Почему игра Cyberpunk 2077 оказалась очаровательной катастрофой

Cyberpunk 2077 — это, вне всяких сомнений, чрезмерно распиаренная ролевая игра, которой, впрочем, весь хайп пошел только во вред. Игра, которую годами ждали с нетерпением и ради которой многие разработчики отодвинули свои релизы на следующий год, получила не лучший рейтинг, а некоторые геймеры даже оформляют возвраты.

Казалось бы, ситуация чудовищная, и это провал. Но нет, всё-таки мы действительно получили прецедент года, настоящий медиавирус, популярность которого будет лишь нарастать — и, скорее всего, Cyberpunk 2077 получит в итоге статус культового проекта. Почему «Ридус» так считает и почему не стоит судить игру по запуску — подробно объясняем всей редакцией: наши сотрудники лично испытали на себе все прелести и недостатки игры.


Мы подробно изучили самый ожидаемый проект двух лет, используя для этого разные платформы, от привычных всем персональных компьютеров до PS4 и PS4pro. И если игровой опыт более-менее у всех сходится, то начать стоит, пожалуй, с причины, из-за которой геймеры сейчас дерутся на почве вопроса «хит или провал». Мы же попытаемся привести веские доводы, почему дать шанс игре нужно.

Доступ к телу шедевра еще попробуй заслужи: техническая катастрофа.

Будем реалистами: те, кто давно знаком со студией CD Projekt RED и игровой индустрией в целом, со здоровым скептицизмом ожидали релиз. В геймдеве, как и в киноиндустрии, существует проверенное годами правило: чем больше распиарен проект, тем больше проблем следует ожидать на выпуске. Так и произошло.

Фанаты «Ведьмака 3» получили возможность повторить свой уникальный и незабываемый опыт с «Киберпанком»: игра получила кошмарную оценку в 2 балла из 10 на метакритике, но только в одном сегменте — у пользователей консолей, причем далеко не следующего поколения. И причиной тому стало то, что у этих пользователей игра просто не запустилась.

Проект был весьма капризным на всех стадиях разработки: восемь лет игра находилась только в производстве, а затем была множество раз перенесена. Все те же капризы продукт перетащил с собой в релиз: даже, если игру удалось запустить, всё равно многие консольщики столкнулись с многочисленными техническими проблемами и багами. Компьютерным боярам повезло чуть больше, однако определенные ошибки встречаются повсеместно.

Ситуацию чуть выправили патчи первого дня. Однако, если такие проблемы как проход сквозь текстуры, падающие через этажи предметы и неровную подгрузку окружающего мира еще можно добродушно вынести, намного труднее справиться с критическими сбоями, которые делают дальнейшее прохождение проблематичным. Впрочем, справиться с ними тоже можно, если пошаманить с клиентом, однако это явно не тот опыт, который хотел получить человек от «игры года». 

Иногда ты втыкаешься на транспортном средстве в пустоту — это просто не подгрузившийся автомобиль, который создает своеобразное слепое пятно в игровом мире. Периодически не можешь поднять предмет с пола, потому что игра любезно выкидывает его обратно из инвентаря.

Впрочем, все эти проблемы легко решаются перезапуском клиента. Люди, которые ждали игру по-настоящему долго и с нетерпением, научились даже извлекать веселье из обилия игровых багов: интернет пестрит сообщениями о вываливающихся «на свежий воздух» гениталиях героя или о груди, в которой застрял лифчик. В этом всём есть своеобразная ирония, ведь именно на факте всесторонней кастомизации персонажа была построена львиная доля пиар-кампании проекта.

Тем не менее, как ни странно, у большинства геймеров даже изобилие разнообразных багов не отбивает желание играть дальше. Кроме того, сотрудники «Ридуса» справедливо указывают на то, что подавляющее большинство распиаренных проектов прошлых лет несло в себе ровно те же проблемы: достаточно вспомнить продукты Ubisoft или ранние игры от Obsidian — последние фанаты исправляют самостоятельно до сих пор.

Кроме того, нужно отдать полякам должное: в первые же дни были оперативно выпущены патчи, благодаря которым играть в выходные стало намного комфортнее.

Из царства багов — нырок в дивный, новый мир.

Причина, по которой возвратов не так уж и много и по которой всё же игра лидирует в топах продаж и одновременного количества игроков, достаточно проста. Когда геймеры всё же прорвались через начальные препятствия, их моментально оглушил игровой мир, который засасывает в себя безнадежно и стремительно.

Многие игры стремятся удержать внимание игрока еще на стадии прохождения пролога, однако нередко человек забрасывает проект примерно на середине, разочарованный в самых разных аспектах. Сказать такое про «Киберпанк» просто язык не поворачивается. Сюжет раскручивается подобно маховику, ускоряя свой темп и не отпуская геймера из своих цепких объятий ни на секунду. Даже в тот момент, когда главный герой Ви просто бродит по Найт-сити, всё равно ощущается непроходящий пульс — это пульс живого города, который никогда не спит.

От потасовок на лестничной клетке у собственной квартиры до уличных разборок, где внезапно разворачивается перестрелка между полицией и преступной группировкой — в Найт-сити постоянно что-то происходит. Игра не желает отпускать внимание игрока, реальные часы летят как минуты — и это именно та причина, по которой, несмотря на многочисленные проблемы, «Киберпанк» вполне можно назвать хитом.

Моментально становится ясно, над чем так упорно корпели разработчики много лет: каждый герой наделен душой, своим неповторимым характером, особенностями поведения и привычками. Причем касается это не только ключевых персонажей вроде друзей Ви, но и эпизодических героев вроде работодателей. Собственный характер есть даже у безликих смс-ок, постоянно приходящих главному герою — и на них можно отвечать.

Тем не менее, в любой бочке с медом всегда отыщется ложка дёгтя. Пробыв в Найт-сити несколько реальных дней подряд, понимаешь, что никакой речи об инновации или прорыве не идет. Всё это мы уже видели раньше: и в Watch Dogs, и в GTA, и в других играх с открытым миром. В какой-то момент четвертая стена разрушается, и ты осознаешь, что всё-таки ты — единственный живой человек в этом мире.

Полицейские, которые оккупировали квартиру твоего соседа, никуда не уйдут и не выломают дверь. Автор этих строк лично провел эксперимент: оставил Ви около полицейских и ушел на полчаса пить чай. Как и ожидалось, служители закона никуда не ушли и безмолвно стояли истуканами у двери. Максимум, что с ними можно сделать — это врезать, после чего последует перезагрузка, потому что внезапно набежавший спецназ выбьет из вас всё желание делать так снова.

К сожалению, это - постановка

К сожалению, это — постановка

Человеку, которого застрелили на ваших глазах среди бела дня, никак нельзя помочь. Его тело так и будет лежать на улице, пока вы не смените район — затем, разумеется, оно бесследно исчезнет, будто ничего и не было. Большинство наиболее захватывающих действий вроде разборки полиции с бандитами, за которой можно понаблюдать из окна машины — постановочные. Мир «Киберпанка» действительно живой и интересный, но периодически он всё-таки напоминает о том, что он вымышленный и вы просто сейчас играете у себя дома.

Впечатление могут испортить и такие типичные родимые пятна бесшовных миров, как резкая подзагрузка. Впрочем, если вы уже давно играете в компьютерные игры, вряд ли это как-то шокирует или испортит настроение — видали, как говорится, и хуже.

Такие мелочи нисколько не портят впечатления от геймплея. Как уже было сказано выше, игра надежно вцепляется в игрока и не выпускает его ни на секунду: даже, если вы просто прогуливаетесь по улице Найт-сити, что-то обязательно произойдет. Так, можно приехать на сюжетный квест раньше положенного, прогуляться вокруг клуба и внезапно спасти пару жизней. Или ввязаться в перестрелку. Или стать свидетелем разборки между местными бездомными и «держателями» района.

Солидную долю в копилку атмосферности вносит и саундтрек. Вряд ли его стали бы исполнять в концертных залах, однако это и не нужно: главное, что музыка — как сопровождающая, так и играющая из радио, — подчеркивает и обостряет все грани окружающего мира.

Отдельного реверанса заслуживают персонажи. И дело не только в том, что они ювелирно прописаны: каждый полноценный герой, которого вы встретите на своем пути, обязательно загрузит ваш мозг нетривиальным философским вопросом. Что важнее: умереть в лучах славы или прожить спокойную жизнь? Что правильнее: полагаться исключительно на себя или нафаршировать себя имплантатами и превратиться в машину?

Киану Ривз играет роль харизматичной сволочи, задающей философские вопросы. Кто-нибудь ожидал иного?

Киану Ривз играет роль харизматичной сволочи, задающей философские вопросы. Кто-нибудь ожидал иного?

Игра не стесняется постоянно цитировать Уильяма Гибсона и Филипа Дика, наряду с кинематографическими шедеврами вроде «Бегущего по лезвию» и других хитов про антиутопии. База у мира «Киберпанка» настолько серьезная, что вполне является самостоятельным произведением, которое отдает дань культуре XX века. И вполне вероятно, что после такого опыта каждый геймер поневоле задумается над трудными вопросами, которые раньше не приходили ему в голову.

Отдельно хочется отметить акцент на сексуализации и вообще половом вопросе в мире Земли будущего. Быстро становится ясно, что пиар-компания, посвященная этому, была сделана вовсе не в вульгарных целях: здесь царство победившего гендерного разнообразия — это для многих скорее вопрос выживания в попытке сохранить собственное «я». Обнаженка же — выразительное средство, лишний раз напоминающее, что мы все — просто люди, хрупкие даже с имплантатами.

Сержант Графоуни вас не посетит, но и до полноценного кинематографа далеко.

Немалое число геймеров ждало от игры некого графического прорыва. Это предвкушение подстегивали многочисленные промо-ролики и скриншоты, демонстрирующие чуть ли не кинематографический уровень картинки. Тем не менее, всё решила, как водится, золотая середина.

«Киберпанк» действительно смотрится очень прилично и демонстрирует высокий уровень графической проработки. Более того, проблема оптимизации, которой многие опасались, не стоит так уж остро: если играть на добротном компьютере, даже необязательно с RTX-функцией, всё равно картинка будет приятной, а перемещение по городу — плавным и весьма убедительным.

Тем не менее, говорить о каком-то навороченном некст-гене проблематично. Вы не сможете рассмотреть каждую пору на лице персонажа, если вы ожидали именно этого, а спецэффекты вроде огня, воды или брызг крови выглядят на уровне прошлого десятилетия. Однако это — необходимая жертва во имя оптимизации. В противном случае, в «Киберпанк» сыграть смогли бы немногие, а локации пришлось бы разделить загрузочными экранами.

В целом же, графику можно охарактеризовать как уровень очень дорогого и добротного 3D-мультфильма современности. Одежда и волосы пластичные, двигаются вместе с персонажами, трассировка лучей работает добросовестно, а разнообразие цветовой палитры отражает самый настоящий город будущего, который сразу навевает сравнения с японскими шедеврами жанра вроде «Психопаспорта». Разнообразные мелочи вроде следов от инъекций или синяков лишь дополняют картину.

На приеме у доктора всё будете ощущать из партера.

На приеме у доктора вы всё будете наблюдать из партера.

Отдельно стоит сказать об уровне кинематографии, поскольку она является одной из сильнейших сторон игры. Всё, что происходит в рамках сюжета, работает на полное погружение в игру: вы почти физически будете ощущать, как полицейский бросает вас лицом в пол, как дрожит умирающая девушка на ваших руках или как врач вставляет вам имплантат в глаз. Где нужно, игра будет затемнять экран, трясти камерой и проделывать прочие голливудские фокусы, чтобы игрок поверил в реальность происходящего.

Если вы всегда мечтали испытать опыт задержанного, игра предоставит вам такую возможность.

Если вы всегда мечтали испытать опыт задержанного, игра предоставит вам такую возможность.

И минусом, и плюсом является ориентированность графической составляющей игры на разные платформы. С одной стороны, это позволяет играть как на любой платформе, так и на разных компьютерах, в том числе не самых топовых. С другой стороны, популярные геймерские форумы сейчас пестрят жалобами на «мыло» — и больше всего достается PlayStation 4, где графического разнообразия мощных компьютеров наблюдать не приходится.

Впрочем, именно графика — вопрос очень индивидуальный. Кто-то желает выжать из игры всё на любых платформах — в то время, как другая половина геймеров, не искушенная в желаниях, получает удовольствие имеющимися средствами.

У меня даже медведь машину водит лучше, чем ты, Ви.

Особый вопрос, который беспокоил многих — это управление. Учитывая ориентацию игры на разные платформы и стремление захватить всю возможную аудиторию, справедливо можно было ожидать комбинацию из компьютерных элементов и консольных. В общем-то, именно так и вышло, только больше с отрицательным знаком.

Именно по этому аспекту вы не найдете в сети двух одинаковых мнений — даже, если люди, высказавшие их, играют на одной и той же платформе. Компьютерщикам, привыкшим к экшенам вроде Doom, режим стрельбы может показаться знакомым и комфортным. Однако другие компьютерщики будут жаловаться на неудобство управления в остальных аспектах игры. То же относится к консолям, хотя именно здесь жалоб меньше.

Пожалуй, корректным будет сказать, что всё зависит от опыта. Если вы брали консоль конкретно под «Киберпанк» (что не редкость, учитывая распиаренность игры), вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Если же вы привыкли играть в любые проекты на своей любимой консоли, вряд ли «Киберпанк» именно у вас вызовет ярость боевых трусов.

Если говорить про компьютеры, тут всё немного сложнее. Первое, что ошарашивает при запуске — это квадратный курсор, который может вызвать нервный тик уже на стадии кастомизации. Такое решение, возможно, удобно для консолей, но не для компьютеров, где уместнее было бы сделать традиционный курсор.

Впрочем, по ходу игры её ориентированность на консоли становится абсолютно ясна: все ключевые действия вынесены на клавиатуру, потому если вы являетесь ролевым игроком старой школы, придется вам побегать по клавишам как заправскому пианисту.

Та самая скандальная реклама. Лучше забудьте в диалогах о мыши.

Та самая скандальная реклама. Лучше забудьте в диалогах о мыши.

Мышь в игре используется преимущественно для стрельбы — и как раз этот аспект выполнен неплохо: отдача ощущается, прицел не водит из стороны в сторону, да и в целом стрелять по врагам — сплошное удовольствие. Точно так же проблем не вызывает и ближний бой: если играть на низких сложностях, можно разыграть «Шестиструнного самурая» и просто крошить всех врагов катаной.

Истинная боль кроется в автомобилях. Геймеры, которые помнят Watch Dogs, могут смело перенести свой игровой опыт на Cyberpunk 2077: эту проблему поляки «списали» у французов на пять баллов. Хотя, казалось бы, куда логичнее было бы поучиться на чужих ошибках, но нет.

В том, что лучше бы создатели оставили в игре атмосферное метро, единодушно большинство геймеров — как западных, так и отечественных. Совершенно кривое и невразумительное управление наряду со слабой атмосферностью вождения — та вещь, в которой сотрудники редакции оказались единогласны. Причем как играющие на консолях, так и компьютерные игроки.

Приятным компромиссом являются местные мотоциклы, которые управляются намного приятнее и проще. Так что если встретите двухколесного друга на улицах Найт-сити — не брезгуйте.

Ламберт, хочешь стих?..

Русскоязычные поклонники CD Projekt RED ожидали локализации уровня «Ведьмака 3» — и на меньшее мало кто был согласен. Это понять несложно: локализация саги о Геральте в России — это притча во языцех: настолько качественной, грамотной и атмосферной работы не ожидаешь встретить даже в современном кинематографе. Всё, начиная подбором актеров и заканчивая работой с текстом, было выполнено на высочайшем, даже легендарном, уровне.

Тем не менее, если всё же быть объективными, локализация «Киберпанка» явно не дотянула до уровня предшественницы.

Слышишь мат? И я не слышу. А в субтитрах он есть. И так будет часто.

Слышишь мат? И я не слышу. А в субтитрах он есть. И так будет часто.

Проблема русских субтитров — в совершенно запредельном количестве мата, который звучит к месту и не к месту. Знатоки английской речи прекрасно убедятся в том, что матерные выражения наши локализаторы используют даже там, где их нет в помине. Кроме прочего, хромает и чувство языка: большинство героев разговаривают примерно однотипно, будто выросли на одной улице и ходили в одну школу. В то время, как каждый персонаж по характеру уникален: Джеки — достаточно мягкий и добродушный громила, в то время как Джонни Сильверхэнд — язва и грубиян, каких поискать.

Впрочем, ближе к середине прохождения количество матерных выражений начало уменьшаться — то ли переводчик успокоился, то ли редактор вмешался. Если есть желание поискать причины, можно предположить, что локализация была подвергнута многочисленным правкам: в изначальных версиях игры мат мог присутствовать, его и перевели, но в последний момент прислали финальную версию с другой озвучкой. Это возможно, но является лишь домыслами.

Если закрыть глаза на периодический рассинхрон сказанного героем с субтитрами, в определенный момент на это уже перестаешь обращать внимание. Если же говорить о цельной картине, локализация выполнена на вполне добротном уровне. Опечаток, грубых ошибок или ляпов обнаружено никем из редакции не было.

Так всё же: иметь иль не иметь?..

Подводить итог после всего сказанного достаточно трудно. Игра до сих пор продолжает терять рейтинг на большинстве популярных площадок, а количество отрицательных обзоров на игру в том же Steam — одна пятая от общей массы, что возмутительно много для хита такого уровня, которого всерьез испугались конкуренты.

Глобальная рекламная кампания, сотрудничество с косплеерами, войны с меньшинствами, огромный бюджет, вложенный в маркетинг и неоднократный перенос релиза игры отразились на общем результате негативным образом. Экзальтированность разработчиков, которая передалась сообществу, сыграла с проектом дурную шутку: невольно все ожидали абсолютного хита с рейтингом 10/10. Любой другой игре простили бы и баги, и лаги, и кривое управление, и абсолютно всё. Но только не «Киберпанку».

Больно это наблюдать.

Больно это наблюдать.

Именно этим и объясняется прохладный прием игры и волна возвратов товара обратно в магазины. Ведь, объективно говоря, проект вышел добротным, а местами — вполне шедевральным, как минимум влияющим на всю игровую индустрию. «Киберпанк» — это не просто очень кинематографичная игра, это произведение искусства, которое заставляет задумываться, а не просто жать на кнопки.

Сила игры — не в её графике, не в возможности пострелять по бегающим людишкам и даже не в атмосфере, хотя всё это безусловно её приятные стороны. Сила игры — в том, как она напрямую обращается к геймеру, провоцирует его рефлексировать и серьезно воспринимать происходящее на экране. В том числе затем был вырезан вид от третьего лица: для максимального погружения. И оно абсолютно удалось: то, что видит Ви — видишь ты.

Наиболее масштабная и мощная составляющая «Киберпанка» — в том, что это очень взрослая и зрелая игра. Эта зрелость выражается не в обнаженке, матюках или литрах крови. Эта зрелость выражается в вопросах, которые поднимает сценарий и бросает в лицо игроку, требуя размышлять и найти ответы: что есть человек? Является ли человек, который напичкал свое тело имплантатами, уже не человеком, а киборгом?.. Можем ли мы называть себя людьми после того, как нас легко оказывается заразить нейровирусом и напичкать всё наше тело, от иммунной системы до головного мозга, техникой?..

В такие моменты обнаженка - это средство для описания жестокой действительности.

В такие моменты обнаженка — это средство для описания жестокой действительности.

Если Deus Ex играла с этой темой на протяжении повествования, Cyberpunk 2077 возводит её в абсолют. Посредством доктора, который отказался от сытой корпоративной жизни и профессионального роста, чтобы лечить пациентов в стареньком подвале, нередко закрывая глаза на отсутствие у них денег. Или самих главных героев, которые по-тарантиновски устроили резню в логове бандитов, а затем психуют над умирающей девушкой: «Может быть, нам сделать вот так?..» — «Господи, Ви, так ты её убьешь». Наконец, самый мощный инструмент — это сам Джонни Сильверхэнд, второй главный герой повествования, который постоянно ставит в неловкое положение самим фактом своего существования.

И сами разработчики прекрасно осознают, почему сейчас геймеры отворачиваются от них — и упирают на то, какую цель они преследовали всегда и продолжают ей следовать:

Потому, отвечая на самый главный вопрос: Cyberpunk 2077 — это та игра, которую стоило ждать. И которую стоит иметь в своей коллекции, уделив ей самое пристальное время. Другой вопрос, что этот опыт может оказаться настолько негативным, что отвернет от проекта раз и навсегда.

Тем не менее, точно такая же ситуация когда-то обстояла с «Ведьмаком 3» — и, как показывает опыт, CD Projekt обязательно отполирует игру до блеска. Потому людям, которые размышляют, стоит ли брать игру, можно смело ответить: да. Но мы бы посоветовали сделать это не сейчас, а подождать несколько месяцев, пока продукт не приобретет окончательную и завершенную форму с помощью патчей.

Тем геймерам, которые размышляют об оформлении возврата, мы бы порекомендовали всё же основательно обдумать этот вопрос и дать игре второй шанс. В противном случае, можно лишиться очень ценного и самобытного опыта.

Жаль, конечно, что такой масштабный проект собрал все возможные грабли, которые сопровождают любой крупный релиз.

Тем не менее, мы скромно прогнозируем Cyberpunk 2077 культовый статус в будущем. И мы надеемся, что наша редакция смогла подробно и обстоятельно дать ответ на вопрос — почему.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)