Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами на улицах?

Самокатчики. © Михаил Салтыков/Игорь Ставцев/коллаж/Ridus.ru

Принято считать, что москвичей испортил квартирный вопрос, но на самом деле это давно уже не так: главной проблемой жителей столицы, как и нескольких других городов-миллионников, давно уже стал вопрос транспортный. Дорожные проблемы россиян стабильно генерируют потоки ненависти и лютой злобы, выплескивающиеся в дорожные конфликты. Сначала автомобилисты ненавидели друг друга и мотоциклистов, но тут случился технический прогресс, позволивший прикрутить мощную батарейку к самокату. На дороги, тротуары и улицы выползли сначала дети, а потом инфантильные взрослые, решившие, что в 30 лет самокат — это вот то самое, что нужно.

Причем инфантилизм этот — не только в самой идее, что взрослому человеку нормально ездить на том, на чем в нашем советском детстве было стремно кататься даже уважающему себя подростку, мечтавшему о нормальном велосипеде. Главная беда в том, что оседлавшие электроскутеры, самокаты, моноколеса на полном серьезе считают, что правила дорожного движения на них не распространяются, и вообще — они пешеходы.


К сожалению, плоды прогресса в нашей стране были умножены на неутомимую работу сотен чиновных идиотов, которые на полном серьезе годами рассуждают, «а не пешеходы ли это и впрямь?!».

Вдумайтесь! Экспертные советы, круглые столы, депутатские законопроекты, сонмы исправно получающих зарплаты и премии чиновников, выращенные в РАНХИГС и прочих кузницах кадры годами не могут договориться об очевидной вещи: в городе есть дороги, улицы, тротуары и дворы. По дорогам и улицам ездят транспортные средства. По тротуарам ходят люди. Именно «ходят», а не «передвигаются», ходят, перебирая ногами. Там, где ходят, перебирая ногами, люди, нет места транспортным средствам. А транспортным средством является любое устройство, которое «не ноги». У транспортного средства есть номер, а у водителя — права и страховка.
Все, точка. Просто и понятно. Единственными исключениями, пожалуй, могут быть детская и инвалидная коляска. Но скажите, вы часто видели инвалида, который несется со скоростью 15 километров в час по тротуару?

Вместо решений мы с вами годами слышим разглагольствования на тему, что самокатчик — это какой-то особый вид и решить их проблему никак невозможно, а нам, пешеходам, надо потесниться и жить рядом с обитателями цирка колесных эквилибристов.

Пару лет назад депутаты предложили прописать в ПДД нормы, которые предлагали именовать все это полчище китайских колесных гаджетов «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ). Для них предложили прописать в ПДД нормы, которые ограничивали бы движение первым рядом и регулировали бы движение по тротуарам. Целый Минтранс обещал что-то придумать.

Что предлагал Минтранс и с чем не согласны эксперты?

Электросамокаты

Электросамокаты.

© Авилов Александр/Агентство «Москва»

И придумали: в 2019 году в ведомстве предложили обязать самокатчиков передвигаться исключительно по велосипедным или велопешеходным дорожкам со скоростью не более 20 километров в час, разрешая выезд при крайней необходимости на обочину или тротуар.

Оценивая проект Минтранса, глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов высказался тогда категорически против движения СИМ в одном потоке с пешеходами, упомянув, что за 2019 год зафиксировано 140 наездов электросамокатчиков на людей. При этом виновные обычно скрывались с места происшествия.

Тогда же эксперты ОНФ отмечали, что скорость в 20 километров в час неадекватна конструкции СИМ: маленькие колеса и высокий центр тяжести в сочетании с большой скоростью делают опасной для самоката любую ямку, или кочку.

2021: что изменилось

ОНФ

ОНФ.

© Станислав Красильников/ТАСС

В минувший вторник в ОНФ прошел круглый стол «Индивидуальный микротранспорт. Как обеспечить безопасность и комфорт для всех участников дорожного движения», посвященный все тем же СИМ. Один из его участников — Олег Леонов, эксперт по безопасности в городе, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», констатировал, что электросамокаты приобретают популярность во всем мире, включая Россию, так как позволяют избежать целого ряда проблем современного мегаполиса. В той же Москве, при ценнике на парковку в 380 рублей в час в центре, им весьма удобно пользоваться, как транспортом «последней мили». При этом, участники встречи сошлись во мнении, что современные электрические СИМ представляют реальную угрозу, как для пешеходов при движении по тротуару, так и для своих седоков, движущихся по проезжей части. Замдиректора по клинической работе НИИ неотложной детской хирургии и травматологии департамента здравоохранения Москвы Александр Брянцев рассказал о ежегодно растущем числе пострадавших от СИМ, предположив, что их количество будет только увеличиваться.

По словам другого участника — начальника отдела по работе в очагах аварийности ЦОДД Москвы Яны Мерцаловой, на улицах города наблюдается невероятный рост числа ДТП, связанных с СИМ.

Динамика аварийности СИМ и механических самокатов по данным ЦОДД

Динамика аварийности СИМ и механических самокатов по данным ЦОДД

© ЦОДД

Позиция ЦОДД по данному вопросу сводится к тому, что аварийности СИМ будет только нарастать, в связи с чем, требуется скорейшее урегулирование порядка их передвижения в городе. Как отметил в связи с этим, начальник Ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин, необходимо четкое определение статуса СИМ, а именно признание их транспортным средством, с распространением на них соответствующей нормативной базы. В связи с этим, при движении по тротуару скорость самоката не должна превышать скорости пешехода, а на проезжей части движение СИМ должно регулироваться ПДД.

При всем при этом, все участники круглого стола сошлись во мнении, что несмотря на наличие явных проблем, вызванных появлением в городах СИМ, прямой их запрет окажется бессмысленным, и необходимо искать способы их интегрирования в городскую жизнь.

Все используют электросамокаты, и не должна идти речь о том, чтобы это запрещать, — предположил Петр Шкуматов.

С таким утверждением можно соглашаться, или не соглашаться. Если не соглашаться, то почему? Электросамокаты вполне успешно были запрещены и по-прежнему остаются частично запрещенными в той же Англии (их использование разрешено только на ограниченном числе улиц Лондона, и то в виде эксперимента).

Нечто похожее на попытку ограничить СИМ было предпринято в Санкт-Петербурге. С утра 9 июня в городе приостановили использование кикшеринговых сервисов Whoosh, Urent, Eleven, Red Wheels. Поводом стали уголовные дела, возбужденные после наездов самокатчиков на пешеходов. Как пишет «Интерфакс», следователи предложили губернатору Петербурга Александру Беглову, чиновникам Смольного и начальнику ГУ МВД региона принять меры безопасности для граждан при эксплуатации электросамокатов. «Создана рабочая группа по вопросам разработки, регламента и взаимодействия с операторами сервисов краткосрочной аренды электросамокатов, в рамках которой обсуждаются вопросы установления на территории Санкт-Петербурга правил предоставления электросамокатов и зон, где их эксплуатация запрещена, где скорость ограничена, а также вопросы организации парковок», — говорится в последнем пресс-релизе СК.

В комитете по транспорту Петербурга изданию «Бумага» заявили, что не требовали убирать электросамокаты с улиц города, но обсуждали ограничения скорости и мест их парковки. Среди других предложений чиновников: запретить электросамокатчикам ездить по главным туристическим улицам города — Невскому проспекту и Дворцовой площади; ограничить движение электросамокатов у фан-зон, стадиона и мест отправки и прибытия шаттлов, перевозящих болельщиков, во время Евро-2020; ограничить скорость электросамокатов до десяти километров в час на туристических улицах, в том числе прилегающих к Невскому проспекту, и у достопримечательностей. Обязать водителей электросамокатов спешиваться при пересечении пешеходных переходов. Выглядит это как вполне здравый набор предложений. Однако, так или иначе, но единого решения по СИМ, принятого на федеральном уровне, до сих пор нет.

Килограммы и километры в час

8 июня Минтранс вновь предложил принять уже готовые поправки: запретить движение электросамокатов тяжелее 35 килограмм по тротуарам, а также ограничить скорость самокатов, моноколес, гироскутеров до 20 километров в час.

Представители кикшеринговых сервисов согласны на «медленные зоны», и они даже уже работают: самокаты автоматически сбрасывают скорость в людных местах до 15 километров в час. Но, помимо арендных, на улицах городов масса частных СИМ, которые порой и весят больше, и едут быстрее. Пешеходу же нет особой разницы, собьет его пользователь кикшеринга или частник.

В нынешней редакции предложения Минтранса появилось ограничение веса самоката. Это еще одна странная полумера. Ок, вы ограничили вес девайса до 35 килограммов, но какой в этом толк, если на 35-килограммовый снаряд взгромоздился 90-килограмовый «водитель» да еще и ребенка поставил рядом?

Представитель Минтранса в ходе своего выступления привел очень интересную статистику о том, как СИМ экономят время, много рассказывал, как интегрировать эти гаджеты в транспортную систему. Однако не сказал, что потребность в этой экономии порождена простым несовершенством транспортной системы. А представители кикшеринговых компаний утверждают, что власти должны озаботиться инфраструктурой под их продукт.

И тут весьма кстати будут слова профессора НИУ «Высшая школа экономики», директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина:

Меньше политики — больше здравого инженерного смысла… Это здравый смысл, а не политические решения на верхнем уровне. Грубо говоря, это решение города, который должен нанимать транспортного планировщика, а не политического деятеля, который будет голосовать. Это технические вопросы!

Европейский путь

Электросамокаты

Электросамокаты.

© pixabay.com

А как поступают с электросамокатами и прочими СИМ в других странах, которые у нас принято считать развитыми, а значит рекомендованными к подражанию? 

В Германии электросамокаты долго были просто запрещены. Официально «электрические транспортные средства наименьшего габарита с рулевой или опорной стойкой» (Elektrokleinstfahrzeuge mit Lenk-oder Haltestange) разрешили использовать для поездок по улицам только в июне 2019 года.

Сегодня в стране разрешены только некоторые сертифицированные модели. Их скорость ограничена 20 километрами в час, максимальная мощность — 500 Вт, а вес не более 55 килограмм. У самокатчика должна быть страховка Haftpflichtversicherung — аналог российского ОСАГО. Штрафные баллы за нарушения ПДД на самокате выписываются и засчитываются еще до прохождения экзамена и получения прав на вождение авто.

Вопрос безопасности пешеходов немцы решили радикально: на электросамокатах запрещено ездить по тротуарам и пешеходным зонам и некоторым велосипедным улицам (к примеру, Fahrradstraße), обозначенным специальным знаком.

Что разрешено, а что не разрешено водителям СИМ в других странах. GB - Великобритания; DE – Германия; JP – Япония; HK- Гонконг; NL – Нидерланды; SG – Сингапур; SE – Швеция; FR – Франция; NO – Норвегия;

Что разрешено, а что не разрешено водителям СИМ в других странах. GB — Великобритания; DE — Германия; JP — Япония; HK- Гонконг; NL — Нидерланды; SG — Сингапур; SE — Швеция; FR — Франция; NO — Норвегия; УДС — улично-дорожная сеть;

© ЦОДД

В Великобритании летом 2020 года разрешили езду на электросамокатах по дорогам и велодорожкам в строго определенных зонах при наличии водительского удостоверения и только на прокатных гаджетах — их мощность и скорость ограничены 350 Вт и 20 километрами в час. На личном ездить по-прежнему нельзя, кроме как по частной территории и с разрешения ее владельца. Штраф за езду вне специальной зоны, за езду по дороге, тротуару или велодорожке на личном самокате равен 300 фунтам стерлингов и шести штрафным баллам в водительской истории.

Как рассказал «Ридусу» живущий в США бизнесмен Александр Груздев, в Калифорнии для использования электросамоката необходимы права, которые американцы получают с 15 лет. На ездока распространяются все те же самые правила дорожного движения, что и на других его участников. Ни о какой езде без шлема речи быть не может, а скорость самокатов ограничена 24 километрами в час. Запрещено выезжать на дорогу с разрешенной скоростью движения более 25 миль в час, если там нет выделенной линии для велосипедов. Если есть такая полоса, то движение разрешено только по этой полосе. Ну, а главное — как и в Европе (и в частности в Англии), самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, там, где ходят пешеходы.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)