«Клабхаус-мания»: таит ли угрозу новая звуковая социальная сеть «на хайпе»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Никогда такого не было, и вот опять. Зумеры создали голосовые сообщения.

Представьте, что в одной комнате находится журналист Леонид Парфёнов и рассуждает о сортах элитного вина, в другой Олег Тиньков — об инвестициях, в третьей популярные финансовые блогеры делятся инсайдами, в четвертой читают, допустим, стихи, ну или космонавты с учеными что-то свое обсуждают.

Подобную виртуальную комнату может организовать каждый, собрав единомышленников или, наоборот, людей совершенно противоположных взглядов, в формат аудиоконференции. Каких только комнат я не встречал. Их количество только увеличивается, и там даже начинают появляться свои знаменитости, лидеры мнений.

Что это за социальная сеть такая, почему она вызвала такой интерес и какую несет (если несет) угрозу? Давайте разбираться.


В апреле 2020 года появилась новая социальная сеть Clubhouse («Клабхаус»), общение в которой происходит в голосовом формате. Нет видео, текстовых сообщений, мемов, фотоподборок и всего того, что мы привыкли видеть на большинстве социальных площадок.

© Игорь Ставцев/Ridus.ru

В конце года количество ее пользователей в мире выросло до 600 тысяч, но настоящую популярность «Клабхаус» получил после того, как Илон Маск дал интервью в одной из комнат и написал об этом в Twitter. Благодаря пионеру частной космонавтики люди во многих странах начали активно регистрироваться.

До России тоже дошла эта волна хайпа. Пользователи быстро освоили новый сервис и начали создавать комнаты по интересам.

У Clubhouse закрыта свободная регистрация, попасть туда можно только по приглашению. Как говорят разработчики, это временно, и в ближайшее время возможность зарегистрироваться появится у всех.

Сейчас некоторые пользователи платят от 100 долларов до десятков тысяч рублей, чтобы получить заветный инвайт, а у пользователей «андроидов» и вовсе нет этого приложения, поскольку пока оно работает только на iOS.

Clubhouse вышел на первое место по скачиванию среди бесплатных приложений в App Store, даже TikTok и Telegram уступили ему лидерство.

Одним из ключевых факторов такого роста популярности стали топовые спикеры. В социальной сети зарегистрировались знаменитости мирового масштаба и начали общаться с пользователями. Например, свои аккаунты там имеют такие популярные люди, как Илон Маск, Джаред Лето, Марк Цукерберг и Канье Уэст. У пользователей складывается впечатление прямого диалога со звездами. Если раньше между вами был барьер и определенное расстояние, то тут вы слушаете селебрити в комнате и можете задать ему вопрос (если, конечно, модераторы позволят). Тут можно наблюдать интересный момент: даже стримы почему-то не могут дать пользователям такого ощущения присутствия и сопричастности.

Написать другому пользователю или своему френду нельзя, вы можете только создать приватную комнату и позвать нужного человека из своего списка. Есть еще два вида аудиочатов: для друзей и общий. Комната с друзьями тоже закрытая, туда могут попасть только те, кто подписан на вас. Они могут в нее вступить без вашего приглашения. Общая комната уже видна всем и попадает в ленту приложения, в которой находятся комнаты различной тематики. Такие чаты собирают от нескольких человек до нескольких тысяч. Самая большая, что я на данный момент видел, насчитывала девять тысяч человек. В ней участники делятся на несколько категорий: модераторы (следят за порядком, поднимают аккаунты пользователей в спикеры), спикеры (обладают возможностью включать микрофон в общую беседу), те, на кого подписаны спикеры и модераторы (находятся в списке выше обычных слушателей), обычные слушатели комнаты (они не могут включать микрофон).

Темы комнат самые разные: например, «Москва против Петербурга», «Айтишники», «Как поднять самооценку», «Куда инвестировать в 2024 году», «Болталка», «Игра „Мафия“», «Для тех, кто любит кофе» и многие другие. В них обсуждают все: от политики до соцсетей и что ели на завтрак. Вы можете найти друга, партнера по бизнесу или клиента.

Отдельно стоит отметить площадки по накручиванию подписчиков. Как только количество пользователей стало резко возрастать, появились такие комнаты знакомств. Среди них особой популярностью пользуются «молчаливые комнаты по взаимофренду». Иногда в таком формате в чате могут одновременно находиться 700-800 человек в надежде, что их заметят и подпишутся на них. Главное условие: выключить микрофон и подписаться на модераторов. Именно модераторам они особенно выгодны: те набирают тысячи подписчиков за несколько дней и потом по этой базе создают другие молчаливые комнаты, обещая стать знаменитыми в новорожденной социальной сети.

© dpa/picture-alliance/ТАСС

Появилась даже отдельная профессия — модератор комнат. Люди так и пишут в своем bio (или профиле), что они модераторы такой-то комнаты или ее организаторы. С ними вместе появились специалисты по заработку в «Клабхаусе», курсы модераторов, инструкторы по заполнению профилей и функционалу приложения.

Между тем информация, размещенная в вашем bio, имеет значение. Это ключевые слова, по которым другие пользователи со схожими интересами смогут вас найти. Например, в моем аккаунте @denisbalin указана журналистика, SMM, поэзия, мобильная игра и другое. Чем больше у меня друзей по интересующей тематике, тем больше я вижу тематических комнат в своей ленте. В каких комнатах находятся мои друзья, я тоже вижу, как и они — мои комнаты.

Есть и определенные запреты: нельзя распространять ложную информацию, подписываться не своим именем, заниматься троллингом и дискриминацией. Еще нельзя записывать эфиры: если об этом узнают, то ваш аккаунт могут заблокировать.

Что же касается вашей безопасности, то стоит отнестись к этому серьезно. Вы общаетесь со множеством незнакомых вам людей, и нет никакой гарантии, что ваш разговор никто не записывает. К тому же ваши данные передаются открыто социальной сетью на сервера. Говорят, что они хранятся недолго, но пока нет ответа по конкретным срокам. Обещают, что в будущем безопасность усилят. Так что если вас интересует, безопасна ли эта сеть, то ответ — пока нет. Но это не значит, что стоит бояться. Просто думайте, о чем и кому вы говорите. Не забывайте, что и журналисты могут вас слушать.

Лично мне «Клабхаус» нравится. Никогда не любил голосовые сообщения в социальных сетях, но общаться в аудиоформате оказалось удобно. Отсутствие других опций (сообщения, видео, фото и так далее) скорее плюс, чем минус. К тому же, пока социальная сеть на хайпе, в нее приходят интересные спикеры, представители брендов и лидеры мнений.

Сейчас трудно прогнозировать будущее новой социальной сети, но очевидно, что разработчикам необходимо проделать еще много работы, чтобы приложение стало более удобным для всех и безопасным. Вряд ли ей удастся заменить уже привычные «ВКонтакте» и Facebook, но еще одной площадкой для общения Clubhouse уже стал. После разработки приложения для «Андроида» ее аудитория увеличится в разы.

А что вы думаете про новую социальную сеть?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)