Какую опасность несут в себе беспилотные автомобили

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Уже в этом году в России начнется тестирование беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне, сообщил Минтранс. Правительство утвердило план поэтапного ввода таких транспортных средств в эксплуатацию на дорогах общего пользования.


Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2021 по 2024 год создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс. Обязательным условием является обеспечение безопасности участников дорожного движения и соблюдение установленных норм и правил, говорится в сообщении ведомства.

Москва vs Россия

© Ridus.ru

Реально беспилотные автомобили вовсе не диковинка: в США и Китае уже есть территории, где они катаются без водителя, правда, в тестовых зонах, но в абсолютно автономном режиме, отмечает лидер всероссийского движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. И эти транспортные средства подчиняются специальному регулированию, добавляет он.

В России ряд компаний (в частности, «Яндекс») тоже имеют опытно-конструкторские разработки таких машин, и для беспилотников уже наработан опыт, который позволяет им ездить по дорогам общего пользования без водителя. Так что в Москве (и, возможно, Санкт-Петербурге) полностью автономные беспилотники могут появиться довольно-таки быстро (даже в ближайшие месяцы), потому что для этого все готово — и автомобили, и вся инфраструктура, прогнозирует эксперт.

Но вот до других уголков России эти технологии доберутся еще очень нескоро. По одной простой причине: для этого необходимо, чтобы на беспилотные автомобили был соответствующий спрос.

На текущий момент они имеют смысл на высоконагруженных направлениях. Это означает, что, например, в Москве беспилотник высадил пассажира и тут же посадил другого. В этом случае его эксплуатация дает гораздо больше шансов на то, что он окупится и начнет приносить прибыль, нежели в какой-нибудь деревне, — пояснил эксперт «Ридусу».

Много нерешенных вопросов

© Ridus.ru

Теоретически беспилотные машины на российских дорогах можно будет увидеть в перспективе ближайших трех-пяти лет. Или даже быстрее, но в виде единичных исключений. Для того чтобы эта техника действительно ездила, занималась перевозкой пассажиров или грузов, была органично вплетена в законодательство и в социум во всех смыслах, потребуется больше времени, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Пока с беспилотными автомобилями связано много нерешенных правовых, социальных и этических вопросов, напоминает он. Да и в целом, согласно женевской международной конвенции, до сих пор в машине должен находиться водитель, который отвечает за все, что с ней происходит. Россия участвует в этой конвенции и даже состоит в рабочей группе ООН, которая как раз занимается разработкой законодательства по беспилотникам.

Вот если завтра беспилотник кого-то задавит, кто будет за это отвечать? Компания, которая занимается их созданием, непосредственно человек, который выпустил эту машину на дорогу, разработчик программного обеспечения, страховая компания? И как мы оценим смерть человека? Пока на эти вопросы однозначного ответа нет, — указывает эксперт.

Россия, безусловно, отстает от общего прогресса в беспилотных технологиях, но насколько — трудно сказать, добавляет он. По его словам, помимо Москвы, такие авто пока ездят (со скоростью не больше 20-30 километров в час) только в наукограде Иннополис (возле Казани), где живет всего несколько сотен человек. И рассчитывать, что уже завтра или послезавтра по российским дорогам в большом количестве поедут беспилотники, все же вряд ли стоит. Хотя это не означает, что такого вообще никогда не будет.

Как дороги делить будем?

© youtube.com

У беспилотников есть свои определенные технические возможности и ограничения, напоминает Максим Кадаков. Так, для них дорога с более или менее нормальной разметкой и дорога, заметенная снегом, — это две разные дороги. Точнее, вторая — уже не совсем дорога. И, в принципе, выпустить беспилотники на столичные магистрали действительно можно, но вопрос в том, не помешает ли это остальному движению?

Во-первых, искусственный интеллект очень часто перестраховывается, и в целом беспилотники передвигаются медленнее тех же столичных водителей. В некоторых местах заметно медленнее. Например, автопилот дольше тормозит перед пешеходными переходами и разгоняется.

Во-вторых, они иначе реагируют на нестандартные ситуации. Вот, допустим, встала неудачно посреди дороги какая-то машина — так, что ее не объехать. Что делают московские водители? Объезжают через «сплошную», потому что понимают, что в ближайшие полчаса эта машина не поедет. Что будет делать беспилотник? Видимо, стоять до бесконечности. И таких примеров может быть много.

Эти машины пока еще не все понимают. И очень легко беспилотники научить выполнять 95-98% стандартных функций, маневров и так далее. Но всегда остаются вот эти самые сложные 2-3%, особенно на наших дорогах с нашими странностями, с упавшими дорожными знаками, неработающими светофорами и другими катаклизмами, с которыми искусственному интеллекту пока очень тяжело справиться, — рассуждает эксперт.

Пока количество таких транспортных средств не будет превышать нескольких сотен, может быть, тысяч, особых помех остальному движению они не создадут, полагает Петр Шкуматов. Но вот когда подобных машин станет десяток тысяч, могут начаться такие необычные эффекты. Как именно это будет выглядеть, сейчас никто не сможет предсказать, но для улиц Москвы это не столь уж отдаленная перспектива — порядка пяти лет, считает эксперт.

Неизбежный минус

© Дмитрий Серебряков/ТАСС

Первые кандидаты на массовую коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей — службы такси. Собственно, «Яндекс» тому наглядный пример. Выгода здесь очевидна: беспилотник может ездить по городу почти 24 часа в сутки (без перерыва на обед и сон).

Возможно, будут оборудованы частично беспилотными технологиями автомобили каршеринга, допускает Петр Шкуматов. Например, человеку лень идти километр до ближайшей свободной машины, он нажимает на кнопку в приложении, и этот километр она сама к нему едет в беспилотном режиме, а потом уже водитель берет управление на себя.

Перспективны эти технологии и в магистральных грузоперевозках с отлаженными бизнес-процессами (там, где логистика строится по принципу «доедешь до ворот гаража, тебя встретят и проводят», внедрить беспилотники будет явно сложнее).

Все это порождает одну важную проблему: что делать с водителями, услуги которых станут не нужны? Сейчас в России на этой позиции работают почти семь миллионов человек, а всего в стране 72 миллиона рабочих мест. То есть примерно каждый десятый — водитель, рассказывает Максим Кадаков. И как кормить этих людей, если лет через 10-15 их вытеснят беспилотники?

Сегодня ответа на этот вопрос никто не знает, говорит Петр Шкуматов. Но научно-технический прогресс нельзя остановить, и рано или поздно мы все равно к этому придем, единодушно признают эксперты.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)