Как российский бизнес будет выживать в 2021 году

© Коллаж/Ridus

© Коллаж/Ridus

Для малого и среднего бизнеса минувший год выдался непростым, а для кого-то и вообще фатальным. Практически все основные отрасли, вкупе с представляющими их компаниями, понесли серьезный урон, и те кому удалось выжить в коронакризисном шторме сегодня поставлены перед вопросом: что делать, и как развиваться в наступившем году, чтобы не оказаться погребенными под очередной кризисной «волной», которая судя по всему, будет неизбежной. О том, что думает бизнес о нынешнем кризисе, как намерен себя вести, во что вкладывать, и о том, как вообще он видит свое ближайшее будущее, «Ридус» решил узнать у самих бизнесменов.


Дмитрий Тарасов, управляющий партнёр «К5 Инвестиционная группа»:

Я хочу ответить на вопрос, прежде всего, как инвестор, который бы вложился в стартапы постпандемического 2021 года. Мы смотрим сейчас на проекты, которые по своим бизнес-моделям формируют либо платформы, либо эко-системы. Яркий пример самых успешных экосистем сегодня — это, конечно, Сбер, вместо привычного всем Сбербанка, это Яндекс, который и про еду, и про такси, и про поиск, и про карты, это и mail.ru (почты, видео и другие сервисы). Весь мир сегодня, с точки зрения бизнес-моделей, трансформируется в сторону экосистем. Но естественно никакой стартап в один момент сейчас не станет ни Сбером, ни Яндексом, ни mail.ru. Тогда чем же заниматься, спросите вы? Отвечу немного поэтично. Необходимо стать чайкой, которая следует за теплоходом. Все мы когда-нибудь плавали на теплоходах и наверняка замечали, как позади корабля двигаются птицы. Им легче строить путь в фарватере большого судна. Вот и стартаперам я предлагаю сегодня стать «птицей, которая следует за большой экосистемой». Что это означает на практике? На сегодняшний день ни одна экосистема не закрывает весь рынок товаров и услуг, но стремиться в сторону того, чтобы присутствовать везде: с одной стороны производя и реализовывая элементарные спички и карандаши, с другой — создавая космические корабли. Вам необходимо внимательно посмотреть, чего в платформах-гигантах не хватает на данный момент. Какие товары и услуги были бы им полезны? То есть, ваша задача — вычленить и создать нишевой сервис в недостающем сегменте. А мы — инвесторы, профинансируем вас и разместим ваш проект на одной из платформ. Если позволяют средства, то вы можете вложиться в проект сами и так же самостоятельно наладить сотрудничество. Поэтому, посмотрите на теплоходы, пристройтесь и зарабатывайте. На такие проекты я обращаю внимание прежде всего, и именно в это я готов инвестировать.

© pixabay

Владимир Жиганов, Генеральный директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия»:

Из-за нестабильности экономики России, в 2021 году малый и средний бизнес явно столкнется со сложностями, которые переживут не все, поэтому, я не рекомендую в ближайшее время вкладывать основные сбережения в собственный бизнес, тем более, если у вас нет опыта.

Но, можно начать предпринимать с малого: Первая и самая простая возможность, которую легко совмещать с работой по найму — продажа собственной экспертизы. Например, можно вести свой блог и продавать контент или нативную рекламу в нем, так же можно продавать собственную экспертизу через личный консалтинг. Причем, консалтинг может быть не только для компаний, чаще всего онлайн обучение востребовано у частных лиц — здесь интересны различные тематики — от контент-маркетинга до лекций по профессиональной кладке кирпича.

Прекрасно, если вы умеете что-то делать руками, вы можете это умение продавать! Вязание, выпечка тортов, производство свечей — эти товары можно продавать в социальных сетях, а умения — на мастер-классах. Сегодня в России набирают обороты сайты по продаже всевозможных онлайн обучающих семинаров. Руководители этих интернет-платформ продвигают и рекламируют обучающие семинары по любым темам за определенный процент от продаж. Для начинающих блогеров, не имеющих опыта продвижения в интернете, это реальный шанс найти первых клиентов и продать свой курс.

Очень востребованное направление в больших городах — подбор кадров. Это связано с тем, что много людей сейчас ищут работу и компаниям ориентироваться среди такого количества кандидатов тяжело. Здесь можно идти классическим путем — через свой телефонный справочник, социальные сети, личные знакомства выявлять потребности и закрывать запрос за определенную комиссию. Или можно предложить рынку умные технологичные решения, как сделала наша компания. Например, в крупных организациях, сейчас востребованы различные игры для поиска и резерва кадров — компания Мегафон использует интеллектуальные квизы как воронку для кадрового резерва, банк ВТБ отправляет кандидатов сыграть в узкоспециализированную игру, создавая для себя подборку высококвалифицированных кадров. «Клаустрофобия» разрабатывает такие игровые решения.

Если вы обладаете хорошими коммуникативными навыками, то можно выступать агентом (посредником) между заказчиком и исполнителем. Например, всем известно, что в России практически умерла event-индустрия. И много компаний перешли в онлайн: онлайн корпоративы, онлайн тренинги для сотрудников, онлайн конференции и т. п. От такого количества различных предложений — рынок превратится в «Дикий запад», на котором сложно оценить качество и компетентность компании. Поэтому, в сложившихся условиях, и заказчики и исполнители готовы платить очень хорошие комиссии за услуги посредничества людям, которые смогут подобрать под потребности компании профессионального исполнителя. Такая работа может давать неплохой дополнительный доход и со временем перерасти в отдельное направление бизнеса.

Лариса Невидайло — уполномоченный по правам предпринимателей в Тюменской области, владелец ресторанной сети «Максим», член Генерального совета Партии Роста (г. Тюмень):

Во время каждого сильного кризиса резко возрастают разговоры о том, что прямо сейчас наступят кардинальные перемены и так называемое «старое» вмиг отживет. Бернар Арно, владелец LVMH, по этому поводу сказал: «У интернет-экономики большое будущее. Хотя я могу гарантировать, что и через сто лет люди будут пить шампанское Dom Perignon. А вот каким интернетом они будут пользоваться — этого я не знаю». И здесь важно — не уйти из одной крайности в другую. Полагаю, что сегодня важным становятся ускоренные элементы трансформации и адаптации у классических бизнесов под новые потребительские привычки аудитории. Если раньше вы гордились своим первоклассным оффлайн-магазином в центре города, то сегодня нужно сделать такой же отличный, но уже в онлайне. Многие игроки уходят с рынка, высвобождая ниши, значит, они перераспределяется в пользу адаптивных компаний. Вот в адаптацию и стоит вкладывать значительные средства. Это с одной стороны.

С другой стороны, любые стартапы, связанные с экологией и медициной, сегодня востребованы как никогда. В России много достойных ученых в этих нишах, можно собрать превосходную команду в таких темах, как методы борьбы со стрессом, биохакинг и персонализированная медицина. И ориентировать ее под упаковку своего бренда исключительно под онлайн-формат, в первую очередь.

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Олег Коробченко — депутат Госсовета Татарстана, генеральный директор группы компаний «Кориб»

 — На мой взгляд, в 2021 году будет актуален бизнес в сельском хозяйстве, потому что отрасль продолжит импортозамещение той продукции, которая попала под санкции. Соответственно станет развиваться пищевая промышленность. Учитывая падение реальных доходов населения, произойдет увеличение в потреблении хлебобулочных изделий. Так происходит всегда, когда падает экономика.

Будет расти бизнес в сфере ремонтов, в том числе капитальных, поскольку в период снижения экономики падает активность в приобретении нового оборудования. На примере своего авторемонтного предприятия могут сказать, что мы экономим заказчику до 50% от стоимости нового автомобиля. И в кризисы наша компания всегда растет.

Будут развиваться те производства, чья сырьевая база находится в России — например, производство металлических изделий, изделий из древесины. Если государство поддержит таможенными квотами на ввоз импортного сырья в Россию, то отечественное производство может быть успешным. В рамках «экономики простых вещей», о которой говорит Партия Роста, нужно запускать производства товаров повседневного спроса по программе импортозамещения.

Ежегодно растет и продолжит развитие онлайн торговля. Этот сектор торговли в России пока отстает от мировых трендов, темпов, но демонстрирует постоянную положительную динамику. Особенно ускоренный ее рост был в пандемию — Ozon, Wildberries, Amazon серьезно развивают свои логистические возможности. Возможности развития есть и в реальном секторе экономики — например, есть национальный портал субконтрактации innokam. pro. Подобные ресурсы пользуются у предприятий всё большим спросом, так как снижают затраты на закупках и позволяют продвигать свою продукцию.

Сильно развивается доставка. В период пандемии некоторые предприятия общепита смогли даже нарастить свои обороты за счет такой формы торговли.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)