Корабль, остановивший мир: чем грозит блокировка Суэцкого канала

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

На освобождение Суэцкого канала от застрявшего в нем контейнеровоза Ever Given может уйти несколько недель, предупредил Питер Бердовски, глава компании Boskalis (ее специалисты пытаются сейчас снять судно с мели). С аналогичным прогнозом выступил и российский МИД.

Бердовски сравнил корабль с огромным китом, который выбросился на берег. «На песке оказалась огромная тяжесть. Возможно, нам потребуется комбинировать разные методы — снятие с судна контейнеров, топлива и воды, использование буксиров и размывку песка», — цитирует его слова Reuters.


Пока попытки «вынуть пробку» из водной артерии, через которую проходит 10% всех морских грузоперевозок и около трети контейнерных, успехом не увенчались, сообщила компания-оператор канала Gulf Agency Company (GAC). Если в ближайшие дни трасса не будет разблокирована, трафик судов может направиться в обход Африки, что увеличит сроки и стоимость доставки грузов, прогнозируют опрошенные Reuters эксперты.

По данным Wood Mackenzie, остановка движения в Суэцком канале уже задержала в пути 16 танкеров, на борту которых находится 870 тысяч тонн нефти и 670 тысяч тонн нефтепродуктов. Простой кораблей может привести к росту цен на нефть на 10% и выше, полагают некоторые аналитики. Но не все разделяют эти опасения.

Найдется замена

© pixabay.com

Из-за блокировки Суэцкого канала вырастут спотовые цены на нефть, но не сильно, допускает аналитик ФК «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Возможный недостаток черного золота в Европе покроет США.

Ухудшение логистики в нефтяных перевозках по направлению Персидский залив — Европа, где узким местом является Суэцкий канал, интенсифицирует поставки американской нефти в Европу. Так что, я думаю, существенного повышения цен на нефть там не будет. Просто нефть пойдет из Атлантики, — пояснил эксперт «Ридусу».

Российские нефтегазовые компании тоже могут выиграть в этой ситуации. Если арабы какое-то время не сумеют поставлять нефть в Европу, России могут разрешить превысить квоту в рамках сделки ОПЕК+ (потом это как-то зачтется). Так что у нефтяников появится шанс подзаработать хорошие деньги в течение пары недель, поскольку поставки будут идти по ценам спотового рынка. Но долгосрочных контрактов это не касается.

На нефтяные фьючерсы и опционы пробка в Суэцком канале и вовсе не повлияет, поскольку их цена не отражает ситуацию на физическом рынке нефти. Она зависит от множества факторов, среди которых доминирует политика.

Вот если бы взорвали сухогруз, это было бы другое дело. Это говорило бы о том, что геополитические риски там сильно недооценены. Тогда бы ожидания на рынке изменились, и цена на нефть подскочила бы очень хорошо. А то, что контейнеровоз сел на мель, никого не интересует на самом деле. Поэтому вся эта ситуация с Суэцким каналом даже толком не дала нефти «отжаться», хотя попытки были, — рассуждает аналитик.

Сейчас нефтяные котировки ориентируются на более долгосрочные фундаментальные факторы, и стоимость нефти больше зависит от того, как складывается ситуация в мировой экономике, добавляет финансовый аналитик Александр Егоров. Новые локдауны в Европе и напряженные отношения Китая и США могут привести к снижению спроса на черное золото. Эксперт также отмечает, что поставки нефти оговариваются не на один день, поэтому вряд ли блокировка Суэцкого канала принципиально изменит потоки энергоносителей.

Санкции важнее

© pixabay.com

Не стоит рассчитывать и на то, что возможный рост цен на нефть поможет укрепиться российской валюте, огорчают эксперты. Для рубля сейчас главная тема — это санкции. США анонсировали новую порцию ограничительных мер, и в моменте курс доллара достиг верхней границы диапазона, в котором ходит уже фактически четыре месяца, напоминает Александр Егоров. Но затем первый испуг прошел, и сейчас рынок замер в ожидании конкретики относительно нового санкционного пакета.

В зависимости от этого и будет развиваться ситуация дальше, — уточняет эксперт.

В контексте валютных курсов никто сейчас не смотрит ни на торговый баланс, ни на цену нефти, все внимание приковано к рынку ОФЗ, дополняет Дмитрий Голубовский. Если он продолжит падать, рубль будет делать то же самое; если стабилизируется и риски упадут, доллар вернется в район 75 рублей и даже, возможно, чуть ниже.

Поэтому рублю вообще плевать на суэцкую тему, здесь мысли заняты совершенно другими вопросами, — иронизирует аналитик.

Неприятность, но не катастрофа

© pixabay.com

Безусловно, инцидент в Суэцком канале нарушает мировые логистические цепочки, и чем дольше будет длиться разблокировка, тем сильнее ситуация будет влиять на глобальную торговлю. При этом процесс действительно может затянуться, допускает Александр Егоров.

Учитывая, что каждый раз это уникальная операция, никто не скажет стандартные сроки, — уточняет он.

Но однозначно мировая экономика из-за этого не рухнет. Суэцкий канал — важный маршрут мировых грузоперевозок, но не единственный. Да, будут определенные задержки в поставке товаров. Но не стоит забывать и о наличии определенных складских запасов как раз на такие непредвиденные ситуации.

Конечно, торговля пострадает, но не сильно, соглашается Дмитрий Голубовский. Китайским поставщикам какое-то время придется тратить больше времени и средств на доставку в Европу своих товаров. Соответственно, они меньше заработают. Какую-то часть перевозок, возможно, возьмет на себя авиация, но не все: это целесообразно только для достаточно дорогих товаров.

Если освобождение заблокированной водной трассы затянется на несколько недель, эксперт допускает повышение стоимости фрахта грузовых судов, потому что спрос на них возрастет: если длина пути увеличивается, больше контейнеровозов должно одновременно находиться в море. Соответственно, может подрасти и цена товаров для конечного потребителя в Европе.

Но паниковать рано, уверен аналитик: если ситуация реально начнет осознаваться как серьезная проблема, на ее решение будут брошены все силы, и освобождение канала максимально ускорится.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)