20 лучших отечественных альбомов второй четверти 2021 года (апрель — июнь)

Музыка 2021.

Музыка 2021.

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Эксперты издания Pofaktam.ru на страницах «Ридуса» традиционно подводят промежуточные музыкальные итоги года. На этот раз они отобрали 20 лучших отечественных альбомов за последние три месяца.

Итак, New Sylveon записывают почти идеальный гиперпоп момента на русском языке, «Колибри» возвращаются в наилучшей форме, МС Сенечка взрослеет и грустнеет, а ИльяМазо пробует себя в акустике и выигрывает.


New Sylveon — «ZVER»

Скрипучий и громыхающий железом гиперпоп, который в то же время переливается всеми цветами радуги. Образцовый для жанра альбом, записанный при поддержке «прогрессивных» отечественных рэперов (VACÍO, zavet) и оставляющий далеко позади все остальные попытки сделать что-то подобное на русском языке. Что радует, New Sylveon явно пытаются остроумно локализовать гиперпоп: в частности, один из лучших треков здесь — это «lada samara» про «потустороннюю Россию».

Колибри — «Счастья нет»

В России принято называть почти каждую молодую певицу «новой Земфирой». Между тем Монеточка, Kate NV или, скажем, «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки» имеют гораздо больше общего с «Колибри». На «Счастья нет» трио отдает долги и закрывает гештальт, находя место и для ностальгии, и для юмора, и для печали. Что же с названием альбома? «Ну а счастья же нет. Взрослые люди имеют право и возможность сказать это вслух: счастья нет», — шутит Инна Волкова. Это альбом людей, имеющих силу воли не только признаться, что счастья нет, но и посмеяться над собой.

«Печаль любимого блогера» — «Когда слёзки»

Ироничный тикток-панк на злободневные, ну или более активно, чем когда-либо, обсуждаемые темы — от свободной от гендерных предопределений любви до проблемы домашнего насилия. Форма дружелюбная — музыка «Печали любимого блогера» мелодична, да и довольно серьёзна (навязанный нами тег не приговор, несмотря на средства, под всё это трудно снимать развлекательные видео). Тонкий инфантильный голос серьёзности не мешает. Любителям незамысловатого инди-рока может понравиться.

Брысь — «Если все пойдут прыгать»

Если прошлогодний EP Брысь «Уважайте сны» был навеян в основном сибирским панком и андеграундом 80-х, то на «Если все пойдут прыгать» мы переносимся в депрессивные 90-е с трип-хопом, экзистенциальным фолком и окологранжевым инди. Единственное, что по-прежнему роднит Брысь с Янкой, так это нешуточный градус отчаяния. «Через улицу от дома скисла черная дыра, на другом конце района запретили умирать» — поет Брысь, и от одного ее голоса идет жутковатый холодок по коже.

Хмыров — «Кроссовер»

За шумихой вокруг Тимы Ищет Свет как-то относительно незаметно вышел почти одновременно новый альбом питерского музыканта Филиппа Хмырова «Кроссовер», который как раз тоже про русский рок на 808-х. И внимания он заслуживает как минимум не меньшего. Под песни Хмырова, в которых мелодика русского рока удивительно удачно ложится на трэп-биты, можно просто без зазрения совести потанцевать, а не только грустить и распивать в одиночку дрянное вино. Интересно, что там, где Тима поет про отсутствие дома, у Хмырова в его лучших треках «Кроссовер» и «Коридор» — как раз про его наличие и скорое возвращение в него. При этом там, где Тима ищет свет, Хмыров декларирует отсутствие цели как таковой.

ИльяМазо — «ШХД: ЛЕТО»

ИльюМазо часто критикуют за то, что он делает слишком «головную» музыку, но теперь у него есть контраргумент в виде второй части его цифровой оперы «ШХД: ЛЕТО». Теперь место глитчей, индустриальных шумов и мрачной электроники в «ШХД: ЛЕТО» заняли органические звуки вроде пения птиц и акустические инструменты, и этот теплый саунд очень вяжется с вокалом ИльиМазо, который в кои-то веки не воспринимается как пародийный. Несмотря на то, что альбом практически полностью был записан на даче «вживую», песни Ильи ничуть не потеряли в плотности и по-прежнему перенасыщены различными звуками, так что музыкант явно кокетничает, говоря о боязни быть непонятым поклонниками.

«Всигме» — «Родной»

В этом альбоме есть всё, что можно было ожидать — стиль, вайб, эзотерика, юмор (или не юмор, но получается забавно) — и каждая характеристика с выкрученной ручкой вправо. Всё, что делают музыканты, напоминает какую-то параллельную реальность в жанре — со своим сленгом, стилистическими фишками и спорной философией (так, например, сейчас они называют свою музыку ведическим хип-хопом). Альбом точно заслуживает хотя бы одного вдумчивого прослушивания — из-за нескольких удачных песен и нечасто встречаемой концептуальности, в которую не получается не верить.

«ЛАВА» — «Doppelgänger x2»

Участники «ЛАВЫ» по-прежнему пишут музыку, переносящую нас в 1998 год на заднее сиденье «девятки», рассекающей родные просторы. В «Doppelgänger x2» вы услышите ровно то, что и ожидали — эпические транс-гимны с преимущественно прямой бочкой, гипнотическими синтезаторными пульсациями и совершенно упоительными мелодиями. Но и сам жанр альбома — в определенном смысле доппельгангер той самой транс-музыки из 90-х, в котором угадывается что-то неуловимо потустороннее. Если вслушаться, тут даже от всех этих солнечно-ибицевских транс-мотивов порой словно веет ледяным холодом — тем интереснее ощущения.

Verbludes — «Ау»

Verbludes, запомнившиеся беззаботным тви-поп-звучанием, на новой «Ау» почти сразу сбивают шугейзовым напалмом — всё звучит серьезнее, взрослее и чуть удручённее. Это уже не жизнерадостная, но всё ещё жизнеутверждающая музыка, которой очень идут размышления о деструктивных отношениях и усталости от тусовок — кажется, в таком формате песни Verbludes могут резонировать с чувствами большего количества слушателей. Лучший альбом группы (хотя полновесного возвращения Onegin Please с тем же Антоном Бруновым тоже хочется).

«Саммер Кома» — «Праздники»

Близкие по настроению к Verbludes, но тяготеющие к эмо-вайбам «Саммер Кома» очаровывают всем — от непрофессионального вокала, который не всегда попадает в ноты, до атмосферных ревербераций, мягкого лоу-фай-звучания и общей трогательности, уязвимости и инфантильности. На дистанции альбома особенно замечаются синтезаторы, которых тут мало, но которые всегда к месту, и экспрессивные моменты, которые звучат интереснее совсем уж лирических.

Маша Hima — «Праздник не для меня»

И снова не получается избежать сравнения: «Праздник» далеко не любимый нами Blackwork 2019-го, но к середине альбома кажется, что это и необязательно. Да, последний релиз не удивляет и не вырывает из реальности своей драматичностью и болезненностью, но почти каждый трек здесь — без двух минут хит. Песни разные, песни запоминаются. Рок-бэкграунд Марии выдаёт себя сразу и преимуществом, и недостатком: аранжировки часто навевают скуку (и просто звучат безвкусно), но зато вокал моментами звучит интереснее.

Hodila Izba — «Ходуном»

Казалось бы, в 2021 году эксперименты с этническими мотивами и скрещивание их с современным звучанием — вещь избитая и оттого не способная удивить. Но дебютный лонгплей коллектива Hodila Izba с неожиданной легкостью перебивает это утверждение. Коллаборация коллектива гнесинских выпускников «Комонь» и джазовых (а еще немного электронных) музыкантов делает качественную и драйвовую эклектику, помноженную на погружённость в материал (этнографический опыт, например, дает о себе знать).

«Монти Механик» — «Святые моторы»

Если сравнивать этот релиз с веховым альбомом «Интерференция в тонких плёнках», то «Святые моторы» с великой вероятностью разочаруют. Рекомендуем записать любые сравнения в разряд профдеформаций и прислушаться — даже если «Монти Механик» растерял в звучании и интимности, это всё ещё отличные песни, умеющие трогать нерв и создавать впечатление, что нерв этот — какой-то ваш личный, отчего эффект ещё ценнее. Эта музыка по-прежнему может заставить танцевать, плакать и ставить себя на репит (и снова танцевать и плакать), за то и любим.

МС Сенечка — «Космически земное приключение»

МС Сенечке определенно идут малые форматы — прошлогодний лонгплей «Звуки» казался все-таки несколько чрезмерным по хронометражу для легких и беззаботных треков рэпера. На новом шеститрековом мини-альбоме «Космически земное приключение» эта проблема автоматически решена, но и песни здесь другие — они явно стали более личными, в треках появились горечь и разочарование из-за любовной травмы, а космическая тематика оказывается на поверку лишь привлекательной, но обманчивой витриной для всего этого. Вместе с тем у МС Сенечки стало еще больше фанкового грува, певучего флоу и броских мелодических хуков.

«Панчи Пич» — «Привет»

Экс-солистка «Кружка» Сима Питерская спустя два года затишья вернулась в составе панк-бэнда «Панчи Пич» — девичьей группы, рубящей энергичный, первобытный панк, приправленный фем-повесткой и социальными текстами.

theabc — «Стихии»

Казалось бы, очередной альбом, вдохновленный поп-музыкой 80-х годов, — ну сколько можно, в самом-то деле. Однако при внимательном изучении «Стихий» оказывается, что на русском языке подобной музыки не так-то много. В числе источников вдохновения екатеринбургского дуэта синти-поповые боевики Tears For Fears и баллады Питера Гэбриела конца 80-х — получается так проникновенно и красиво, что дух захватывает. Особое внимание на песни «Стыдно» и «Плыву».

«Воллны» — «Мексика»

Ещё одна ипостась Феликса Бондарева — образцовый пост-панк, которому нечем удивить, но есть чем порадовать. Можно предъявлять претензии к ценности изначально вторичной музыки, но настолько приятно и профессионально «докрученно» каноны жанра звучат нечасто.

Дима Пантюшин и Саша Липский — «Пешеход»

«Пешеход» — вдохновленный Ариэлем Пинком гипнагоджик-поп, который был популярен десять лет назад. Пантюшин и Липский воспроизводят музыкальные впечатления, которые они получили в детстве — но опыт советского ребенка сильно отличается от культурного кода его американского ровесника. Пантюшин и Липский обращают свой возраст (обоим музыкантам под 40 лет) в преимущество — в отличие от многие молодых коллег, их музыкальные воспоминания явно не придуманные, а словно почерпнутые из советских мультфильмов и телепередач. Доброта и простота этих песен про детей, потерянный телефон и голубей за окном просто обезоруживают. Здесь даже есть сыгранный на синтезаторе чарльстон — и, представьте себе, совершенно замечательный.

Manicure — «Моя вечная весна»

После фешенебельного инди-рока конца 2000-х и одной из самых интересных интерпретаций пост-панка в 2014-м группа пропала с радаров надолго — так, что стало понятно, что ничего не готовится и новой музыки можно не ждать. Спустя семь лет Manicure вернулись с той же одинокой романтикой панельных многоэтажек, но с новой тревогой, умеренной танцевальностью и чуть переосмысленным звучанием. Всё критически важное осталось на месте — и мелодии, и голос Жени Новикова, и сонграйтерские приёмчики, и умение вызывать ощущение знакомого (ностальгически отзывается тут примерно всё), не прибегая к каким-либо настоящим цитатам. Насколько ценен этот альбом без чувства ностальгии и насколько уместно выпускать такой альбом в несколько раз изменившимся мире, вопрос открытый.

«Конус Маха» — «Состояние»

«Тяжёлая акустика» (самоопределение участников) — тяготеющая к эклектичной этнике, интересной ритмике и сложным формам, при этом в лучшие моменты звучащая как нетривиальная поп-музыка. Это дебютный альбом группы, которая выступает уже пять лет, и этим можно объяснить, что сразу получилось здорово — здесь полно необычных инструментов (судя по описанию, кроме контрабаса, играет, например, иранский сантур), запись производилась на плёночный рекордер, при этом звучит всё складно и будто единственным возможным и максимально естественным образом. Лучшие моменты на альбоме — когда музыканты не успевают увлечься и заиграться.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)