Пираты XXI века: как остановить нападения в Гвинейском заливе

© Gwenael Piaser/flickr.com (CC BY ND 2.0)

© Gwenael Piaser/flickr.com (CC BY ND 2.0)

Даже в XXI веке морской разбой остается проблемой для судоходства. И если атаки у берегов Сомали у всех на слуху, то пиратство в других районах Мирового океана остается незамеченным.

Одно из таких мест – Гвинейский залив в Западной Африке. За минувший год там было зарегистрировано 97 нападений на проходящие суда, половина из которых произошла у побережья Нигерии. Пираты не только забирают грузы, но и берут в заложники членов экипажа: на Гвинейский залив приходится 95% случаев похищения моряков.


В их число нередко попадают и граждане России. В июле прошлого года бандиты атаковали шедший под флагом Либерии танкер Curacao Trader и захватили 13 членов российско-украинского экипажа. Спустя несколько месяцев пираты взяли в заложники двух россиян с рефрижераторного судна Water Phoenix, в том числе – его капитана. 30 ноября 2020 года с танкера Agisilaos был похищен еще один гражданин России.

Иногда случаются и более трагические инциденты. Во время недавнего нападения на судно Mozart 24 января был убит моряк из Азербайджана Фарман Исмаилов.

Почему так происходит и как с этим бороться? Мы решили узнать мнения двух моряков дальнего плавания. Калининградец Алексей О. больше 20 лет ходил в море и пересек самые опасные для судоходства места, в том числе – Гвинейский залив. Сейчас он занимает административную должность в одной из компаний морских грузоперевозок. Евгений Н. из украинского Николаева также обладает огромным опытом плавания у побережья африканского континента.

По личной просьбе собеседников их имена были изменены в целях сохранения конфиденциальности.

Что происходит?

Пиратство в Гвинейском заливе – явление не новое, но в последние 10 лет оно пережило настоящий взлет. Наиболее активно бандиты действуют у берегов Нигерии, особенно – у дельты реки Нигер. Местные ОПГ создали там развитую морскую инфраструктуру и рынки для сбыта награбленных товаров.

Рейдеры отлично знают территориальные воды, хорошо оснащены и часто обладают детальной информацией о находящихся в районе судах и перевозимых ими грузах.

Местные пираты всегда действуют по наводке и заранее знают маршрут того или иного судна, – говорит Евгений Н. - Они используют быстроходные лодки, поэтому оторваться от них очень сложно.

Алексей О. подтверждает, что членам экипажа практически нереально одержать верх в схватке с бандитами.

Водяные пушки против них бесполезны: это не сомалийские пираты на деревянных лодках. Как только налетчики взяли судно на абордаж – все кончено, отбиваться от негров с автоматами нечем. Экипаж может только подать сигнал о бедствии, забаррикадироваться в каком-нибудь помещении и ждать помощи от береговой охраны. Которая вообще может не прийти.

По словам Евгения Н., пираты из Нигерии часто берут в заложники только часть моряков. Преступники отвозят их на свои базы на побережье, а после – связываются с судовладельцем и требуют выкуп. Его размер может достигать миллиона долларов.

Как с этим бороться?

Оба собеседника согласны, что при нападении особой надежды на нигерийские власти нет. Для улучшения ситуации необходимо изменить подход и принять дополнительные меры.

Береговая охрана [Нигерии – прим.] защитить их [суда в Гвинейском заливе – прим.] не в состоянии, – утверждает Евгений Н. – У нее мало катеров, а на сигналы бедствия они реагируют слишком долго. Помочь могут только совместные международные действия и военные корабли у берегов Нигерии.

Евгений Н. рассказал также о большой роли вооруженной охраны в предотвращении захвата судов. 

Пираты обычно ждут легкой добычи. Плотный точный огонь становится для них лакмусовой бумажкой: игра не стоит свеч. Они не хотят ввязываться в бой и отступают. Если разместить на всех судах сотрудников охранных компаний, то нападения можно прекратить.

Однако Алексей О. с ним не согласен: по его словам, эти меры неэффективны и в лучшем случае приведут лишь к небольшому снижению числа атак.

Даже если там будет несколько американских, европейских или китайских военных кораблей, что это изменит? Война с нигерийскими пиратами идет уже давно, но толку от нее никакого. Посмотрите на судоходство в Гвинейском заливе: там проходят сотни судов, и защитить их всех сразу просто невозможно. А ставить охрану на каждый сухогруз или танкер никто не будет – это слишком затратно для судовладельца.

Алексей О. считает, что нужно устранить саму причину пиратской активности вместо борьбы с ее следствиями. Для этого необходимо уничтожить береговую инфраструктуру бандитов и взять под контроль побережье.

Наш собеседник предлагает использовать опыт войны с сомалийскими пиратами. Он утверждает, что властям Нигерии следует обратиться за помощью к иностранным частным военным компаниям (ЧВК), которые окажут поддержку силам правопорядка. Персонал зарубежных ЧВК лучше подготовлен и не связан коррупционными связями с нигерийскими ОПГ.

У Алексея О. есть ответ на вопрос, кто способен справится этой задачей. 

Давайте начистоту: уже давно не секрет, что в России есть военная компания с огромным боевым опытом. Я говорю про «Группу Вагнера»: она отлично проявила себя в Сирии и успешно справилась с целой армией головорезов. Если они сумели победить ИГ, то для них не будет большой проблемой зачистить побережье от бандитов. У нефтеносной Нигерии есть деньги для найма российской компании. Тем более, что ее услуги стоят явно дешевле американских.

«Сомалийский опыт», о котором говорит Алексей О., заключался в привлечении шейхами из ОАЭ американской ЧВК для уничтожения пиратских баз сомалийских пиратов. Он оказался успешен: если в 2008-2011 годах морские рейдеры регулярно брали на абордаж корабли у берегов Сомали, то после 2012 года их атаки практически прекратились.

Какие перспективы?

Оба собеседника пессимистично оценивают перспективы борьбы с пиратством в Гвинейском заливе. Евгений Н. считает, что несмотря на растущее количество нападений, миру практически нет никакого дела до побережья Западной Африки. Если захват судов у берегов Сомали широко освещались в СМИ и даже стали целью морских операций НАТО, то тема нигерийских пиратов по-прежнему почти не поднимается за пределами региона.

Алексей О. еще более категоричен и возлагает вину за продолжающийся разбой на власти Нигерии.

[Нигерийское – прим.] правительство прекрасно знает, кто стоит за нападениями и где находятся их базы. Как показывает история, при наличии политической воли и привлечении профессионалов не составит труда зачистить даже все побережье страны. Но они [власти – прим.] этого делать не спешат. Почему? Вопрос риторический: у местных политиков и бизнесменов явно есть интерес в том, чтобы морской разбой не прекращался.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)