Победите роботов: 7 секретов для резюме от владельца крупного HR-агентства

Рекрутерам приходится рассматривать сотни, а иногда и тысячи резюме. © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

При поиске сотрудников рекрутерам приходится рассматривать сотни, а иногда и тысячи резюме. Неудивительно, что часть этой работы была автоматизирована. Сегодня появились компьютеризированные сканеры резюме. Роботы отклоняют заявки еще до того, как они попадают в руки специалистов.

В качестве признанного эксперта хочу поделиться на страницах «Ридуса» некоторыми секретами, которые помогут не только обойти автоматизированную систему, но и выделиться перед менеджером по найму, чтобы именно вас он пригласил на очное собеседование.


В своей работе я и мои коллеги часто используем систему отслеживания кандидатов (Applicant Tracking System, или ATS) — программное обеспечение, которое помогает систематизировать заявки на вакансии и гарантировать, что ни одна из них не пропадет. ATS может представлять собой либо классическое приложение, либо онлайн-сервис (в зависимости от потребностей и размера компании).

Если вы подавали резюме через онлайн-форму или через портал по поиску работы в любое время начиная с 2008 года, ваше заявление, вероятнее всего, прошло через ATS.

Фокус в том, что программа не просто отслеживает заявки. Она действует как фильтр, анализируя каждое поданное резюме и направляя только наиболее подходящих и квалифицированных соискателей к менеджеру по найму или к рекрутеру. Эта технология и получила название «сканирование резюме».

К счастью, пройти фильтр ATS намного проще, чем вы думаете. Я приведу несколько советов и рекомендаций, чтобы составить «читаемое» для сканера резюме, которое не только попадет после робота в руки человеку, но и произведет на него впечатление.

Секрет 1: адаптируйте резюме к вакансии

© pexels.com

Вы будете удивлены, но до меня обычно доходит около 25% резюме, которые пропускает ATS. Почему же так происходит? Ответ прост: большинство кандидатов не соответствуют той должности, на которую они претендуют. И уже на этом этапе робот отклоняет такие резюме.

Если я ищу бухгалтера начального уровня, то вряд ли я буду встречаться с кем-нибудь, кто является дантистом или вице-президентом. И программа это прекрасно понимает.

Поэтому самое первое правило гласит: ваше резюме должно быть адаптировано под профессию и конкретный запрос работодателя. Фишка в том, что в вакансии уже есть требования, которые можно перефразировать по отношению к себе.

В разделе «История работы» вашего резюме не указывайте все свои обязанности на предыдущей работе. Это распространенная ошибка: слишком многие соискатели создают резюме, пытаясь произвести впечатление на работодателя. Вместо этого для эффективности просто перечислите обязанности, вытекающие из вашего опыта. Они должны быть наиболее применимы для должности, которую вы пытаетесь получить.

Конечно, это не означает, что вам нужно выполнять абсолютно все требования к работе. Я и мои коллеги вовсе не пытаемся исключать слишком много факторов, чтобы не пропустить кандидата, сменившего карьеру, или того, кто ищет точку входа в новую область. Но если у вас нет основных навыков, необходимых для выполнения требуемой работы, лучше не тратить время зря.

Секрет 2: подберите ключевые слова

© pexels.com

Следующий фокус заключается в том, что робот ищет резюме по ключевым словам. По сути, любая система отслеживания кандидатов запрограммирована «читать» резюме, как это сделал бы человек. Она сканирует ключевые фрагменты информации, чтобы определить, подходите ли вы для открытой вакансии.

Алгоритмы ATS не так уж отличаются от алгоритмов человека. Поэтому, когда дело доходит до написания резюме, которое должно пройти робота, вы должны быть уверены, что там есть ключевая информация и что ее легко найти.

ATS сужает круг кандидатов с помощью поиска по определенным ключевым словам. Это похоже на механизм работы Яндекс или Google, только в гораздо более узком масштабе.

Рекрутер или менеджер по найму задает программе ключевые слова для поиска — обычно это те навыки, квалификация, опыт или качества, которые наиболее важны для выполнения работы. Для ролей начального уровня это будет само название должности, а вот для технической вакансии такими словами станут, например, определенные языки программирования.

Так что, если вы хотите пройти ATS, вам нужно будет включить эти важные ключевые слова в свое резюме. Подсказка: ищите навыки, которые встречаются более одного раза в публикации о вакансии и упоминаются в верхней части требований о должностных обязанностях.

В зависимости от вашей отрасли некоторые степени и сертификаты также могут быть важными ключевыми словами. Например, в таких областях, как здравоохранение или преподавание, где необходимы государственные лицензии. Работодатели сразу захотят узнать, что вам по закону разрешено выполнять ту работу, на которую вы претендуете.

Если у вас возникают проблемы с определением важных ключевых слов, удобных для ATS, в Интернете есть специальные инструменты, которые могут помочь (правда, они на английском языке): Jobscan, Resume Worded, Targeted Resume или SkillSyncer.

В некоторых случаях сканирование ATS по ключевым словам распознает и подсчитывает только точные совпадения. Так что, если у вас есть правильный опыт, но вы написали его на языке, отличном от того, который ищет система, вы, возможно, не попадете в число наиболее квалифицированных кандидатов. Например, если вы напишете, что вы «эксперт по Excel», помните, что робот может искать кого-то, у кого был «опыт работы с электронными таблицами». Если вы сомневаетесь, сопоставьте свою фразу с тем, что указано в описании должности. На всякий случай напишите полное требование, а разъяснение к нему или второй вариант заключите в круглые скобки.

На что стоит обратить внимание при составлении резюме?

На что стоит обратить внимание при составлении резюме?

Секрет 3: поместите ключевые слова в контекст своих достижений

Системы отслеживания кандидатов могут распознать наличие ключевого навыка или опыта. Но интерпретация силы и ценности этого опыта по-прежнему остается за людьми. И они хотят видеть, как вы использовали свои навыки.

Для рекрутера сразу станет очевидно, если вы просто поработали с ключевыми словами, без привязки к конкретному личному достижению, и это не принесет вам никаких очков. Вместо того чтобы зацикливаться на описании должности, сосредоточьтесь на своих достижениях.

Кроме того, помните, что вы не единственный, кто добавит эти важные ключевые слова в свое резюме. Вас должны выделить ваши достижения, уникальные для вас.

Описывая свои текущие и прошлые должности, убедитесь, что ваши маркированные пункты действительно являются достижениями. Используйте числа и показатели, чтобы выделить их. Рекрутеры должны увидеть, что у вас не только есть определенный навык, вы должны показать им, как вы его использовали и каковы были результаты.

Работодатель хочет видеть, что вы сможете сделать для него, какие дополнительные инструменты или набор навыков вы собираетесь использовать. Когда HR-специалист просматривает резюме, он хочет узнать, чего вы на самом деле достигли на своей последней работе. Выбирайте достижения, связанные с должностью, которую вы пытаетесь получить. Чтобы составить резюме, отвечающее потребностям компании, загляните за рамки описания вакансии: просмотрите сайт будущего работодателя, чтобы узнать больше о его культуре, целях и миссии.

Секрет 4: продвигайте свои знания, навыки и способности

Написание резюме — это маркетинг, и первая треть резюме самая важная. Рекрутер в день может получать от 100 до 300 резюме. На просмотр каждого у него уходит всего от пяти до десяти секунд.

Поведение пользователей во время просмотра страниц сайта описывается тремя наиболее типовыми моделями, среди которых, например, F-паттерн. Его вывел еще в 2006 году доктор физических наук и специалист по юзабилити Якоб Нильсен. Он анализировал, как люди просматривали страницы за компьютером. Так вот, самые «горячие зоны» складывались в подобие латинской буквы F. Она и дала название паттерну.

F-паттерн – так HR-сотрудники просматривают резюме

F-паттерн — так HR-сотрудники просматривают резюме.

Если в глаза HR-специалисту бросается верхняя треть страницы, он найдет время, чтобы прочитать остальную часть. Вы можете выделиться, создав краткое резюме карьеры вверху, а затем добавить раздел основных сильных сторон прямо под ним. В самом верху вашего резюме должен быть краткий раздел, показывающий, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к работе. Здесь же можно рассказать, как вы можете помочь решить проблемы компании и о своих сильных сторонах.

Секрет 5: уделите внимание глаголам

© pexels.com

Не забывайте хвалить себя. Делать это можно с помощью глаголов: «я умею», «я выполнил», «я достиг» и так далее. Каждый пункт вашего резюме должен начинаться с позитивного действия.

Проверьте, чтобы все глаголы стояли в правильном времени. Если речь о работе в прошлом, все глаголы должны быть в прошедшем времени. Если вы работаете где-то прямо сейчас, то используйте настоящее время.

Секрет 6: выделите компании, в которых вы работали

© pexels.com

Не забывайте про достижения ваших прошлых компаний. Например, если ООО «ФИРМА», в которой вы трудились несколько лет, входит в топ-5 по продажам, это стоит отметить. В случае если организация была неизвестной, можно перечислить крупных клиентов, с которыми она работала. Смысл в том, что в резюме нужно указать достижения компании, чтобы произвести впечатление на руководство. Приходится выискивать плюсы даже в деятельности небольших фирм.

Секрет 7: отформатируйте ваше резюме правильно

Форматирование имеет значение.

Форматирование имеет значение.

© Игорь Ставцев/Инфографика/Ridus.ru

Создайте привлекательное резюме. Это возможно даже с базовым инструментом Microsoft Word. Форматирование имеет значение, и вам необходимо разработать макет резюме, который будет удобен для чтения и привлечет внимание потенциального работодателя. Выберите удобный шрифт (12 кегль оптимален) и используйте много белого пространства. Не пытайтесь втиснуть все в одностраничное резюме. Двухстраничное вполне уместно и даже ожидаемо, особенно если это резюме для руководителей.

Если менеджеры по найму открывают ваше резюме, а оно представляет собой хаос, они не будут тратить время на поиск нужной информации. Однако перебарщивать тоже не стоит. Уберите таблицы, логотипы, графики, колонтитулы, сложные и ненужные элементы на полях — из-за этого ваше резюме может выглядеть дешево. Кроме того, чтобы просканировать ваше резюме на предмет релевантных ключевых слов, большинство ATS конвертируют документ в текстовый файл. Так что в лучшем случае любое красивое форматирование будет потеряно. В худшем случае робот не сможет извлечь важную информацию, и рекрутер, возможно, никогда не прочитает о вашем опыте и навыках, которые действительно позволяют вам претендовать на эту работу.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (3)