нас на Дону они есть, но мы их не видим, за исключением массовых мероприятий, — сказала госпожа Доровских.

Как полагает господин Семеновский, возложение на казаков правоохранительных функций — это дань традиции.

Безусловно, что с позиции определенных прогрессивных норм, с точки зрения равенства социальных групп, их невыделения во взаимоотношениях с государством, с одной стороны, это очень необычно и экстраординарно. Но с другой, Россия стоит здесь особняком, и предстоит посмотреть, как это будет развиваться в Росгвардии. Я думаю, что, когда они станут сотрудниками Росгвардии, наоборот, все вопросы к казакам снимутся, и, когда они будут в погонах и при исполнении, никаких провокаций со стороны казаков не будет, — полагает господин Семеновский.

По его мнению, наделение казаков определенными правоохранительными полномочиями в силу закона, а не в силу каких-то традиций будет играть стабилизирующую роль. Тем более что если для Центральной России это и непривычно, то для Кубани или Ставропольского края заметить казака, который помогает правоохранительным органам, — это обычное явление.

Сходное мнение и у Елены Доровских.

Если поехать подальше от Ростова-на-Дону, то там настоящие казаки. Они держат порядок там, где много «понаехавших» из горных республик, которые не всегда соблюдают наши правила и законы. Так что казаки там заняты делом. Реформа МВД привела к тому, что сократили много полицейских, которые работали на земле. Их не хватает. И у нас стоит выбор — выводить на улицы Росгвардию, которая на самом деле Внутренние войска МВД, или казачество. Явно, что на Дону лучше все-таки казачество. Возможно, что решено было присоединить казаков к Росгвардии именно по этим соображениям, — полагает наша собеседница.

Впрочем, политолог Глеб Павловский сомневается, что казаки способны исправить ситуацию.

Казаки у нас сегодня — это достаточно размытая группа, в прошлом — очень территоризированная. Казачество всегда было казачеством определенной территории, земли, губернии, и их функция была не в том, чтобы разгонять студентов, а в том, чтобы охранять границу на постоянном основании. Сегодня этого нет. Сегодня существует даже московское и петербургское казачество, что несколько даже и смешно, — считает господин Павловский.

По его мнению, сейчас это просто фактически бюджетная группа, бюджетное сословие, и ничего нового, кроме костюмов и плетки, они не привнесут.

Я не знаю, насколько привычка махать плеткой у них сохранилась. На мой взгляд, это какой-то странный аксессуар, достаточно бессмысленный. Ведь телесные наказания у нас запрещены законом. Но если они будут применять плетку в городах, то вызовут к себе важные формы плохого отношения, потому что горожанин от плетки отвык.
Дело в том, что речь идет о достаточно простой вещи: какая-то часть Нацгвардии будет переодета в казачью форму, потому что они не только получат оружие, но и будут подчиняться общему командованию и субординации в вертикально интегрированной структуре.
Здесь речь идет о расширении и, может быть, увеличении численности и без того раздутой Нацгвардии, некоей костюмированной части. Но я не понимаю, кого она сейчас может испугать: нацгвардеец в полном обмундировании выглядит значительно более устрашающе, чем казак с его плеткой. Я не вижу никакого особого смысла. Это просто акт лоббирования, причем лоббирования бюджетного казачества с целью повысить финансирование, «осметить» какие-то [его] группы, — уверен политолог.

По мнению Глеба Павловского, в этих решениях нет никакой управленческой логики, а все эти «обратные переодевания», скорее, говорят о каше в голове у тех, кто принимает такие решения, но не порождают никакой новой социальной реальности. Политолог уверен, что ничего хорошего для качества управления предложение полпреда президента не сулит и эффекта не возымеет.

Я не вижу здесь никакого, ни малейшего смысла, кроме, полагаю, эстетического. Наверное, кому-то в верхах, насмотревшемуся советских фильмов, где казаки изображены такими свирепыми людьми, которые непрерывно машут плеткой и рубят шашкой и всех разгоняют, это понравилось. Но сегодня казаки — это обычные люди, и у них нет никаких особых прав. Даже выпороть своего сотоварища они могут, только если поротый согласен, чтобы его пороли, а иначе это уголовное преступление. Я не вижу здесь ничего, кроме темы для юмора либеральных журналистов. Мы, скорее, нуждаемся в реформе с созданием более компактных силовых структур, чем в их расползании и разрастании, — уверен господин Павловский.
Казаки на протестной акции в Москве

Казаки на протестной акции в Москве.

© Ведомости/ТАСС

Одна из главных претензий критиков политики властей в отношении казачества — обвинение в создании потенциала для социальной розни, сепаратизма и в возрождении сословий, которые как минимум на бумаге были ликвидированы советской властью. Нынешняя же власть, заигрывая и пытаясь создать себе дополнительную опору в лице казачества, возрождает его как служилое сословие. При этом в казаческой среде регулярно звучат тезисы о казаках как отдельной от русского народа нации.

Политолог Симон Кордонский считает, что ничего нового и экстраординарного в идее ввести казачьи части в состав Росгвардии, наделив де-факто отдельную социальную группу особыми правами, нет.

Ну, вас же не смущает существование на Западе гомосексуалистов как социальной группы с выделенными полномочиями? Сам факт выделения сословий и наделения их особыми полномочиями — это обычная социальная реальность. Другое дело, что для нашей страны это внове. С момента появления закона о системе государственной службы сформировалась сословная структура. Но каждый раз факт появления нового сословия или придания ему иного юридического статуса вызывает в интеллигентском обществе напряженность. Пора бы уже привыкнуть…

* «Радио Свобода» — организация, внесенная в РФ в список выполняющих функции иностранного агента.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)