Озеро Баскунчак: фотоистория самой соленой железной дороги России

© kronos.livejournal.com

© kronos.livejournal.com

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области однозначно является одним из самых красивых и интересных мест в России.

Но что же оно из себя представляет, чем знаменито и самое главное — причём здесь железная дорога?!

Сегодня отвечу на все эти вопросы.


Для начала, что же такое солёное (а точнее «минеральное») озеро? Это озеро, солёность которого превышает 1 промилле (до 35 промилле — солоноватое, выше 35 — солёное). Солёность Баскунчака — 300 промилле, для сравнения солёность Мёртвого моря 300−350 промилле. С теорией всё.

Баскунчак — не только уникальный природный объект, но и вполне себе промышленно используемый. Соль в Баскунчаке очень чистая (99,8% NaCl), чем и обусловлен тот факт что здесь добывается до 80% всей соли в России.

Глубина залегания соли здесь достигает 6 км. При площади озера в 106 квадратных километров, таких запасов хватит на очень и очень многие годы.

© kronos. livejournal.com

Но ведь соль мало добыть — её надо транспортировать, а для начала как-то вывезти с самого озера.

Для этого прямо по поверхности озера (которое по большей своей части отнюдь не жидкое) проложена ветка железной дороги.

© kronos. livejournal.com

Причём это не капитальное сооружение на века с насыпью и прочими атрибутами.

Шпалы уложены прямо на поверхность озера (читай прямо на соль) и при необходимости ветка очень быстро удлиняется, укорачивается или вообще перекладывается в нужное место.

© kronos. livejournal.com

Шпалы (да и рельсы, впрочем, тоже) постепенно покрываются солью и именно поэтому данную ветку можно назвать самой солёной (или, как минимум, одной из самых солёных) железной дорогой России.

© kronos. livejournal.com

Старые шпалы на поверхности озера тоже есть.

Раньше поезда ходили здесь, теперь в этом необходимости нет. А шпалы то ли сложно выковыривать из соли, то ли просто менее трудозатратно привезти новые на новое место.

© kronos. livejournal.com

© kronos. livejournal.com

А эти гвозди, видимо, скоро будут крепить рельсы к шпалам уже на новом месте.

© kronos. livejournal.com

Первым делом, вагоны с озера прибывают на станцию «Нижний Баскунчак», расположенную в одноимённом посёлке на берегу солёного озера. Уже здесь вагоны сортируются, собираются в составы и увозят соль по всей стране.

© kronos. livejournal.com

Открытые, закрытые — все эти вагоны либо уже заполнены солью, либо будут заполнены.

© kronos. livejournal.com

Старые шпалы не только остаются лежать или перевозятся на новое место, но и служат своеобразными ориентирами на поверхности.

© kronos. livejournal.com

© kronos. livejournal.com

Что же до самого озера, то оно, конечно же, пользуется популярностью не только у солезаготовителей, но и у обычных людей.

© kronos. livejournal.com

Озеро не на всей своей площади жесткое и плотное. Есть несколько углублений (скорее всего, оставшихся от выработок соли), заполненных «рапой» — солёным раствором.

© kronos. livejournal.com

Здесь, как и в мёртвом море утонуть практически невозможно — даже если ничего не делать, рапа «вытолкнет» на поверхность. Здесь многие учатся плавать (хотя, если такая солёная вода попадает в рот — приятного мало, впрочем, ничего плохого от этого не будет).

© kronos. livejournal.com

Популярность Баскунчака неплохо поспособствовала развитию местной инфраструктуры. Здесь нет чего-то выдающегося, но простые удобства предприимчивые местные организовали.

© kronos. livejournal.com

Здесь и навесы для парковки машин (а солнце здесь очень активное) и душевые кабины. Причём, цены здесь отнюдь не «конские» — за парковку машины под навесом я отдал 150 рублей, за пользование душевой — 50 с человека. Также душевые можно использовать как переодевалки — это бесплатно. В общем, не скажу что это какие-то заоблачные ценники.

© kronos. livejournal.com

«Выдолбленные» ёмкости с рапой находятся на достаточном расстоянии от «берега». Можно дойти пешком, а можно воспользоваться услугами уазиков, цены на которые уже, в отличие от парковки, «кусаются». 

Всего «миниозёр», на которые предлагают отвезти, три, за поездку до среднего из них мы отдали 1200 рублей (ближнее дешевле, но совсем мелкое, дальнее дороже). Сумма берётся не с человека, а с машины. На пути туда мы скооперировались с одной семейной парой и получилось по 300 с носа, обратно уже по 600, т. к. ехали только вдвоём. 

Но главное, среди водителей действует негласное правило «привёз — отвези». То есть, если вас привезли на озеро, то и обратно тот же водитель вас вывезет, даже если вы задержитесь дольше всех.

© kronos. livejournal.com

По сети гуляют страшилки что водители уазиков специально «пугают» тех кто не заплатил за поездку, а пошёл пешком, проезжая очень близко — это всё выдумка, такого нет.

Там же на «берегу» продают местную целебную глину — некоторые прям у озера ей обмазываются и потом идут смывать прямо на месте в рапе. Ну и пирожков местных можно прикупить.

© kronos. livejournal.com

Понятное дело, что никаких карточек — берите с собой наличку.

© kronos. livejournal.com

Что же по итогу? Баскунчак — место, которое однозначно стоит посетить. Но, повторюсь, солнце даже в сентябре очень активное — можно очень легко обгореть (возможно и соль на это тоже влияет).

А ещё нас провожала вот такая милая собачка (она же ходила со мной фотографировать вагоны на станции Нижний Баскунчак), впрочем, это уже совсем другая история.

© kronos. livejournal.com

Спасибо за внимание!

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)