Евросоюз потребовал ужесточить контроль над глобальными IT-гигантами

© pixabay.com

В Евросоюзе намерены ужесточить контроль над деятельностью глобальных техногигантов. Власти Франции инициировали изменения в законодательстве, которые дадут государствам — членам ЕС больше полномочий для наказания IT-гигантов за нарушение законодательства.


Как сообщает Financial Times, Франция настаивает на том, чтобы каждое из 27 государств в составе ЕС имело право накладывать санкции на таких техногигантов, как Apple, Google, Facebook и Amazon. Пока что отстаивать соблюдение законов Евросоюза могут только те страны, в которых есть штаб-квартиры IT-гигантов. К примеру, в Ирландии расположены штаб-квартиры Apple, Facebook и Google, и власти этой страны вправе применять к ним санкции или требовать удаления противоправного контента.

В экспертном сообществе отмечают, что проблема недобросовестного поведения глобальных IT-платформ, включая злоупотребление доминирующим положением на рынке, актуальна для большинства государств. Поэтому разработка дополнительных мер регулирования и актуализация законодательства является мировым трендом.

Ужесточение законодательного регулирования цифровых гигантов, к которому относятся и антимонопольные расследования, является глобальным трендом, существующим в большинстве развитых государств. Этот процесс необходим для развития IT-сферы и защиты граждан от манипуляции со стороны доминирующих платформ, — подчеркивает член Общественной палаты Александр Малькевич.

«России необходимо придерживаться данной регуляторной тенденции для обеспечения интересов собственных граждан и бизнеса», — продолжает эксперт. По его словам, у российских властей существует достаточно претензий к глобальным IT-компаниям, связанных с неисполнением российских законов, неуплатой штрафов, обработкой и хранением данных россиян, непрозрачной работой таргетированной рекламы и цензурированием российского информационного пространства.

Открытие официальных представительств в тех юрисдикциях, где технологические гиганты осуществляют свою деятельность, является важнейшим условием для обеспечения выполнения законов этих государств. На необходимость «приземления» транснациональных IT-компаний указывают все больше ведущих стран, — отметил Малькевич.

О необходимости обязать иностранные интернет-компании открывать на территории России свои представительства или филиалы неоднократно говорили и законодатели. Депутат Госдумы Антон Горелкин отмечает опыт турецких властей, которые сумели заставить крупные иностранные IT-компании соблюдать законы страны — открыть полноценные представительства и модерировать контент.

Пока у нас либералы рассуждали, что нельзя трогать зарубежных игроков, а то они уйдут из России, турки действовали. И никто от них не ушел. Наоборот, Facebook и Instagram уже заявили, что на все согласны и откроют представительства. Остальные на подходе. А весь секрет в том, что Турция приняла нужный закон и не постеснялась добиться его соблюдения — штрафами, ограничениями рекламы и угрозой замедления трафика. России тоже нужны полноценные представительства зарубежных IT-гигантов. Не просто коммерческие отделы, торгующие рекламой, какие некоторые у нас открыли. Нужно, чтобы здесь, у нас, находился менеджмент этих компаний, который может нормально и оперативно взаимодействовать с государством, — подчеркивает парламентарий.

Горелкин заверил, что ужесточение законодательства по отношению к IT-гигантам не приведет к исходу цифровых платформ из России. В качестве доказательства депутат представил отчет о рекламной аудитории Instagram по странам мира, согласно которому Россия занимает пятое место, опережая Японию, Британию, Канаду и другие страны, где у компании Facebook есть официальные представительства.

Очевидно, что российский рынок — один из важнейших в их системе координат, что бы они там публично ни заявляли, какие бы пакости их службы модерации ни делали. Наши требования к иностранному бигтеху считаю полностью обоснованными. Открытие представительств — это вопрос времени, и в наших силах это ускорить.

«В случае отказа наиболее эффективной мерой считаю ограничение рекламных доходов, запрет на размещение рекламы российских юридических лиц. Есть несколько вариантов администрирования этого процесса, они обсуждаются. По моему мнению, эта мера эффективнее, чем, например, замедление трафика, потому что не затрагивает интересы большинства пользователей. Я не считаю, что это глобально повлияло бы на бизнес, рекламные бюджеты будут перераспределены на законопослушные площадки», — добавил Горелкин.

На сегодняшний день в России разрабатываются дополнительные требования к иностранным IT-компаниям, включающие требование об открытии их представительств на территории страны.

Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин предлагает учитывать опыт Евросоюза в сфере правового регулирования работы IT-гигантов: «Ряд европейских государств уже приняли решения в отношении транснациональных компаний на своих территориях. Опыт стран Европы, безусловно, можно учесть».

Парламентарий напомнил, что в Италии было принято решение, чтобы транснациональные компании закупали рекламу только у налоговых резидентов в Италии, а в Германии действует требование к IT-компаниям удалять неправомерный контент в течение 24 часов.

Российская Федерация — одна из стран в Совете Европы. Это в том числе возможность использовать опыт стран Европы в рамках гармонизации законодательства. Можно проанализировать международный опыт и выработать подходы, которые ближе всего нашей стране, — подчеркнул Володин.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)