Битва за «цифру», или Как вернуть в интернет конкуренцию

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Этой осенью Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена внести изменения в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главная их цель — создание равных возможностей для конкуренции в условиях практически сформировавшихся цифровых монополий и абсолютного доминирования отдельных интернет-платформ.


Интернет и «колхозный рынок»

В чем общественная значимость вносимых ФАС изменений, затрагивающих, казалось бы, довольно узкую и весьма специфическую сферу, и почему «Ридус» решил обратиться к данной теме именно сейчас?

Бытует мнение, что все сетевые антимонопольные «разборки» — проблема исключительно тех, кто делает бизнес в интернете. Считается, что все это никак не касается 99,9% рядовых интернет-пользователей, что, конечно же, является глубочайшим заблуждением.

Цифровизация экономики кроме неоспоримых благ содержит в себе и практически все риски, присущие классической «аналоговой» экономике. В первую очередь это ползучая монополизация онлайн-рынков товаров и услуг, обусловленная злоупотреблением своими возможностями со стороны «цифровых гигантов».

Допустим, какой-то абстрактный игрок, владеющий продовольственным или вещевым рынком, предоставляет самые лучшие и «оборотистые» торговые места собственным или аффилированным с собою торговцам. Это позволяет ему, как владельцу торговой площадки, подавить конкуренцию за низкую цену между независимыми участниками и установить свои правила. В большинстве случаев сам владелец рынка не имеет никакого отношения к представленным на нем товарам и услугам, но это ничуть не мешает ему контролировать все бизнес-процессы, происходящие на его площадке. Потребителю же, ввиду отсутствия альтернатив, не остается ничего другого, как следовать навязанным ему правилам и покупать товары и услуги у «правильных» продавцов по выгодным только им ценам.

Новая экономика или цифровой колхоз?

Все то же самое происходит сегодня и на крупнейших цифровых площадках. Их владельцы, пользуясь своими неограниченными возможностями, формируют рынок исключительно в собственных интересах.

Примеров тому масса: в прошлом году Еврокомиссию заинтересовало совмещение компанией Amazon ролей маркетплейса и ритейлера. Данная схема позволяет Amazon не только реализовывать товары и услуги своих клиентов, но и предлагать собственные, используя преимущества, получаемые за счет доступа к информации о продажах других ритейлеров на платформе.

Схожая ситуация наблюдается и с российскими интернет-гигантами. Конкуренты «Яндекса» вынуждены тратить на свое продвижение гораздо больше средств, так как им недоступны наиболее привлекательные форматы, как, например, «колдунщики».

«Колдунщики» — элементы поисковой выдачи, предлагающие пользователю ответ на его запрос прямо на странице с результатами поиска. Их особенность состоит в том, что они собирают информацию на собственных сервисах «Яндекса».

Пользователь, в подавляющем большинстве случаев не настроенный проводить много времени на странице с поисковой выдачей, кликает на верхние строки, занятые «колдунщиками» и рекламой «Яндекса». В итоге конкуренты компании недополучают трафик, который является «кровью» интернет-экономики.

Единственным способом повернуть ситуацию в сторону интересов потребителей является возвращение конкуренции, подавленной цифровыми гигантами. Справиться с этой задачей по силам только главному регулятору всего и вся — государству в лице антимонопольных структур, законодательной и исполнительной властей. Рост экономического могущества цифровых платформ требует от регулятора определиться с правилами и требованиями к их деятельности.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Пятый антимонопольный, или ответный удар по «сетевому эффекту»

Изменения в антимонопольное законодательство, призванные урегулировать деятельность цифровых платформ, предполагается внести в рамках так называемого пятого антимонопольного пакета, разрабатываемого с 2018 года.

С 2006 года в ходе модернизации антимонопольного законодательства были приняты четыре пакета поправок и изменений в действующие правовые акты. Однако ввиду развития новых технологий и формирования цифровой экономики, а также в рамках исполнения соответствующего поручения президента ФАС подготовила новый пакет изменений в Закон о защите конкуренции и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (пятый антимонопольный пакет).

Данный пакет уже получил название «цифровой», так как его главная цель — вернуть в лоно антимонопольного регулирования такие интернет-площадки, как поисковики, онлайн-магазины и прочие. Для этого будут определены критерии доминирующего положения на рынке. В первую очередь это владение инфраструктурой (вспомним пример с продовольственным рынком), наличие «сетевого эффекта». Эти критерии применяются в совокупности.

В первом критерии под инфраструктурой понимается платформа, необходимая для взаимодействия других участников рынка или участников рынка и потребителей.

«Сетевой эффект» — это эффект в экономике, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей данного товара или услуги.

Таким образом, владелец цифровой платформы получает экономическую выгоду от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных.

В отношении нарушителей новых правил предполагаются санкции. Так, в случае неисполнения предписания ФАС в судебном порядке сможет добиваться запрета оборота товаров и услуг, осуществляемого нарушителем, или разрешения использовать принадлежащие ему результаты деятельности «в интересах развития конкуренции».

В 2018 году представленный пакет столкнулся с критикой со стороны «Яндекса» и ряда других интернет-компаний. В ответ они предложили свой вариант. Это привело к тому, что в пятом антимонопольном пакете под термином «платформа» стали пониматься исключительно транзакционные (место, где осуществляются торговые операции, совершаются сделки) площадки. Фактически поисковики и соцсети совсем не попали под регулирование пятого пакета поправок.

На сегодняшний момент работа над законопроектом привела к некоторым его изменениям. ФАС предлагает введение санкций в отношении игроков, уже получивших, но не выполнивших предписание за нарушение антимонопольного законодательства. В отношении такой компании, согласно предложению регулятора, должно приниматься решение о выставлении повторного штрафа в удвоенном размере. При этом размер нового штрафа не может быть меньше 100 тысяч рублей и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, предшествующий нарушению.

По инициативе ФАС в проект включены числовые показатели для определения доминирующего положения цифровой платформы: это 35% «на рынке взаимозаменяемых услуг» (цифровой сегмент рынка), а также выручка не менее 400 миллионов рублей в год. Последнее изменение необходимо для того, чтобы действие поправок было направлено в отношении только крупных игроков и не затрагивало мелких.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Можно, если захотеть…

Пока в России только рассуждают о возможности контроля за деятельностью крупных интернет-платформ, в развитых странах набирает силу тренд к ужесточению государственного антимонопольного регулирования цифровой экономики.

В Великобритании Управление по конкуренции и рынкам провело исследование работы онлайн-платформ, онлайн-рекламы и ее влияния на конкуренцию. В нем открыто говорится, что поисковые системы, имея неограниченный доступ к запросам пользователей, могут злоупотреблять этой информацией, равно как и своей долей на рынке. В результате мелкие британские IT-компании оказываются не в состоянии конкурировать с такими гигантами, как Google или Facebook.

Это ведет к снижению разнообразия пользовательского выбора, а также к росту цен на товары и услуги из-за необходимости дополнительных вложений в их продвижение.

Растет в Европе число претензий и к компании Amazon из-за совмещения ею ролей ритейлера и маркетплейса. Неоднократно подозревался в злоупотреблении доминирующим положением и Google. В первую очередь это касается бизнес-практик, связанных с ограничением доступа разработчиков мобильных приложений к устройствам на операционной системе Android. В итоге компании пришлось заплатить рекордный штраф в 4,34 миллиарда евро. А за незаконные соглашения с веб-сайтами о запрете размещения поисковой рекламы конкурентов компания была оштрафована на 1,49 миллиарда евро.

Что касается американского континента, то и там «большой четверке» (Google, Amazon, Facebook и Apple) пришлось ответить на претензии из-за использования антиконкурентных практик в США. В ходе слушаний в Конгрессе компаниям было предъявлено немало претензий. Они касались как воровства трафика и скупки компаний-конкурентов, так и многого другого. В частности, Apple вменяли то, что она единолично решает, к каким приложениям получит доступ пользователь в AppStore.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

А что в России?

Здесь имеется собственный мегапоисковик, а также свои мессенджеры и прочие цифровые сервисы, в связи с чем претензии к ним сродни тем, что предъявляются к глобальным гигантам.

Неудивительно, что отечественные IT-компании активно встали на защиту конкуренции в цифровой среде. Этим летом онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на «Яндекс». Претензии вызвало использование «Яндексом» доминирующего положения для приоритетного продвижения собственных сервисов. В первую очередь это касалось «колдунщиков», которые позволяют искать билеты, квартиры, объявления и прочее без перехода на отдельную страницу. Допущенными к ним оказались только сервисы «Яндекса» при полном игнорировании конкурирующих в этих сегментах компаний.

По мнению обратившихся в ФАС, это приводит к тому, что интернет-ресурс, не имеющий собственного популярного поисковика, теряет трафик и вынужден нести дополнительные расходы на свое продвижение. Это сводит на нет конкуренцию и в итоге негативно сказывается на потребителе.

Помогут ли поправки?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Стремление государства и антимонопольного регулятора защитить деловое сообщество, безусловно, похвально. Однако на сегодняшний день некоторые положения антимонопольного пакета все равно нуждаются в корректировке.

Замечательно, что новые нормы определяют и учитывают понятие «сетевого эффекта», но на сегодняшний день этого недостаточно. По мнению экспертов, защитить конкуренцию в этой отрасли невозможно без распространения действия пятого антимонопольного пакета на поисковые сервисы и другие цифровые платформы, напрямую не связанные с заключением сделок между покупателями и продавцами. Новый документ должен четко выделять и регламентировать само понятие рынка интернет-поиска, что позволит выявлять и пресекать случаи доминирования на нем тех или иных игроков.

Принятие пакета в его нынешнем виде приведет в лучшем случае к росту объемов собираемых штрафов, но вряд ли будет способно разрушить монополию на российском рынке интернет-поиска. Без государственного регулирования влияние доминирующих игроков будет усиливаться и дальше, уничтожая конкуренцию и нанося удар по интересам потребителей.

Безусловно, в этой ситуации многое будет зависеть и от действий регулятора. Обнадеживает то, что сегодня в ФАС с интересом присматриваются к соответствующим мировым практикам, а это означает, что от нее будут ждать и соответствующих решений для российского интернет-рынка.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)