Топ-10 вопросов о марсоходе Perseverance, которые вы хотели задать

© NASA

На днях произошло важное для мира науки событие — новый ровер Perseverance («Настойчивость») успешно приземлился на Марс.

Цель миссии нового марсохода — поиск признаков микробной жизни и изучение климата Красной планеты в прошлом. Но есть еще несколько любопытных вопросов, которые возникают при изучении новой марсианской миссии.

Куда делся «небесный кран»?

Так как марсоход весит 1025 килограмм, было бы опасно использовать воздушные подушки для приземления. Поэтому ученые применили «небесный кран» — специальное устройство для спуска ровера на поверхность. Посадочная система опустила ровер на его колеса, отсоединила тросы и улетела.

«Небесный кран» улетает на большое расстояние от посадочной площадки, чтобы не подвергать опасности Perseverance. Дело в том, что у крана нет никаких подушек безопасности, и при столкновении с поверхностью планеты он разбился. На этом его короткая, но важная задача завершилась.

Что будет с собранными образцами?

В рамках исследования Марса ровер будет собирать образцы грунта и оставлять их в определенных местах. Предполагается, что во время будущих миссий эти образцы будут собраны и доставлены на Землю.

Такая миссия уже готовится в NASA. Она предварительно запланирована на 2026 год.

Что будет считаться успешным открытием для этой миссии?

Perseverance почти наверняка сделает какое-то интересное открытие — каждый марсоход, который работал на Красной планете, сделал это. Конечно, ученые надеются, что новый марсоход сможет выполнить главную задачу миссии — найти следы жизни на планете.

© NASA

Могут ли микробы с Земли попасть на марсианские образцы?

Они могут находиться, например, на пробирках, предназначенных для грунта с Красной планеты. Однако руководители миссии уверены, что эти пробирки — самые чистые вещи, которые когда-либо отправлялись на Марс. Они намного чище, чем что-либо на Земле.

Кроме того, у Perseverance есть четыре специальные пробирки, которые будут использоваться не для сбора образцов, а для контрольной оценки эксперимента. С помощью этих емкостей специалисты смогут понять, какого рода загрязнения могли быть завезены с Земли.

Как марсоход поймет, что нашел инопланетную жизнь?

Неужели марсоход ищет только то, с чем человечество знакомо и что сможет узнать, и не может быть никаких неожиданностей? Человечество в целом не настолько хорошо подготовлено, чтобы идентифицировать жизнь, которую мы даже не можем себе представить.

Возможно, Perseverance мог бы распознать образцы, которые указывают на странную и отличную от известной нам внеземную жизнь, но это очень трудно.

© NASA

Что будет, если ровер найдет неоспоримые доказательства существования древней жизни?

Если Perseverance найдет доказательства существования древней жизни на Марсе, руководители миссии хотели бы, чтобы следующая миссия смогла копнуть глубже и отправить на Землю эти доказательства.

Возможно, следующий марсоход будет больше палеонтологический, чем геологический. И это определенно станет новой эпохой в исследовании Марса.

Чего точно не ожидают найти в образцах почвы?

Ученые были бы очень удивлены, если бы марсоход обнаружил живые микробы. Отчасти потому, что аппарат просто не приспособлен для их поиска, и такая находка крайне маловероятна, учитывая экстремальные условия на поверхности Марса.

Вертолет приземлился на Марс вместе с Perseverance? В чем его миссия?

Да, вертолет хранится в нижнем отсеке ровера, чтобы марсоход мог спустить его на поверхность.

Инженерам потребуется около месяца, чтобы провести все тесты, необходимые для взлета вертолета и зарядки его солнечных батарей. Это демонстрация технологий, поэтому у аппарата нет никаких научных задач.

Но, если эксперимент пройдет успешно, будущие марсианские вертолеты очень помогут в изучении планеты, так как они передвигаются гораздо быстрее, чем марсоходы. Mars Helicopter рассчитан на полет на высоте до 50 метров.

Он сможет совершить короткие 90-секундные полеты пять раз.

© NASA

Что будет исследовано во время этой миссии в рамках оценки производства и хранения кислорода для будущих миссий?

В рамках миссии марсоход проведет эксперимент по использованию кислородных ресурсов in situ (MOXIE). Прибор будет вести себя почти как дерево, всасывая углекислый газ из марсианской атмосферы, расщепляя молекулы и выделяя кислород.

Почему мы никогда не посылали астронавта на Марс?

Простой ответ заключается в том, что отправить людей в космос гораздо сложнее, чем роботов. Даже роботов посылать очень трудно — только около 40% из тех, что были отправлены на Марс, благополучно приземлились.

И это становится еще сложнее, если учесть все дополнительные вещи, которые ученым нужно будет отправить, чтобы обеспечить безопасность и сохранность жизни как во время полета, так и после приземления на планету.