Забудьте про Турцию и Египет: дешевого выездного туризма больше не будет

Туризм © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Лето наступило, а перспективы выездного массового туризма по-прежнему полны неопределенности. По данным СМИ, накануне оперативный штаб по борьбе с инфекцией решил продлить запрет на чартеры в Турцию, что, впрочем, было вполне ожидаемо. Масштабные полетные программы на курорты других относительно недорогих и формально открытых стран вроде Египта и Греции туристам также пока только снятся. При этом все названные направления готовы принимать россиян без ограничений, заминка на российской стороне.

Подобное промедление вызывает недоумение у представителей турбизнеса и порождает всевозможные домыслы. Например, есть мнение, что эра доступного для более или менее значимого числа россиян международного туризма канула в прошлое безвозвратно, рассказал «Ридусу» на условиях анонимности один из участников рынка.


По его мнению, для властей страны приоритетом станет «закрытие» денег в границах РФ. А для проформы оставят возможность выехать в несколько дорогих стран. То есть выездной туризм превратится в элитное развлечение для избранных.

Подтверждением этого сторонники такой версии считают решение оперштаба с 10 июня восстановить регулярные полеты в девять далеко не самых популярных у россиян стран: в Австрию (Москва — Вена, два раза в неделю), Венгрию (Москва — Будапешт, два раза в неделю), Ливан (Москва — Бейрут, один раз в неделю), Великобританию, Люксембург (Москва — Люксембург, один раз в неделю), Маврикий (Москва — Порт-Луи, два раза в неделю), Марокко (Москва — Рабат, два раза в неделю), Хорватию (Москва — Загреб, два раза в неделю), Албанию (Москва — Тирана, один раз в неделю чартером).

Но аргумент сомнительный. Ту же Албанию страной для отдыха олигархов никак не назовешь. По цене она как раз вполне сопоставима с массовыми направлениями, а популярностью не пользуется из-за слабой туристической инфраструктуры и недавнего политического прошлого. 

Потянуть время

Власти искусственно придерживают выездной туристический трафик

Власти искусственно придерживают выездной туристический трафик.

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

С тем, что российские власти искусственно придерживают чартеры на популярные зарубежные курорты, согласен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Но, по его мнению, это временное явление. Скорее всего, массовые направления выездного туризма откроют ближе к середине лета, предполагает эксперт. И на это есть несколько причин.

С одной стороны, федеральный центр действительно пытается сформировать трафик на российские курорты. Он тянет время, чтобы «насытить» туристами летний сезон на отечественных побережьях. Но все прекрасно понимают, что инфраструктура Крыма и Краснодарского края пока не готова к резкому росту числа отдыхающих, а июль и август — традиционно самые «горячие» месяцы летних отпусков.

Объекты размещения уже испытывают серьезное давление. То же самое касается авиаперевозок. Плюс стоимость растет на фоне повышенного спроса и отсутствия выездных альтернатив, — напоминает эксперт.

С другой стороны, туристические потоки из России важны для Турции и Египта, и этот «рычаг» используется в переговорах, чтобы добиться уступок по каким-то значимым вопросам. Но и Россия заинтересована в партнерских отношениях: обе страны закупают российское оружие, есть и иные точки пересечения. Поэтому полностью отрубить направление без объяснений и геополитических потерь она не сможет, рано или поздно туристов придется вернуть, хотя бы частично.

Что же касается европейских стран, не исключено, что Россия в обмен на своих туристов ждет и от них каких-то серьезных встречных шагов: например, официальной регистрации российских вакцин, а не просто их признания в качестве пропуска на территорию (как это уже сделала та же Греция).

И, наконец, вряд ли власти захотят злить электорат накануне осенних выборов в Госдуму. Можно представить, с каким настроением пойдут голосовать граждане, вынуждено отдохнувшие на российских курортах с убогим сервисом по заоблачным ценам.

Открытие любого массового выездного направления в середине лета собьет цены в Крыму и Краснодарском крае на 20-30 или даже 40%, прогнозирует аналитик. При этом отечественные здравницы успеют получить свои миллионы отдыхающих. А те, кто отдохнет там задорого в первой половине лета, к осени успеет «остыть» и свои протестные настроения до избирательной урны уже не донесет.

Но, вполне возможно, направления массового туризма будут открыты в лайт-режиме: определенные ограничения на объемы чартерной перевозки останутся, чтобы сохранить трафик на российские курорты и снизить риски распространения коронавируса.

Все упирается в доходы

Турция будет открыта

Турция будет открыта.

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Турция будет вновь открыта для туристов, но, скорее всего, уже ближе к концу сезона, возможно, в августе-сентябре, полагает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. По его словам, это зависит от решения российских властей относительно эпидемиологической безопасности посещения данного государства.

Что же касается условного «железного занавеса» и чуть ли не принудительного отдыха граждан на местных российских курортах, такой расклад эксперт считает крайне маловероятным.

Для того чтобы полностью оборвалось авиасообщение между странами мира и Россией, нужен какой-то максимально весомый геополитический повод, если убрать за скобки пандемию. И вероятность того, что такое событие действительно произойдет, близка к нулю, — сказал он «Ридусу».

Санкционная повестка отражается только на курсе рубля и отчасти верхушке власти. Правда, девальвация сама по себе, безусловно, делает отдых за рубежом менее доступным. Но это не значит, что Россия станет совсем невыездным государством.

Основная проблема для тех, кто планирует отдых в России или за рубежом, — это падение доходов. Даже если они остались на тех же уровнях, что и до пандемии, то курсовая разница сделает отдых чуть хуже, чем раньше, — рассуждает эксперт.

При этом на популярных российских курортах цены уже выше, чем на тех же турецких, тогда как качество сервиса, судя по отзывам отдыхающих, оставляет желать лучшего, добавляет он.

А что дальше?

Каким будет массовый туризм

Каким будет массовый туризм.

© pixabay.com

Кончина массового туризма — это будущее всего мира, считает экономист Михаил Хазин. Современная модель экономики, основанная на стимулировании спроса через кредитные механизмы, терпит крах, платежеспособный спрос сужается, и путешествия за рубеж вновь станут уделом богатых людей.

В целом туристическая схема, которая была после 1981 года, построена под массовый средний класс, который умирает у нас на глазах. У людей становится меньше денег, они себе такого позволить не смогут, — прогнозирует он.

Массовый туризм действительно будет сокращаться, но проблема не в среднем классе, возражает Дмитрий Абзалов. Просто меняется подход к организации отдыха. Основная часть граждан, особенно в экономически активном сегменте, использует новые современные форматы.

Все чаще люди предпочитают самостоятельный туризм, без посредничества турфирм. С гостиницами конкурируют частные квартиры, развиваются гибридные модели — например, объединение традиционных отелей с рабочими пространствами. Авиаперевозки рискуют выйти из моды как одна из самых «грязных» технологий с точки зрения экологии. Люди будут искать альтернативные методы передвижения.

Постепенно будет меняться и представление об отдыхе как таковом, предсказывает аналитик: не как пляж или хождение по экскурсиям, а как смена вида деятельности, как то же самое, что ты делаешь дома, только на другом внешнем периметре.

Меняется сам мир — мы переходим на другой уклад, на другие формы. И та инфраструктура, которая выстроилась под девяностые и нулевые, станет совсем другой. Но определенная часть массового туризма (с чартерами и полностью укомплектованными турпакетами) все же останется. Например, европейские пенсионеры как выезжали в таком формате в Грецию или Испанию, так и будут выезжать.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)