Наталия Курчатова

Собкор «Ридуса» в Донбассе

Писатель, поэт. Автор романов «Сад запертый» и «Лето по Даниилу Андреевичу» (оба в соавторстве с Ксенией Венглинской), рассказов и критических статей. Публиковалась в изданиях «Известия», «Эксперт», «TimeOut», «Свободная пресса», Fontanka.ru

Все статьи автора
автор

«А ну, поворотись-ка, сынку!»

13012493

Интернет полнится, с одной стороны, шутками про Петрова и Боширова, посадившими самолет с основателем NEXTA на борту в Минске. С другой — восклицаниями ужаса по тому поводу, что Романа Протасевича теперь казнят. Работа в Донбассе приучила меня крайне осторожно высказываться о людях и событиях, не знакомых и не изученных лично. Поэтому я просто расскажу одну собственную историю.


Лет пятнадцать назад я отправилась в США по программе Библиотеки Конгресса. У нее было длинное название, суть же была в том, чтобы «приручить» многообещающих молодых людей из разных сфер деятельности. Та самая soft power, в которой поднаторели американцы. Говорю это безо всякой иронии, нам в этом смысле до сих пор есть чему у них поучиться.


В официальных документах были слова о необходимости привить нам ценности свободы и демократии. Наша группа провела в Штатах около месяца — для изучения страны маловато, но вполне достаточно для того, чтобы впитать эстетику и дух. И то, и другое мне понравилось.


В те годы Америка была сильной и по-хорошему простой, открытой страной, где даже легкое непонимание с полицейским нарядом могло начаться в позе «руки на капот», а закончиться тем, что копы подвозят тебя до нужного места.


Американское общество буквально пронизывал патриотизм и сопричастность каждого гражданина, в том числе традиционно фрондирующей интеллигенции, ценностям общей родины. Мне это настолько пришлось по душе — тем более что в России той поры подобного, прямо скажем, не наблюдалось, — что в день отлета я поняла, что вполне могла бы здесь остаться.


А еще я поняла, что, оставшись и разделив те ценности и установки, что мне нравились, я должна буду стать другой. Я должна буду стать американкой, потому что смысла уезжать в Штаты для того, чтобы вращаться в эмигрантском кругу и тем более становиться «профессиональным русским», нет никакого.


Но, с другой стороны, не проще ли тогда вернуться домой и, оставшись собой в своей стране, жить с тем же чувством гордости за свою землю и деятельной сопричастности ее судьбе? Спасибо, как говорится, за науку.


Так или иначе, эта дилемма — уехать и стать другим или не покидать родину и принять ее во всем не только величии, но и противоречиях — выбор вполне честный. Полагаю, я смогла бы уважать ту «версию себя», которая выбрала бы стать американкой и преуспела бы в этом.


К сожалению, большинство постсоветских западников этого выбора не осознают. Пытаясь усидеть разом на двух стульях, они бесконечно разыгрывают карту «профессионального русского», «свидомого украинца» или «сознательного белоруса», получая различные преференции от чужого государства и общества, которое им понравилось, и пытаясь затащить своих соотечественников под его надежное, как им, возможно, кажется, крыло. Но это так не работает.


Отдельный человек — да и то в молодости — может поменять гражданство, образ и место жизни, даже до определенной степени ментальность, и вполне успешно. А целая страна, народ, вовлеченный в чуждую ему сферу влияния, становится попросту колонией.


Никто не способен одним махом превратить русских в американцев, белорусов или украинцев — в поляков или немцев. Сама эта идея мало того что отдает расизмом — она попросту нежизнеспособна.


Люди, которые даже из благих побуждений пытаются затащить свой народ в подобную авантюру, прежде всего путают сферы ответственности и слишком много на себя берут, а по большому счету совершают предательство.


Летом прошлого года я следила за кризисом в Белоруссии и прекрасно видела, что в этой близкой нам стране многое, как говорится, «не слава Богу». Но люди, которые используют внутренние проблемы своей страны для собственной игры на двух досках, уж точно не на стороне ангелов.


Если вспомнить более изученный и печальный случай той же киевской интеллигенции, возлюбившей Европу, честнее было бы туда попросту переехать, а не тащить за собою весь народ, большей частью — на правах гастарбайтеров.


Другое дело, что без такого «приданого» эти люди в Европе ли, в Америке по большей части не нужны. Без такого «приданого» им пришлось бы учить язык, много работать, доказывать свое право жить наравне с местными. Конечно, гораздо удобнее стать «прогрессивным индейским вождем», якобы представляющим интересы своего союза племен…


Но тогда нужно быть готовым к тому, что старейшины племени рано или поздно призовут тебя к родному очагу и попросят: «А ну, поворотись-ка, сынку… Ну что, помогли тебе твои ляхи?!»


Что, собственно, и произошло.


Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Учитель не должен подрабатывать, чтобы хватало на жизнь.

ЮАР, конечно, очень интересная страна в плане политики.

«Пограничные споры», или как вакцинация расколола мир

Конфискация золота у населения: реальна ли угроза?

Есть только одно объяснение этим событиям.

Тема предстоящих выборов в Армении остается в поле зрения политически активных граждан России.