+11
Сохранить Сохранено 7
×

«По фактам»: 30 лучших русских музыкальных альбомов 2020. Часть 2


«По фактам»: 30 лучших русских музыкальных альбомов 2020. Часть 2

© Коллаж/Ridus.ru

Критики музыкального канала «По фактам» продолжают на страницах ridus.ru подводить музыкальные итоги года, вспоминая 30 лучших отечественных альбомов 2020 года. 

Мы уже осветили первую с конца десятку. На очереди еще одна — в нее попали такие артисты, как Lucidvox, OFFMi, Buttechno, Борис Гребенщиков и многие другие.

20. Борис Гребенщиков — «Знак огня»

В последний альбом Бориса Борисовича Гребенщикова вошли песни, которые писались им на протяжении последних семи лет. Это заметно по отсутствию очевидной концепции и широте жанров, заданной еще синглами — только в первой половине альбома можно услышать синти-поп («Вон Вавилон»), рэп с оскалом («Баста Раста») и латиноамериканские мотивы («Моё имя пыль»).

Впрочем, далее по движению альбома контрасты сглаживаются, там и тут слышатся отголоски знакомых мотивов — так, например, «Не Судьба» мелодией и акустической деликатностью напоминает «Северный цвет», а «Поутру в Поле» отсылает к относительно недавним «На ржавом ветру» и «Время N» (первую напоминает ассоциациями с геройским рыцарским эпосом, вторую буквально цитирует в мелодии куплета).

Если вам когда-то нравилось что-то из творчества БГ, альбом определённо стоит прослушивания. Хоть однозначно сильных и запоминающихся треков он не открыл, «Знак огня» всё равно хочется назвать хорошим — из-за диапазона эмоций, фирменной поэтики и приятной предсказуемости мелодий.

19. Анна Зосимова и Петар Мартич — «Песня — это праздник»

Мастер на все руки Петар Мартич и его девушка Анна Зосимова записали альбом в традициях русского шансона. Не переосмыслили, не освежили, а буквально вернули музыку из наших забытых кошмаров. И получилось здорово. Если вычислять среднее арифметическое, то дуэт Петара и Анны близок к союзу Шуфутинского и Успенской или Круга и Цыгановой. Но при этом треки не вызывают ощущение калькированных, здесь намешано много разной музыки из смежных стилей — есть джаз, влияния советской эстрады. И главное, что все они сосуществуют так бесшовно, что треки воспринимаются как талантливо придуманные песни, а не как попытки сыграть в тот или иной жанр.

18. Парнишка — «Хороший парнишка»

Парнишка появился на радарах в середине лета с песней про первый секс под музыку с аудиокассет, записал несколько синглов с мотивами разного уровня приставучести и вот, под конец года, выпустил первый альбом, в котором препарирует кондовую русскую (и не только) попсу совсем уж как хочет — со всеми удачными ее находками и, иногда, неудачными её заблуждениями. Получается, на самом деле, смешно (тут ведь так и надо, ну как иначе!).

Ценность музыки Парнишки определяет факт, что это намного больше, чем просто цитирование и коллажирование. Поп-музыка здесь складывает анамнез, но не заменяет собой смысл — это самостоятельные песни, пускай простые и наивные, но обаятельные и имеющие по отличной мелодии в каждой (!), а это уже немало. Ну, и снова история про культурно обусловленные гилти-плежа-крючки — Парнишка всегда будет напоминать кого-то, под кого вы танцевали в «Ровеснике» или под чьи песни проигрывали в челлендже «попробуй не подпевать», и это вам, с большой вероятностью, понравится. Потому что тут музыка делается не от желания модно стилизовать, а от большой любви.

17. Гречка — «Из доброго в злое»

Гречка повзрослела, но не стесняется показаться наивной, косноязычной и простодушной — она просто хочет быть собой, и в этом ее сила и красота. Место тоскливых акустических баллад заняли звонкие поп-хиты с внятным звучанием, ненавязчивыми трэп-трещетками и подсмотреными у «Пошлой Молли» синтезаторами. Певице удалось избавиться от былого однообразия, сделав каждую песню на альбоме непохожей на остальные.

Самая неожиданная и без всяких скидок выдающаяся вещь на альбоме — песня-манифест «Русская тоска», записанная с хором и оркестром, и такое звучание певице на удивление очень даже идет. Как оказалось, Гречка умеет в крайне убедительный арт-поп, будто бы навеянный известной книгой Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» о двоемыслии в СССР. Певица предсказывает неизбежность конца «ужаса без конца», и, чтобы остаться собой, находит выход во внутренней эмиграции.

16. «Зарница» — «На самый главный вопрос ответ»

Третий альбом «Зарницы» — одной из самых непродуктивных и при этом популярных групп условной московской панк-тусовки. Всего шесть треков и довольно разных: тег «эмо» сквозит везде, но не обошлось без привычных концертных гимнов (точнее припевов, которые по-любому подхватятся толпой) и экспериментов в виде, например, синти-поп-трека. Ну и главные фишечки остались на месте — танцевальные ритмы и слегка наивный вокал, юношеская рефлексия и взрослая ирония в текстах.

15. Buttechno — «PSY X»

За 2020 год Павел Миляков, он же buttechno, выпустил множество самого разного материала, однако именно «PSY X» — самая убедительная работа, что мы слышали от этого электронного музыканта в 2020 году (а может, и вовсе за все время).

«PSY X» звучит так, будто бы британец Actress подсел на транс 90-х годов. Угрюмое скоростное техно здесь сменяется тревожными зазеркальными секвенциями, будто бы созданными для какой-нибудь видеоигры в жанре киберпанк. Этим летом уже вышел альбом ремиксов к первой части Deus Ex — но проходить культовую игру, которой в этом году исполнилось 20 лет, под «PSY X» будет еще увлекательнее.

14. «Комсомольск» — «Ближний свет»

Неожиданно трагичный и непростой в формах песен альбом от группы, которая ещё недавно ассоциировалась исключительно со столичными фестивалями, весельем и благополучием. Однозначных хитов тут почти не заметно, а танцевать под «Комсомольск» стало труднее, но слушать стало точно интереснее.

13. OFFMi — «TO U»

OFFMi отошел от былых экспериментов с электронными жанрами, каковые были на одном из самых неординарных релизов новой школы «Страха нет». Вместо этого исполнитель записал от и до трэп-альбом, умудрившись не растерять при этом свою самобытность. «To U» — тот случай, когда практически не выходящий за рамки жанра трэп-релиз сложно упрекнуть в однообразии и безликости.

На «To U» OFFMi отказался от покупки готовых битов, создав их с нуля совместно с близкими по духу продюсерами, среди которых оказались OSA и White Punk. В результате альбом получился более личным и органичным, чем экспериментально-электронный «Страха нет». «To U» — один из самых ярких релизов в своем жанре за последнее время, доказывающий, что OFFMi — вообще-то недюжинный рэп-артист, а не просто человек, за которым стоят сильные битмейкеры.

12. «Сверкай» — «Дева в беде»

В этом году вышло чрезвычайно много чувственной музыки с женским вокалом, в том числе и очень обсуждаемой, и «Дева в беде» — пожалуй, один из альбомов-хайлайтов в этом условном жанре. Юля из Sewage Sour тонко работает со звуком и ещё тоньше с голосом и лирикой — на этапе синглов проникнуться может не получиться, но на дистанции альбома «Дева в беде» работает отлично.

11. Lucidvox — «Мы есть»

Почему-то анализировать музыку Lucidvox за пределами перечислений тегов и вызываемых настроений трудно: инфлюенсы называются девушками напрямую, но не всегда считываются; изменилась лирика — но это тоже становится понятно больше из пресс-релизов, чем из самих песен; когда мнение о песне составлено — случается твист, и она оказывается совсем другой. К счастью, девушки охотно рассказывают о своей музыке сами, и в момент считывания вполне конкретных смыслов композиции открываются по-новому, более проникновенными и по-хорошему болезненными. А звучит музыка «Мы есть» ожидаемо хорошо — как интересно сыгранный психоделический фолк с претензией на большие музыкальные идеи и выверенным балансом между брутальностью и орнаментальностью.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+11

 

   

Комментарии (0)