Эксперты увидели риск повторения в России трагических событий 1917 года

Заставка фильма митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок» © YouTube

Заставка фильма митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок» © YouTube

Директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» политолог Валерий Коровин заявил, что угрозы внутренней дестабилизации России похожи на те, что стояли перед Российской империей в 1917 году и отражены в фильме митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок».

Он назвал размывание роли элиты как опоры власти и потерю контакта правящих кругов с обществом теми проблемами Российской империи начала XX века, которые особенно полезны для изучения и оценки ситуации в современной Российской Федерации.


«В первую очередь речь идет об увлечении элит западными ценностями, это сыграло злую шутку с романовской империей. Именно носители западных ценностей разрушили русскую имперскую государственность, хотя прямо присутствовали в том числе в системе власти и ближайшем окружении царя. Множество представителей русского дворянства увлекались либеральными, социалистическими и марксистскими идеями», — сказал Коровин в беседе с «Ридусом».

«По большому счету, мало кто из российских элит стоял за сохранение империи и тем более за возвращение к традиционным русским православным ценностям. Вся элита была увлечена переустройством России на либеральный западный манер. А сегодня мы наблюдаем абсолютно ту же самую картину», — добавил он.

По словам эксперта, вся элита современной России «изъедена носителями либеральных западных ценностей» и именно с западными странами «связаны все их чаянья и перспективы, там живут их семьи, там находятся их деньги, как это было у многих русских дворян перед революцией».

«Они за Россию не держатся, с удовольствием коллаборационируют, готовы предавать, что полностью коррелирует с ситуацией накануне Февральской революции 1917 года, когда главе государства стало не на кого опереться. Они являются носителями другой ментальности, Западу с ними легко работать, что было свойственно и предреволюционному периоду, когда западная агентура открыто разгуливала по стране, вербовала любых представителей власти и через них расшатывала государственность», — подчеркнул Валерий Коровин.

Похороны жертв Февральской революции в Петрограде, фото 1917 года

Похороны жертв Февральской революции в Петрограде, фото 1917 года.

При этом и в начале XX века, и сегодня власть оказалась не готова к диалогу с остальной частью российского общества, поскольку не хотела признавать важность общественного мнения и полноценно работать на этом направлении.

«Общественное мнение, которое довольно легковесно оценивают наши социологи и чиновники, — это и есть интерфейс, связывающий власть с народом. Общение происходит через интеллектуальную прослойку, поскольку по понятным причинам оно не может быть налажено напрямую с каждым человеком. Массы, как известно, либо безмолвны, либо они уже сразу на улицах, и тогда с ними сложно совладать», — заметил он.

«Общественное мнение предвосхищает серьезные катаклизмы, власти нужно учиться считывать знаки и сигналы, а если власть на них не реагирует, она теряет легитимность, то есть незримую поддержку со стороны большинства собственного народа и того интеллектуального интерфейса, который играет роль передаточного звена», — пояснил Коровин.

Сигналы, поступающие от общества к власти в современной России Валерий Коровин считает очень тревожными. При этом власть демонстрирует «высокомерную отчужденность» и обращается к народу только в ситуации, когда нужно провести выборы либо когда начинаются волнения и массовые беспорядки.

«Реакция власти носит крайне сиюминутный, раздраженный, нервозный характер и оказывает разовое влияние на ситуацию. Власть обращается к массам как к некому механическому множеству. Вот провели опрос, составили рейтинг, приняли решение, не слыша людей на самом деле, не вникая ни в нюансы, ни в детали. Так же вела себя власть накануне февральской революции (а это всегда считывается людьми, они все чувствуют и понимают), в итоге у государства потеряна точка опоры», — указал эксперт.

«Я думаю, владыка Тихон своим фильмом обращается ко всем сторонам — и к власти, и к народу, потому что в случае революции каждый переживает эту катастрофу. Трагедия власти у всех на виду, а трагедии обычных людей, как правило, на этом фоне невидимы, но от этого они не становятся легче. И о катастрофичности революционного сценария надо предупреждать не только власть», — отметил он.

Директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин © Изборский клуб

Директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин. © Изборский клуб

Пресловутый особый исторический путь России, делает вывод Валерий Коровин, состоит в том, что смена идеологии в стране происходит, как правило, одновременно с крушением государства со всеми вытекающими для граждан издержками, поэтому это очень болезненный процесс.

«Политическая структура власти настолько въедается в государство, настолько ассоциирует себя с ним, что снести ее можно только вместе с самим государством. Потом новую государственность приходится строить заново. Не следует надеяться на то, что можно снести „ненавистную коррупционную верхушку“, на ее место поставить новые „светлые лица“, а все остальное останется как прежде. Ничего подобного, рухнет всё. Все, что нажито, вы потеряете, все обнулится, рассыплется; все что выстроено, развалится, сверху донизу, так было всегда. И революция 1917 года — ярчайшее тому подтверждение», — заключил эксперт.

Ранее о том, что современная Россия стоит перед теми же вызовами, что и российское государство в начале XX века, «Ридусу» заявил журналист и радиоведущий «Комсомольской правды» Сергей Мардан. По его мнению, в фильме митрополита Тихона (Шевкунова) наглядно показано, что империю погубили предательское поведение элит, карьеризм военных и увлечение интеллигенции революционными идеями.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)