«Восхитителен»: пенис жука-убийцы возрастом 50 миллионов лет поразил ученых

© Pixabay

Элитный клуб окаменелых фаллосов пополнил новый член. Им стал половой орган насекомого, возраст которого ученые оценивают в 50 миллионов лет. Согласно исследованию, опубликованному 19 января в журнале Papers in Paleontology, своим чудесным спасением уникальный пенис обязан удачному расположению и защитным свойствам сланцевых пород, в которые угодил когда-то доисторический жук-убийца — такое имя дали специалисты этому семейству клопов, ранее неизвестному науке.

«Изысканная сохранность окаменелости, представляющей неописанный вид, просто экстраординарна», — заявил ведущий автор статьи — энтомолог из американского Университета Иллинойса Дэниел Свенсон.

По его словам, жук, не превышающий размерами таблетку аспирина, когда-то был полон мягких внутренностей, и его было довольно легко раздавить. И, тем не менее, он оказался стойким, сохранились многие детали, в том числе — нежные генитальные ткани.

«Образцы, описанные в статье, поразили меня. Они просто восхитительные», — призналась хранитель палеонтологической коллекции беспозвоночных в Академии естественных наук Дрексельского университета США Кэти Эстес-Смарджасси.

Жуки-убийцы, принадлежащие к семейству насекомых под названием Reduviidae, появились не позже юрского периода. За прошедшие с тех пор эпохи группа существенно разрослась. Сейчас насчитывается более семи тысяч ее известных видов.

Большинство современных представителей семейства являются хищниками, а некоторые — паразитами и переносчиками опасной тропической болезни Шагаса. Гораздо меньше известно об образе жизни жуков-убийц в доисторические времена. До сих пор в ископаемых формах было обнаружено лишь около 50 видов.

Новичок в группе, получивший название Aphelicophontes danjuddi, на сегодняшний день является одним из самых неизученных. Окаменелость была найдена в скальном образце в формации Грин-Ривер в Колорадо — подлинной сокровищнице ископаемых рыб и насекомых.

Те самые две половинки Aphelicophontes danjuddi
Те самые две половинки Aphelicophontes danjuddi© Daniel Swanson/Palaeontological Association

В процессе извлечения образец раскололся на две части, каждая из которых представляла собой половинку жука. Оба «зеркальных отражения» попали в руки разных коллекционеров. К счастью, оба решили преподнести свои «сокровища» в дар науке. В честь одного из подвижников клоп получил вторую часть своего латинского названия.

Как только половинки окаменелости воссоединились, ученые приступили к сложной задаче по размещению жука в генеалогическом древе. Однако безупречное качество образца, похоже, значительно облегчило этот процесс. Особенно хорошо сохранилась генитальная капсула клеща — чашевидный щит, который удерживал хрупкий фаллос и другие репродуктивные принадлежности до наступления времени совокупления.

«Помимо того, что на эти структуры было приятно смотреть, они также позволили нам уточнить классификацию», — заявил Свенсон.

Гениталии не всегда являются определяющей чертой в классификации видов насекомых. Но выявление этих хрупких структур может стать решающим фактором для неоднозначных случаев. В сочетании с некоторыми другими анатомическими особенностями насекомого, определенные формы внутри капсулы помогли доказать, что новый жук-убийца принадлежит к отдельному виду.

Полосатые тонкие ноги также сделали его вероятным кандидатом в группу под названием «полосатые жуки-убийцы», некоторые из которых существуют до сих пор. Ученые пока не могут точно сказать, как выглядели самки этого вида. Но если бы они повторяли черты «современных родственников», давно ушедшие дамы, скорее всего, были бы крупнее своих самцов. А вместо пенисов у них была бы структура, напоминающая вентиляционное отверстие, защищенная пластинами, которые открывались, когда подходил достойный мужчина.

Недавно после долгих приключений в руки американских палеонтологов попал ценнейший материал — окаменелые скелеты двух динозавров, переплетенные в последней смертельной схватке. А российские дети нашли редкие окаменелые останки ихтиозавра на острове Русский.