Как противостоят жесткой монополизации IT-рынка в России и в мире

С проблемой злоупотребления положением со стороны крупнейших IT-корпораций развязали войну по всему миру — и Россия не является исключением. В Конгрессе США, Европарламенте и Совете Федерации обсуждают возможности ужесточить существующие антимонопольные нормы, чтобы ограничить пагубное влияние доминирующих IT-гигантов на цифровые рынки.


Согласно докладу Конгресса США, Apple, Google, Amazon и Facebook злоупотребляют своим положением на рынке. Таковы результаты крупного антимонопольного расследования в отношении четырех IT-гигантов.

В том виде, в котором они существуют сейчас, Apple, Amazon, Google и Facebook обладают значительной властью над большинством сегментов нашей экономики. В последние годы каждая из этих компаний расширила свое влияние и использовала его на рынке так, что в результате подорвана конкуренция, — приводит фрагмент доклада конгрессменов Inc.

В американском Конгрессе установили, что Amazon использует доминирующее положение на рынке онлайн-торговли, Apple является монополистом в сфере распространения приложений для устройств на базе iOS, а также дискриминирует конкурентов, Facebook установил монополию в секторе цифровой рекламы и на рынке соцсетей, а Google владеет персональными данными миллиардов людей, что дает ей преимущество в различных отраслях бизнеса.

Конгрессмены предлагают несколько мер для борьбы с жесткой монополизацией IT-рынков. Необходимо ввести структурное разделение и запретить доминирующим платформам выходить на смежные направления бизнеса: к примеру, отделить YouTube от Google. Также нужно обязать антимонопольные службы внимательно изучать сделки по слиянию с участием этих четырех компаний. Кроме того, от доминирующих платформ намерены потребовать совместимости своих услуг с конкурентными сервисами, то есть возможности для юзеров передавать свои данные из сервиса в сервис.

Параллельно со слушаниями в Конгрессе аналогичные механизмы разрабатываются и в других странах мира, отметил в интервью ridus.ru председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.

Например, в Евросоюзе сейчас рассматривается Digital Services Act — закон о цифровых сервисах. В соответствии с ним доминирующим компаниям будет запрещено единолично использовать все пользовательские данные, которые они собирают. В случае если на рынке есть компания, предоставляющая аналогичные сервисы, то Apple, Google, Amazon и Facebook обяжут передавать данные другим компаниям для возможного пользования. Кроме того, если будет установлено, что одна из компаний, которая занимает доминирующее положение на рынке, серьезно злоупотребляет своими правами, то ЕС также вправе разделить ее бизнес на несколько секторов, чтобы снизить концентрацию этого игрока и не допустить монополизации рынка.

В России сейчас рассматривается возможность принятия поправок в антимонопольное законодательство, продолжил эксперт. Речь идет о так называемом «пятом антимонопольном пакете», который предлагает специальные меры для борьбы против IT-гигантов, нарушающих законодательство о конкуренции.

С теми ресурсами, которые есть у Apple, Google, Amazon и Facebook, они легко могут купить весь наш рынок. Задача антимонопольной службы — рассматривать сделки на предмет их последствий: например, что произойдет, если Google купит 1С. Это позволит не допустить чрезмерной экономической концентрации, иначе получится ситуация, при которой конкуренция будет снижена, а весь рынок будет сосредоточен в одних руках, — подчеркнул Журавлев.

«Это приведет к тому, что не потребитель будет задавать условия компаниям, а компании будут диктовать условия потребителям. Нужно скорее актуализировать антимонопольное законодательство и принимать соответствующие меры, чтобы оградить наш рынок от негативного влияния зарубежных IT-компаний», — добавил эксперт.

Директор института права и развития Высшей школы экономики и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов называет эффективное антимонопольное законодательство одним из драйверов развития российского IT-рынка. В качестве примера он приводит действия Федеральной антимонопольной службы в конце «нулевых», когда была заблокирована сделка по покупке Google поисковой платформы «Рамблера» под названием «Бегун».

Это произошло в очень прогрессивном контексте, когда никто из регуляторов подобные сделки не блокировал. Состоялась целая серия глобальных сделок — когда Facebook покупал WhatsApp, Microsoft покупал LinkedIn, а Google скупил сотни тысяч компаний за период набора свой рыночной власти. Практически ни по одной такой сделке дискуссий среди антимонопольных регуляторов не было, потому что доминировал лозунг Competition is just one click away. Google говорила, что конкуренция на IT-рынках безумная, она будет постоянно менять структуру основных игроков, ее не остановить, поэтому бессмысленно вторгаться туда с антимонопольным регулированием. Позже и европейские, и американские регуляторы посыпали голову пеплом, признавая, что они ошиблись.

Именно для того, чтобы подобные сценарии не повторялись в России, и был разработан «пятый антимонопольный пакет», нацеленный на распространение антимонопольного регулирования на онлайн-площадки: поисковики, онлайн-магазины и другие платформы.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)