Россияне нашли утешение в телевизорах и холодильниках

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

В 2020 году россияне купили рекордное за последние шесть лет количество крупной бытовой техники — 11 миллионов штук на 238 миллиардов рублей, говорится в исследовании группы «М.Видео-Эльдорадо». Первый пик продаж пришелся на март, когда началось падение рубля, второй — на период с июня по октябрь.

Россияне стали больше времени проводить дома, и бытовая техника, которая облегчает повседневные домашние хлопоты и делает жизнь более комфортной, становится товаром первой необходимости, пояснил коммерческий директор группы «М.Видео-Эльдорадо» Олег Муравьев. Также на скупку техники могли пойти те средства, которые планировалось потратить на отпуск и другие развлечения вне дома, допускает он.


По сравнению с прошлым годом покупки крупной техники в России выросли на 17% в штуках и на 22% в деньгах. Впрочем, спрос на такие товары неуклонно растет с 2015 года. Тогда было приобретено около 7,7 миллиона штук, в 2016 году — 8 миллионов, в 2017 году — 8,4 миллиона, в 2018 году — 9,3 миллиона, в 2019 году — 9,4 миллиона штук.

Самым востребованным видом техники в сегменте «для дома» остаются стиральные машины: с января по октябрь их продажи увеличились на 12% в количественном выражении (до 2,8 миллионов штук), а в денежном — на 20% (до 65,3 миллиарда рублей).

В деньгах наиболее крупным сегментом по объему остаются холодильники, продажи которых выросли на 26% (до 79 миллиардов рублей). Спрос на них увеличился на 18% - до 2,6 миллиона штук.

Бытовой взлет

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Опрошенные «Ридусом» эксперты выводы авторов исследования в целом разделяют. В этом году у значительной части россиян изменился образ жизни, отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева: из-за пандемии больше времени приходится проводить дома, кто-то переехал жить за город на дачу. Люди стали запасать продукты, чтобы реже посещать магазины, стали больше готовить и питаться дома, а не в кафе и ресторанах, стали меньше пользоваться бытовыми услугами, такими как стирка в прачечной или помощь по хозяйству.

В связи с этим, появилась потребность улучшить или обновить оборудование места жительства за счет покупки крупной бытовой техники: холодильников и морозильников, плит, вытяжек, посудомоечных и стиральных машин, — поясняет она.

Домашний режим привел к более частой эксплуатации бытовой техники, и часть аппаратов быстрее вышла из строя по возрасту, другая оказалась очень неудобной, а кому-то в изменившихся условиях стало не хватать функциональности имеющихся в наличии устройств, добавляет независимый финансовый эксперт Дмитрий Чечулин.

Традиционно сработал и такой фактор, как девальвация рубля. В периоды резкого ослабления национальной валюты россияне привычно спешат «спасти» сбережения в магазинах. Так случилось и в этом году. Обвал нефтяных цен, совпавший с развитием пандемии, привел к серьезному провалу рубля. Общая неопределенность и ожидание роста цен на импортные товары подтолкнули людей к покупке крупной бытовой техники.

Чуть позже, к началу лета, из-за карантина и закрытия границ многие отменили отпуска, а зарезервированные на эти цели средства у кого-то пошли на покупку крупной бытовой техники, — говорит Елена Киселева.

Дополнительным стимулом для спроса на крупную бытовую технику, по ее мнению, могло стать снижение ставок по депозитам: не исключено, что некоторые граждане предпочли купить товары длительного пользования вместо того, чтобы наблюдать, как обесцениваются их сбережения на вкладах, доходность по которым зачастую не догоняет даже официальную инфляцию.

Свою лепту внес и ажиотаж на рынке недвижимости, вызванный льготной ипотекой, допускает Дмитрий Чечулин: в приобретенные таким образом квартиры тоже была нужна бытовая техника.

Цены отстают

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Цены на бытовую технику тоже растут. Но, если верить официальным данным Росстата, достаточно умеренно — к ноябрю на 5,8% с начала года. Здесь действуют два разнонаправленных фактора, поясняет Елена Киселева. С одной стороны, девальвация рубля и наличие спроса способствуют повышению цен на бытовую технику. В частности, весной европейские производители сообщали ретейлерам о планах по увеличению закупочных цен на 5−10%.

С другой стороны, у людей в этом году сильно упали доходы. Так, в третьем квартале реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 4,8% в годовом выражении (опять же, по официальным подсчетам Росстата).

Поэтому ретейлеры для поддержания уровня продаж активно применяют различные маркетинговые инструменты, делающие подросшие цены более привлекательными для покупателей — проводят акции и распродажи, предоставляют различные скидки, бонусы, рассрочки, — указывает эксперт.

Что дальше?

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Вполне возможно, что очередной всплеск продаж будет отмечен по итогам ноября-декабря. Скупка бытовой техники накануне нового года — еще одна традиционная забава россиян, которые привычно ожидают повышения цен в январе. К этому добавляются предпраздничные скидки и различные годовые денежные «плюшки» (бонусы, премии, «тринадцатая зарплата»).

В уходящем году на щедрость работодателей могут рассчитывать, конечно, не все, но многие, считает Дмитрий Чечулин, а потратить эти деньги на поездку в отпуск по-прежнему весьма непросто.

Вот и получается, что на новую машину денег маловато, а обновить бытовую технику и сделать свой дом более удобным для постоянного пребывания — вполне оправдано и выгодно, — констатирует он.

В целом, если есть необходимость в покупке бытовой техники, то стоит отслеживать выгодные предложения и не откладывать покупку надолго, призывает Елена Киселева. Тем более что сейчас наблюдается укрепление рубля, которое будет оказывать сдерживающее влияние на цены в ближайшие месяцы.

Что будет с курсом в следующем году, предсказать сложно. Например, возможно ужесточение санкций со стороны США после инаугурации Джозефа Байдена 20 января. Это может вызвать новое снижение курса рубля и усилить рост цен, — предупреждает аналитик.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)